Слово в день рождества Христова. (25 декабря 1876 г.)

Иисусу родшуся в Вифлееме Иудейстем, во дни Ирода царя... се ангел Господень во сне явися Иосифу, глаголя: возстав поими отроча и матерь его, и бежи во Египет, и буди тамо, дóндеже реку ти: хощет бо Ирод искати отрочате, да погубит е (Мф. 2:13).

Вот как люди приняли своего Спасителя Едва родился он, как уже составлен злодейский замысел на его жизнь! Нечестивому царю не удалось погубить божественного отрочате, – но четырнадцать тысяч невинных младенцев гибнут за Иисуса! А вся последующая жизнь Господа нашего чем была, как не бесконечною нитью беспрерывных напастей, скорбей и огорчений от грешного и неблагодарного рода человеческого? Его небесное учение стараются унизить, Его безгрешную и святейшую жизнь хотят запятнать, Его чудеса объясняют действием веельзевула, его проповедь о всеобщем благодатном царстве провозглашают политическим возмущением, Его осуждают как преступника, Его распинают как злодея! Для истребления его имени с лица земли употребляют огонь и меч, и целые века ручьями льется кровь его исповедников. Когда огонь и меч оказались слабыми, пускают в дело философию, – и всеми ухищрениями озлобленного и дерзкого вольномыслия силятся низвести Богочеловека в среду тварей, а его служение роду человеческому представить простым и обыкновенным делом. К нашему злосчастному времени слепотствующая злоба и борьба на Сына Божия достигла, кажется, наивысшего своего напряжения. Не говоря о мусульманском фанатизме, устремившемся на борьбу с верою Христовою под знамением лжепророка, в самых христианских обществах сколько есть печальных явлений, свидетельствующих не о равнодушии только и холодности к Иисусу Христу, но и о враждебности к Нему?! Достаточно например появиться какой-нибудь книге противухристианского направления, – и ее читают с удовольствием, хотя бы она в конец низвращала божественную жизнь Иисуса; ею любуются с каким-то затаенным злорадством ее готовы провозгласить каким-то новым евангелием!... Нам, благочестивые слушатели, остается только повторять, подражая божественному агнцу вземшему на себя грехи всего мира: Господи, отпусти им, не ведят бо что творят! (Лк. 23:34). Мы уверены, что, хотя бы вооружились все силы ада, все темные слуги веельзевула вместе с несчастными борцами против Сына Божия в человеческом роде, – не разрушить им дела, для которого приходил на землю Господь наш Иисус Христос, не отнять у него божественной славы юже имел он от отца еще прежде мир не бысть (Ин. 17:5). Попробуем, однако же объяснить в свое назидание, откуда происходит в людях такое упорное отступничество от своего Спасителя, такое бесстрашное неверие в среде христианской в основной догмат христианской веры – воплощение сына Божия. Обличив неверие, мы укрепим свою веру, и, хотя несколько оградимся от современной заразы.

И прежние, и нынешние неверы свое неверие и пренебрежение к Сыну Божию прикрывают обыкновенно благовидной одеждой, представляются любомудрствующими искателями истины. Как бесконечное существо, говорят они, могло сделаться конечным и ограниченным? Как предвечный Бог мог сделаться младенцем? Как всемогущий и всеславный мог унизиться до положения во яслех? Вопросы эти искони предлагает ум человеческий, и, разумеется, никогда не разрешит их; потому что тайна нашего спасения в существе своем непостижима и для ангельских умов – она от века сокровенна была в Боге. Но дело в том, и что все эти люди, глаголющийся быти мудрыми, имеют совершенно превратные и фальшивые понятия о Боге, – и в этом все дело. Здесь корень неверия. До какой степени узки, поверхностны и можно сказать дики эти понятия, – судите сами. Вот как их можно передать вкратце. То представляют Бога по отношению к миру и к людям каким-то холодным и безучастным зрителем событий, случающихся на земле, – чем-то в роде мастера, который сделал свое дело, сотворил мир, и потом оставил его самому управляться своими собственными силами и законами. Есть и такие слепцы, которые воображают Бога какою-то бессознательной и безличной силой, разлитой по всему миру и одушевляющей материю, и таким образом Творца сливают с тварями. Наконец есть и такие лже-философы, которые вовсе отрицают Бога и все вообще духовное, и признают только одно вещество, одну материю с ее силами и законами. И не время и не место здесь заниматься опровержением всех этих умствований, которые для простого здравого смысла, а тем более для чувства христианского не стоят даже и опровержения. Но не правда ли, что для людей с такими понятиями о Боге действительно никак невозможно дойти, до мысли даже об одной возможности воплощения сына Божия для спасения человеков, – и что слово крестное, равно как и слово о вочеловечившемся Боге, для них не иначе должно казаться, как юродством? Но смотрите, как одно светлое и здравое понятие о Боге, которое почерпается нами из откровения и за которое стоит между прочим здравый человеческий смысл и наше внутреннее чувство, как оно легко устраняет все те препятствия, какие сам создает для себя и об них запинается неверующий ум человеческий, вземлющийся на разум Божий! Как скоро мы знаем, и что Бог не есть что-нибудь отвлеченное, не есть сила безличная и слитая с миром, а есть существо живое и личное, есть любящий и промышляющий творец мира, для которого дорого и к которому близко самое незначительное создание во вселенной, который, по евангельскому слову, следит за судьбой самых маленьких птичек, и без воли которого не падает волос с головы нашей: то что будет странного и невозможного, если сей бесконечно любящий Бог тако возлюби мир, яко и сына своего единородного дал есть, да всяк веруяй в онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3:16)? Что будет невероятного, если сей безгранично любвеобильный Бог, не хотяй смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему, если он нашел средство спасти погибавший род наш именно в своей бесконечной любви? Мысленно переносясь в пещеру Вифлеемскую, и зря духом божественного младенца на руках пречистой богоматери отроковицы, верующий христианин воскликнет, конечно, вместе с апостолом: велия, дивна, несказанна благочестия тайна Бог явися во плоти (1Тим. 3:16). Но с какими умилительными и благодарными слезами он повергнется пред сей тайной! Ибо она близка и родственна всякой неиспорченной душе и всякому непредубежденному и здравому чувству человеческому. Душа человеческая по природе христианка, сказал один из древних знаменитых учителей церкви.

Указавши главный источник неверия и отступничества от Сына Божия, скажем несколько слов и о том, чем поддерживается это отступничество в нынешних людях и обществах. Каким образом случается, что люди, которым подчас нельзя отказать ни в уме, ни в образовании, находят для себя возможным и лучшим держаться вышеизложенных странных и неразумных понятий о Боге и его отношении к миру? Не ошибемся, если скажем, что это зависит с одной стороны от личной испорченности и сердечного растления каждого такого умствователя, а с другой стороны – от духа времени. В самом деле, веруя в личного всемогущего Бога, пред которым всякий шаг наш имеет нравственное значение, и который притом столько возлюбил человека, что для него сам стал человеком, – веруя в такого Бога нельзя конечно ограничиться в отношении к нему какими-нибудь общими и легкими обязанностями. Надо всякий час приносить ему жертвы, надо ежеминутно бороться с собою, надо подавить в себе страсти, надо следить за каждым своим помыслом, чтобы хотя сколько-нибудь оказаться достойным той безграничной любви Божией к нам грешным, ради которой сам сын Божий себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся яко же человек (Флп. 2:7). А это-то паче всего и не нравится нынешним чувственным людям. В своем ослеплении они вовсе не подмечают, что все нынешние остроумные и оригинальные теории о Боге и мире, которыми они восхищаются как высшею мудростию, потому собственно кажутся такими хорошими, что дают полную свободу и раздолье грехолюбивому и растленному сердцу человеческому, по секретному заказу которого может быть и измышлены эти теории. В самом деле, если Сын Божий не приходил на землю и не воплощался, если даже не нужно было воплощение Сына Божия, как думают сии нечестивцы, – если все мы не более, как случайные обнаружения всеобщей материи, и при смерти сливаемся с общею жизнию вселенной, все равно что те пузырьки на воде, которые мгновенно появляются и мгновенно пропадают: то как беззаботно, с каким простором можно прожить, на свете, не тревожа себя никакими тяжелыми мыслями о жертве принесенной Сыном Божиим за род человеческий, о всемирном суде, для которого придет на землю во второй раз тот же вочеловечившийся Сын Божий, но уже не в униженном виде, а грозным праведным судиею! А между тем для успокоения своей совести с каким все-таки жаром и энтузиазмом можно рассуждать о добродетели вообще, о долге, о человеческом достоинстве и проч... И совесть покойна, и на душе нет никаких тревог и опасений! Так обманывают себя эти люди, глаголющийся быти мудрыми!... А дух века, насквозь пропитанный ядом какой-то особенной суетности, изнеженности и утонченной чувственности, отуманивает и мелчит донельзя нынешних людей и закрепляет в обществе то постыдное нравственное усыпление и религиозное бесстрашие, о котором только-что мы сказали. Страсть к легкой наживе ненасытимая жажда чувственных наслаждений открыто воцаряется в сердцах людей, туманит их глаза и притупляет совесть до такой степени, что одни из них, не смотря даже на свое богатое и почтенное положение в обществе, совершают самые бесчестные деяния и преступления для увеличения своих богатству или для удовлетворения своего тщеславия; другие же всю силу их ума, образования и красноречия не стыдятся употреблять на публичную защиту этих бесчестных деяний и преступлений пред лицом правосудия в надежде получить полновесную денежную мзду, и такое корыстолюбивое и бесчестное, выразимся так, направление в людях может ли благоприятствовать развитию и укреплению религиозных идей в обществе? Разумеется нет! Напротив, оно лишь колеблет их, и противодействует им. Сею-то самою материальностию направления не только в нашем, но во всех современных христианских обществах, этим крайним их радением только о торговых, политических и вообще земных интересах, и можно объяснить это постыдное равнодушие и отступничество европейских национальностей, с которыми они готовы головой выдать беззащитных славянских христиан на все ужасы мусульманского тиранства, – лишь бы и целыми сохранились их грубые меркантильные и честолюбивые интересы. Разве это не предательство Христа? Разве это не отступничество от веры христианской? Ирод избил четырнадцать тысяч младенцев, чтобы сберечь свою власть на иудейском престоле; а теперь позволяют истреблять сотнями тысяч и младенцев, и юношей, и девиц, и женщин, и беззащитных мирных граждан христианских, чтобы спасти какие-то свои политические влияния, а главное – свои деньги и выгоды. Судите сами, чье отступничество гнуснее и постыднее – Иродово, или нынешнее европейское?!

Благочестивые слушатели и православные сыны российские! Падем молитвенно пред Спасом, нашим и Господом Иисусом Христом, да спасет он нас своею благодатию от современной заразы неверия и отступничества. Положим крепко в мыслях и сердцах своих слова апостола Иоанна Богослова, что всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа пришедшего во плоти, не есть от Бога: но это дух антихриста, о котором мы слышали, и что он придет, и теперь есть уже в мире (1Ин. 4:3). Кто лжец, – восклицает богодухновенный апостол – если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына... Итак дети, – убеждает всех нас св. апостол, – пребывайте в Нем, т. е. в Иисусе Христе, ради нас вочеловечившемся, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение, и не постыдиться пред Ним в пришествие Его! (1Ин. 2:22, 28). Вот и теперь, Бог знает, что готовит нам недалекое будущее. Может быть политические обстоятельства так пойдут, что придется нам стать с оружием в руках лицом к лицу с врагами нашего Спасителя. Положимте же одну крепкую мысль на сердце своем, что с живою верою и любовию ко Христу Спасителю мы никогда не постыдимся, как уверяет нас апостол. Вспомним, что была некогда тяжкая страшная, и именно в настоящий день воспоминаемая, година для России, когда приходилось ей бороться с двадесятью языками, и притом самыми просвещенными и сильными языками, – однако же православный русский народ сильный верой во Христа Спасителя не только вышел победителем из борьбы, но и европейским миротворцем. Так и теперь. С нами Бог! Разумейте язы́цы, и покаряйтеся! И иже аще совет совещаете, разорит Господь... Страха же вашего не убоимся, ниже смутимся, яко с нами Бог (Ис. 8:9, 10, 12). Аминь.

***

Комментарии для сайта Cackle