Источник

Первое послание к Тимофею

Сведения о св. Тимофее

Святой Тимофей, приближеннейший ученик и неутомимый сотрудник Ап. Павла (Рим. 16:21), впоследствии поставленный им в епископа Ефесского, родился в том самом Ликаонском городе Листре в Малой Азии, где некогда язычники, пораженные возвышенными речами и чудотворением Апостола Павла, приняли его за бога Меркурия и хотели было принести ему жертву, а потом ему же нанесли смертные побои и вытащили за город, сочтя за убитого. Это было в первое проповедническое путешествие Апостола Павла (Деян. 14:6–19). Тогда же оглашено было евангельской проповедью и семейство Тимофея. Семя сей проповеди апостольской пало на добрую почву, ибо нелицемерную веру матери Тимофеевой Евники и бабки Лоиды восхвалял впоследствии сам Ап. Павел и свидетельствовал, что вера эта перешла и к Тимофею (2Тим. 1:5. Сравн. Деян. 14:6, 7). Обе эти благочестивые иудеянки, еще до обращения своего в христианство чрез Павла, старались, как видно, с юности привить к Тимофею страх Божий и обучить его ветхозаветному закону Божию, так что впоследствии сам Ап. Павел говорил ему: «ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою в Христа Иисуса» (2Тим. 3:15). Это и на самом деле не замедлило открыться еще до ближайшего знакомства Тимофея с Павлом. Ибо когда Апостолу Павлу, во второе его проповедническое путешествие, пришлось снова прибыть в Листру, то он услышал нарочитое свидетельство о благочестии и горячей вере Тимофея от братьев, находившихся в Листре и Иконии (Деян. 16:1, 2). Тогда-то великий Апостол предузнал в нем своего будущего неутомимого и усерднейшего помощника и тогда же пожелал взять его с собой. Отсюда и начинаются апостольские труды св. Тимофея под руководством Ап. Павла и в неразлучном следовании за ним во все остальные его путешествия. Но так как об отце Тимофея все знали, что он необрезанный эллин, то Св. Ап. Павел, держась своего правила всем быть для всех (1Кор. 9:20–22), и чтобы устранить от ученика своего Тимофея все препятствия для свободного действования в иудейском обществе, обрезал его пред выходом из Листры – для иудеев, находившихся в тех местах (Деян. 16:3). Нарочитого повествования в «Деяниях Апостольских» о трудах св. Тимофея мы не находим. Его история сливается с историей Апостола Павла. Где был Павел, там почти всегда был и Тимофей, либо помогая ему, либо исполняя его поручения по разным городам и новооснованным церквам христианским114.

Повод к написанию послания, время и место написания

Во время четвертого и последнего проповеднического путешествия Ап. Павла случилось и постановление Тимофея во епископа Ефесского и написание к нему послания Павлова, при следующих обстоятельствах. Еще до окончания затянувшегося более чем на год судебного дела своего в Риме, Св. Ап. Павел стремился душей и сердцем повидаться с духовными чадами в прежде основанных им церквах (Флп. 2:19, 23, 24; Флм. 22). Посему как только настала свобода для Ап. Павла, он, отложивши еще на некоторое время свой давний план побывать в Испании (Рим. 15:24), устремился по Средиземному морю в Малую Азию115. В это-то время (в 65 г. по Р. Х.) своего пребывания в пределах ефесских, открыв появление зловредных гностических бредней, рассееваемых хищными волками, не щадящими стада, о которых он предсказывал некогда еще при прощании с ефесскими пастырями (Деян. 20:20, 30), Св. Апостол и умолил тогда сопутствовавшего ему по обычаю Тимофея остаться и пребыти в Ефес, и поручил ему крепко «увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными». А что бы крепче соединить Тимофея с Ефесом, некогда стоившим великому Апостолу языков трехлетних напряженнейших трудов апостольских (Деян. 19:1, 10), он поставил Тимофея во епископа Ефесского, несмотря на относительную молодость его (лет 30-ти или 35-ти), а сам направился в Македонию, куда неудержимо влекло его отеческое сердце (1Тим. 1:3, 4), озабоченное судьбой тамошних и Ахийских церквей. Когда он уже был и трудился в македонских пределах, до него дошли печальные известия об усилившемся лжеучении в Ефесе. Не могши с точностью определить времени, когда ему нужно будет снова побывать там лично (1Тим. 3:14, 15), Св. Ап. Павел поспешил на помощь своему возлюбленному ученику посланием. Таким-то образом произошло первое послание к Тимофею, коего место написания была Македония, временем написания четвертое путешествие Ап. Павла по освобождении из первых римских уз, а именно 63-й год по Р. Х., а поводом к написанию усиление гностических лжеучений, как в самом Ефесе, так и в его окрестностях.

Цель написания послания

Сам Ап. Павел изъясняет цель своего послания к Тимофею в следующих словах: «сие пишу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть церковь Бога живаго, стопе и утверждение истины» (1Тим. 3:14, 15). Апостол мало озабочен был, как видно, юностью своего ученика и опасался, как бы не стали за сие пренебрегать им (1Тим. 4:12), в особенности горделивые и упорные лжеучители гностические, для обуздания и обличения которых он, собственно, и поставлен был епископом в Ефесе. Посему и Св. Павел нашел нужным преподать ученику и сыну своему Тимофею «сообразно с бывшими о нем пророчествами, такое завещание, чтобы он мог воинствовать согласно с ними, как добрый воин», или как мудрый и опытный старец (1Тим. 1:18)116.

* * *

114

Нарочитое упоминание имени Тимофея встречается при следующих обстоятельствах: во втором путешествии Ап. Павла – Деян. 17:14–15; 1Сол. 3:1, 2–6; 2Сол. 1:1; Деян. 18:5. Во время третьего путешествия Павлова книга Деяний отмечает следующие случаи услуг Тимофея великому Апостолу: 19:2 –23; 20:1–4. Сравн. 1Кор. 16:1–4, 10, 11; 4:17; Рим. 16:21. В первых римских узах Апостола Павла мы тоже видим возле него любимого ученика его Тимофея (Флп. 1:1; Кол. 1:1; Флм. 1:1).

115

На посещение его тем временем Малой Азии есть прямое указание, 2Тим. 4:13–20.

116

Заключительные сведения о жизни св. Тимофея таковы. Когда Св. Ап. Павел второй раз заключен был в узы в Риме, то, предчувствуя свою близкую кончину, он наскоро вызвал к себе из Ефеса верного ученика своего Тимофея (2Тим. 4:8, 9), и он, конечно, исполнил последнюю волю своего учителя. По возвращении в Ефес, св. Тимофей, как гласит церковное предание, пятнадцать лет со славою управлял тамошней церковью, и по известию Фотия патриарха скончался мученически в царствование Нервы уже в 81-м году, быв побит камнями от разъяренной его обличениями языческой толпы. Память его празднуется 22-го января. Останки св. Тимофея торжественно перенесены были в Константинополь в 396 году, в царствование Констанса, и положены были под алтарь церкви Апостолов (Биб. Слов. Яцк. И Благ. Т. III, стр. 136).


Источник: Послания апостольские и Апокалипсис / Истолковат. обозрение, сост. протоиереем Михаилом Херасковым применительно к программе преподавания Священного Писания в духовных семинариях, и удостоенное 500-ной премии преосвященного митрополита Макария. - 3-е изд. - Владимир на Клязьме : Н.А. Парков, 1907. - 516, LII с.

Комментарии для сайта Cackle