Источник

XV. Соборная молитва тысячекратно сильнее молитвы, возносимой наедине

«Нас радует общение с человеком благочестивым, искренним, добрым христианином и еще больше радует общение с человеком, нас любящим. Тем более для нас и сладостно, и радостно общение с неизменно нас любящим Богом, Спасителем нашим и Искупителем. Зная Его жертвенную, спасительную, Божественную любовь к нам и в нас воспламеняется ответная к Нему человеческая любовь, вдохновляющая нас на радостное общение со столь возлюбившим нас Христом»97.

Когда в человеке пробудится сознание своей греховности и он уверует во Христа Искупителя и Спасителя мира, тогда он станет смиренно приближаться ко Христу с покаянием, зная, что Он «имеет власть на земле прощать грехи» (Мф.9:6). Кающийся в своих грехах человек просит у Христа Бога прощения их, просит в молитве укрепить Святою благодатью его, чтобы впредь ему не грешить и идти по пути спасительному, Христом указанному.

Молитва есть всегда смиренное обращение верующего к неизменно всех любящему Богу98. Христианин всегда должен сознавать свое недостоинство пред величеством и святостью Вечносущего Господа, Которого все небесные силы немолчно славят: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» (Ис.6:З)99.

Сказано: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством» (Еф.6:18). «Всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Флп.4:6). «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол.4:2). «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь» (1Фес.5:16, 17)100.

«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20). Великое обетование Божие: «Там Я посреди них»! Какая радость, какое счастье для собравшихся! Но это только для тех, кто собирается «во имя» Его – имя же Его – Бог Спаситель – Любовь101. Значит, можно сказать и так, где двое или трое собрались с любовью к Богу и ради спасения своих душ чрез Иисуса Христа, – там посреди них и Сам Спаситель.

Вот мы – ты и я – собрались вместе во имя Божие – спасительное имя, для всякого, кто Его призывает (ср.: Иоил.2:32). Среди нас – Сам Спаситель. Я – ничтожество и ты – человек, положим, еще не вполне достигший совершенства. Итак, нас двое и, по слову Спасителя, Он посреди нас. Тогда собравшихся будет: «Два плюс один». Согласно школьной арифметике сумма составляет «три». Но это не так. Суммировать можно предметы, тела одного и того же порядка (скажем, карандаши, деревья, яблоки, людей). В нашем же примере: двое людей плюс «С нами Бог», – Личность Богочеловека с именем Иисус, совершенно по превосходству несоизмеримая с нами. Сам Бог! Бесконечное величество Бога – «Я и Отец – одно» (Ин.10:30), и рядом – двое бесконечно малых «как саранча пред Ним» (Ис.40:22).

Двое, собравшиеся ради спасения своих душ, и среди них Сам Спаситель – Бог во плоти. И если эти собравшиеся в высочайшем присутствии Бога согласятся просить о чем-либо Отца Небесного, то разве такая молитва не будет услышана и исполнена?! «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф.18:19). «Богу все возможно» (Мф.19:26). И Спаситель среди нас, собранных во имя спасения чрез Него, молится вместе с нами Богу – Отцу Небесному: «Отче наш, иже еси на небесех». Для Иисуса Христа, для Того, Кто одно с Отцом, – нет ничего невозможного. Поэтому-то и оказывается возможным для собравшихся вместе верующих испросить у Бога все во имя Спасителя Христа (ср.: Ин.15:16; 16:23–24).

Вот в чем сила молитв собравшихся вместе верующих, сила молитв в Церкви, Глава которой Христос! Христиане должны знать ценность и успешность присущую совместной молитве (в семье, среди единоверцев) и особенно соборной молитве в храме. Одно прошение «Господи помилуй!», сказанное собравшимися в храме на молитву, низводит больше помилования от Бога на молящихся, нежели тысячекратное произношение этого же прошения о помиловании где-то наедине молящимся человеком102.

«Господи помилуй», – это самый естественный вопль уязвленной грехом души нашей, самое верное выражение немощи духовной, и вместе с тем самое непреложное свидетельство, что лишь от Бога мы можем ожидать всяческой милости. В каком бы горьком состоянии мы ни были: грех ли тяготит нашу душу, скорбь ли раздирает сердце, болезнь ли изнуряет тело, беда ли нечаянная обрушивается на нашу голову, – во всех подобных случаях мы взываем к своему Творцу: «Господи, помилуй».

В нынешнем греховном состоянии нашем мы со всех сторон окружены опасностями, как для тела, так и для души, нельзя лучше выразить чувств всего человечества, требующего помощи высшей, как словами: «Господи помилуй...». Итак, молитва «Господи помилуй» напоминает нам наше греховное состояние; это вопль души греховной, кающейся. Доколе мы существуем здесь на земле, доколе язык наш не скован молчанием могильным и мы в силах произносить: «Господи, помилуй», – у нас все еще есть надежда на покаяние. О, произноси чаще, с верой и умилением эту чудную молитву; не оставляй ее никогда до самой смерти.

Чрез соединение человека в Церкви с высшим бытием личность его наполняется бесконечным содержанием. В Церкви мы исцеляем и восполняем свое раздробленное и ограниченное существование всецелостью и полнотою Божества, свой ограниченный ум расширяем до ума Христова, свою извращенную волю исправляем праведною волею Христовой и свою чувственную природу, порабощенную греху, чрез соединение с Телом и Кровью Христовой, очищаем, освящаем и преображаем. Церковь ведет нас от сегодня в завтра: от уже наступившего момента к моменту еще не наступившему.

Церковь, по учению апостола Павла, есть Тело Христово; и это Тело соответствует именно Телу Христову до воскресения, когда Оно являло в себе и чудесность Божества и смертную немощь человечества. – Такова Церковь на земле. Но как немощи и страдания Христова Тела поглощены Воскресением духовного Тела, так и в Церкви, «когда она достигнет своей полноты... все духовное будет воплощено и все материальное вполне одухотворено»103.

* * *

97

«К матери своей якоже имать кто любовь, ко Господу тепльше люблением должны есмы» (Октоих. Степенна воскресна. Глас 4. Антифон 3).

98

Для верующего во Христа Бога, для христианина молитва есть радость его любящего общения с Богом, вечно его и всех любящим.

99

«Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откр.4:8).

100

«Много может усиленная молитва праведного» (Иак.5:16). «Все возможно верующему» (Мк.9:23). «Все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам» (Мк.11:24). «Истинно также говорю вам, что, если двое из вас (это говорилось Христом к ученикам Его – M.T.) согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного» (Мф.18:19).

101

Имена Спасителя Бога нашего: «От начала Сущий» (Ин.8:25), «Свет истинный» (Ин.1:9, 8:12), «Хлеб жизни» (Ин.6:35, 48), «Любовь» (1Ин.4:16), «Путь, Истина и Жизнь» (Ин.14:6), «Святой» (Мк.1:24), «Благ» (Мф.19:17).

102

«Если молитва двоих имеет великую силу, то сколько сильнее молитва епископа и целой Церкви» (Свт. Игнатий Богоносец. Ефес. V).

103

Соловьев В. С. Сочинения. Т. III. С. 381.


Источник: Путь к истине – смирение и любовь / Свящ. Михаил Труханов. - Москва, 1999. - 160 с.

Комментарии для сайта Cackle