Источник

XIII. Истина – Христос

Атеизм не имеет нравственной основы, потому он никогда и не может разрушить религиозного чувства, присущего человеческой природе. В глубине сердца кроется инстинктивное и все возрастающее благоговение и удивление пред незапятнанной чистотой и совершенством Иисуса Христа как Святейшим из святых в истории человеческого рода. Христос стоит несравненно выше всех людей, когда-либо живших на земле, и всякое посягательство на унижение Его лица наносит оскорбление чести и человеческому достоинству. Совершенство Спасителя – возвышенность Его действий и Его учения, Его жизни и Его нравственного закона – неоспоримо; мало того, Его совершенства всегда возбуждают невольное удивление и глубокое благоговение. B.C. Соловьев подметил как-то, что в истории человечества прогресс отмечается повсюду, так что, например, в области естествознания и покорения природных сил современный школьник знает куда больше, чем знали Архимед или Аристотель; и только в области нравственного совершенства прогресса заметить нельзя. Так, если принять за высоконравственную личность Сократа († 399 г. до Р.Х.), то Иисуса Христа можно по праву считать Личностью, стоящей на более высокой ступени нравственного совершенства в истории человечества. А дальше? Почему дальше – на протяжении последующих почти двадцати столетий – мы не видим никого, кто мог бы быть сопоставим со Христом?! Почему тут нет прогресса? Больше того, наиболее высокие в нравственном отношении личности христианской религии, которых мы называем святыми, сами себя смиренно называли недостойнейшими последователями Иисуса Христа и посчитали бы актом кощунства сравнить себя с Ним.

Прогресс или улучшение отмечается только во внешних человеческих делах, в удобствах жизни.

Иисус Христос, будучи Богом во плоти, вообще не имеет нужды в каком-либо усовершенствовании: Свят Господь Бог наш! – В Нем «нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1:17), «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол.2:9).

Но Иисус Христос – как Человек – несомненно, совершенствовался. Об этом евангелист Лука повествует: «Младенец оке возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем... Иисус же преуспевал в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк.2:40, 52).

Мы не знаем, до какого именно момента продолжалось это, чисто человеческое, преуспеяние Иисуса. Думается, оно продолжалось – судя по аналогичному выражению, употребленному тем же Евангелистом в отношении Иоанна Крестителя – до дня явления Иисуса на Иордане, когда над Ним при крещении раздался глас с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк.1:11).

Итак, Иисус Христос – Истина абсолютная, не нуждающаяся в каких-либо восполнениях, или исправлениях, или усовершенствованиях. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8).

Все мы согласны с тем, что в человечестве не было – ни до, ни после Иисуса Христа (да и не будет!) – личности, сопоставимой по совершенству с Ним. Он – Свят, единственный как Бог во плоти по существу; люди же пребыванием в любви – христоподражательной жизнью – могут достигать чрез Иисуса Христа спасения и достигать святости только в единении с Ним – с Всесвятым Богом.

В этом суть христианства. Таким оно началось: – с Церкви Христовой, возвещающей истину спасения и помогающая людям жить по Евангелию, освящаться и спасаться.


Источник: Путь к истине – смирение и любовь / Свящ. Михаил Труханов. - Москва, 1999. - 160 с.

Комментарии для сайта Cackle