Азбука веры Православная библиотека архиепископ Мефодий (Смирнов) Рассуждение о древности и важности так называемых Апостольских правил

Рассуждение о древности и важности так называемых Апостольских правил

Источник

в коем начало оных Правил с общим их употреблением и уважительностью выводится из первых веков Христианства

Писано в Губернском городе Туле Преосвященным Мефодием, Епископом Тульским и Белевским, и Ордена Св.Анны I-го класса Кавалером

О Тимофее! Предание сохрани, уклоняяся скверных суесловий и прекословий лжеименного разума. – 1Тим. 6:20.

Ты убо, чадо мое, возмогай во благодати, яже о Христе Иисусе; и яже слышал еси от мене многими свидетели, сия предаждь верным человеком, иже довольни будут и иных научити. – 2Тим.2:1, 2.

Темже убо, братие, стойте, и держите предания, имже научистеся или словом, пли посланием нашим. 2Сол2:15.

Св. Златоуст, в 4-й беседе на сие послание к Солуняном, делает следующее заключение: «Отсюда явствует, что (Апостоли) не все посланием, а многое и без писания предали; но и то и другое также достоверно. Почему и предание Церкви почитаем достойным вероятия. Предание; ничего больше не требуй».

Церковь Христова и во время самых Апостолов, богодухновенно управлявших ею, не могла без того быть, чтоб в ней, между сынами ее, не возникли некоторые самоугодливые или легкомысленные и буйствующие люди1. Почему и тогда еще, как выходили некоторые бесчиния между Христианами, так и верховным правителям Церкви, святым Апостолам, належала нужда промышлять о средствах, служащих к отвращению всякого неустройства, нарушающего благосостояние Христианского общества2. Между таковыми спасительными средствами, Апостольскою, или паче рещи, Божиею мудростию промышленными, должны почитаемы быть не токмо заключающиеся в писании Послания Св. Апостолов, но и предания оных изустные, каковые Церкви – начальникам, избранным по благочестию мужам, вверены были. Апостол Павел, пиша к Тимофею, Ефесскому Епископу, вот что говорит: Ты убо, чадо мое, возмогай, во благодати, яже о Христе Иисусе; и яже слышал еси от мене многими свидетели, сия предаждь верным человеком, иже довольни будут и нных научити3. А сие изречение Павлово и есть неоспоримым доказательством, что Св. Апостоли, благоучреждая Христову Церковь, не все полезное оной вместили в своих писаниях, но некоторые Правила словесным преданием утверждали в сердцах верных, – в таких сердцах, которые надежно сохраняли истину, нежели хартия и чернило.

Отсюда берем мы первое основание нашего положения, что во времена первенствующей Церкви были предания Апостольские, до церковного правления и благочиния относящиеся. Остается токмо сказать: какие именно суть оные предания? – Если кто везде ищет осязать истину, таковой никаким на сей вопрос ответом удовольствован быть не может. Но мы, верные, последуя свету веры и разума, освещающему предлежащий нам путь, не требуем здесь очевидных доводов, а утверждаемся на доверии к почтенной древности Христианской. И потому с достоверностью полагаем, что Правила, обычно Апостольскими нарицаемые, хотя не слово в слово написаны Апостолами; но начало и главную силу свою получили от изустного предания и непосредственного учреждения великих оных Учителей, самим Богом наставленных на всякую истину4.

А в дальнейшее объяснение и подтверждение всего того, да послужит нам следующее рассуждение!

Во-первых, здесь приметим, что некоторые Соборы были и во времена еще5 Апостольские. – Таков, например, есть Собор Иерусалимский, в коем самолично присутствовали Апостолы и, по общему совещанию с верными, постановили некоторые Правила, которые, между прочим, относятся к благочинию и спокойствию Церкви6. Были также Соборы, в коих хотя и не присутствовали сами Апостолы, но заседали мужи, водимые духом Апостольским, благоустроившим Божию Церковь. – Павел Апостол, пиша к Коринфянам, повелевает: «О имени Господа нашего Иисуса Христа, собравшимся вам и моему духу, с силою Господа нашего Иисуса Христа, предати такового (блудившего с мачихою) сатане во измождение плоти, да дух спасется в день Господа нашего Иисуса Христа7. – И как по сему Апостольскому повелению, Коринфяне собравшись, действительно предали сатане кровосмесившего любодея; то сие самое и служит доказательством великого Апостольского доверия к Церкви. Здесь мы уже видим, что Апостолы и самую личную, свыше им данную, власть сообщали своим последователям толь действенно, что глас сих был гласом Апостольским. – И сие происходило в первом от Рожд. Хр. столетии.

А во втором столетии, по свидетельству Евсевиеву, было несколько Соборов, в коих присутствовали хотя уже не сами Апостолы, но ближайшие их преемники, утвердившие Правила, коих предметом именно было благочиние Церковное8. В оных Соборах заседавшие Отцы, конечно, руководствуемы были не своим каким изобретением, но проповеданною им во всей полноте и свято хранимою ими истиною Апостольского предания. Ибо в сем-то разуме и назвал Апостол Церковь Христову столпом и утверждением истины. Да и кто может поверить, якобы Отцы второго века могли или забыть, или пренебречь изустные предания Апостольские, Апостолом Павлом упоминаемые, или, вместо оных, своевымышленные Правила ввести в Церковь?9

И так из Апостольских изустных преданий, Отцами первенствующей Церкви сохраненных и к состоянию Христиан примененных, и произошли те Правила, которые называем мы Апостольскими.

Следует теперь показать, что оные Правила, под сим ли или под другим наименованием, известны были и в древней Церкви, которая содержала их в великом почтении.

Отцы и писатели Церковные, жившие в первом, втором, третьем, четвертом и пятом от Рождества Христова столетиях, часто упоминают об Апостольском предании; кольми паче весьма не редко, да и с почтительным отзывом, ссылаются на древние некоторые Церковные правила: а те предание и правила не иное что суть, как разве Правила Апостольские.

Евсевий Памфилов, Церк. Ист. в кн. 3, в глав 56-й повествует, что Св. Игнатий, второй по Апостоле Петре Епископ Антиохийской Церкви, беседуя к Церквам, увещевал, дабы оные крепко держались Апостольского предания; каковое он охраняя, и письменно изобразить почел за нужное. – Тот же Евсевий, Церк. Ист. в кн. 5-й, в гл. 20-й, описывая послание Св. Иринея к Флорину, уклонявшемуся в неправые толки, приводит Иринеево о себе повествование, как-то сей второго столетия Св. Отец имел обращение с Св. Поликарпом, учеником Апостольским; как-то он еще в детстве слышал о многом беседующего Св. Поликарпа, и твердо помнит и образ жизни и телесной вид Поликарпов; при каковом повествовании своем Св. Ириней говорит тому Флорину: »Таковые догматы ниже сущие вне Церкви еретики произнести когда-либо дерзнули; таковых догматов, бывшие прежде нас Пресвитеры (старцы), бывшие и соучениками Апостольскими, тебе не предали». – 10 Также вышеупомянутый Св. Ириней, против ересей Валентиновых и подобных, в кн. 3-й, в гл. 3-й, говорит: «Предание Апостольское, во всем мире провозвещенное, в Церкви можно усмотреть всем, коиб только хотели слышать истину; мы можем изчислить тех, кои от Апостолов поставлены Епископами в Церквах, и преемников их даже до нас, кои ничему такому не учили и (ничего такого) не признавали, каково есть сих (еретиков) буесловие». И он же Св. Ириней, в конце той третьей главы, к вышесказанному присовокупляете и сие: «Есть же и послание Поликарпово, к Филипписием писанное, совершеннейшее, из коего и образ веры его и проповедь истины могут узнать желающие и ищущие своего спасения. Но и Ефесская Церковь, Павлом основанная, а Иоанну пребывающу у них даже до Траяновых времен, истинный есть свидетель Апостольского предания». – Далее, в четвертой главе помянутой книги, Св. Ириней о предании Апостольском предлагает следующее: »Когда убо таковые суть показания, не должно еще у других искать истины, которую удобно можно заимствовать от Церкви; понеже Апостолы, яко в хранилище богатом, достаточнейшим образом во оной поместили все то, что принадлежит к истине, дабы всяк желающий почерпал из нея питие жизни».Тертуллиан, второго века писатель, пиша против Маркиона, в первой книге, в главе двадцать первой упоминает об Апостольском предании, прибавляя, что за таковое предание признать должно не иное, как разве то, кое наблюдается в Церквах, основанных Апостолами.

Седьмым Апостольским Правилом заповедано, дабы никто святой день Пасхи не праздновал в одно время с Иудеями. С таковым Правилом о праздновании Св. Пасхи согласное обыкновение древней Церкви описывает в Церковной Истории своей Евсевий, утверждая, что то обыкновение произошло от Апостольского предания; в подтверждение чего были-де и Соборы и сношения Епископов. – Правило 6-е и 81-е воспрещают Епископу, или Пресвитеру или Диакону принимать на себя мирские попечения. Какое запрещение, как Св. Киприан говорит, еще-де издревле от предместников наших положено на Соборе Епископов. – Тоже должно сказать и о Правиле 52м, которое повелевает падших и кающихся принимать в Церковь. Сие, как свидетельствует тот же Св. Киприан, многими прежними Епископами, во едино собравшимися, узаконено. – Св. Афанасий, Архиепископ Александрийский говорит: «Не недавним и не новым делом есть устав Правил Церковных, но от Отцев предан и основан в Церквах; и не ныне только началась вера, но от самого Господа чрез учеников (Его) дошла до нашего времени. И таким образом даже до наших веков сохраненное в Церквах да не погибнет в нынешние времена, и вверенное нам да не будет от нас взыскано; подвигнитеся, братие, и проч». – А из сих слов Св. Афанасия и явствует, что в его времена содержаны были Церковью некоторые Правила, издревле вместе с верою преданные.

Не много спустя времени после Никейского Собора, Св. Афанасий Великий клеветно обвиняем был от Ариан в убийстве некоего Арсения; но сей, раскаявшись в ереси и в своем поступке против Афанасия, возвратился из побега и явился жив, да и писало к Афанасию послание, кое Св. Афанасий прилагает к своей Апологии, или оправданию. Арсений в сем послании своем объявляет, что он покоряется Церковному правилу по древнему закону и обещает, впредь совсем не сообщаться с еретиками и с теми, которые не в мире суть с Кафолическою Церковью, и прибавляет: «Без воли твоей Епископо-Митрополической никакого не полагаю спределения о Епископах, или о другом общем Церковном догмате; но повинуюсь всем предначертанным Правилам». А кроме Апостольских, здесь никаких других Правил и разуметь не можно. –

К сему отнести должно и свидетельство Св. Василия Великого, которой в третием Правиле послания своего к Амфилохию, Епископу Иконийскому, говорит: »Диакон, по Диаконстве соблудивый, извержен Диаконства да будет; в число же простолюдимов отвержен будучи, от сообщения да не удержится: ибо древнее есть Правило, что падшие со степени сему (токмо) единому роду наказания подвергаются». – Здесь чрез древнее Правило разумеется Правило Апостольское 25-е, которое оригинально11 гласит тако: «Епископ, или Пресвитер, или Диакон, в блуде, или в клятвопреступлении, или в татьбе обличившийся, да извержется; но (купно) да не отлучится; глаголет бо Писание: не отмстиши дважды за едино (преступление)».Такожде и прочие причетники». – Тож сказать должно о 12-ом Правиле сего славного Отца; оно говорит: "Двоеженцев Правило от священнослужения вовсе отвергло». Здесь чрез Правило, Василий Великий разумеет Апостольское 17-ть, которое по оригиналу есть следующего содержания: «Двумя12 браками связавшийся по крещении, или наложницу (у себя) держащий, не может быть Епископом, или Пресвитером, или Диаконом, или в другом каком-либо чине священного причта». – Александр, Александрийской Церкви Епископ, в послании своем к Александру, Константинопольской Церкви Епископу, (прежде еще Никейского Собора писанном) уведомляет оного Александра Константинопольского, что он Ария и его единомышленников в Александрии отлучил от сообщения, и что они другими Епископами в Церковь приняты против Правила Апостольского. В оном послании Александр Александрийский, упомянув о сплетаемых Арианами хитрых выражениях, и что они Ариане выпрашивают у других одобрительные себе письма, говорит потом следующее: «Почему и случается, что некоторые, полагаясь на те письма их, приемлют их в Церковь, величайшему, как я мню, поношению належащу дерзающим сие сослужителям; понеже и Апостольское Правило сему быть не позволяет».Которыми словами явно означается Апостольское Правило, по оригинальному тексту следующее: »Аще который причетник, пли мирский человек, отлученный или недостойный приятия, отшед, в другом граде принят будет без письменного свидетельства; да отлучится и приявший и приятый».

В 594-м году был собран в Константинополе Поместный Собор, для решения спорного дела между13 Вагадием и Агапием, из коих и тот и другой присвоил себе Востренское Епископство. А именно: Вагадий был сужден заочно, и вслед за тем свержен с Епископства Востренского двумя Епископами; на место же его возведен был Агапий. Вагадий дело перенес в Константинопольский Собор, где Отцами и было рассуждаемо: справедливо ли обвиняемый в преступлении Епископ лишается сана своего, двумя Епископами? А по рассуждении о сем, Нектарий Константинопольский и бывший при нем Собор, положили таковое Правило: «Не должно впредь ни трем, не токмо двум Епископам извергать осуждаемого Епископа; но разве по определению большего Собора и всех областных Епископов, так как и Правила Апостольския то узаконили». А отсюда и видно, что Правила Апостольские всем бывшим на сем Соборе Отцам и знаменитым Епископам были известны; как-то: Нектарию Константинопольскому, Феофилу Александрийскому, Флавиану Антиохийскому, Палладию Кесарии Каппадокийския, Геласию Кесарии Палестинския, Григорию Нисскому, Амфилохию Иконийскому и другим великим, из всего востока собравшимся мужам; да и не токмо известны им были Апостольские Правила, но при решении споров и уважены, яко Церковный закон.

Собор Ефесской, из Вселенских третий, бывший в 431-м году по Рождестве Христове, также упоминает о Правилах Апостольских. Ибо в седьмом деянии оного Собора Регин Епископ, от имени прочих Кипрского острова Епископов, письменно приносил Отцам, присутствовавшим на том Соборе, жалобу, что Епископ и причет Церкви Антиохийской желали подчинить себе Епископов острова Кипра, противу Правил Апостольских и Правил Святейшего Собора Никейского.Остров Кипр никогда не был подчинен Церкви Антиохийской; но Антиохийский Епископ присвоил себе власть, посвящать в оном острове. – Регин и прочие с ним Кипрские Епископы утверждали, что то присвоение противно Правилами Апостольским и Правилу Никейского Собора. – Здесь упомянуто прежде о Правилах Апостольских, а потом о Никейском; чего Отцы того Собора никогда бы не сделали, если бы они не были уверены, что тогда существовали Апостольские Правила. Они притом не только приняли то доказательство Кипрских Епископов, но и о нововведении том изрекли тако: "Дело, против Церковных уставов и Правил Св. Отцев нововводимое и касающееся свободы всех у возвестил Боголюбивейший Соепископ Регин». – Приметить должно, что здесь во всяком Греческом издании, вместо слова, Отцев, на поле отмечается: «должно читать; Апостолов». А хотяб положить, что в подлинном Соборном изречении стоят слова: противу уставов Церковных и Правил Святых Отцев; однак чрез Правила Святых Отцев видимо должно разуметь Правила Никейского Собора, а чрез Церковные уставы, Правила Апостольския. И сие тем достовернее: понеже как в том изречении Соборном почитается за противное Правилам Апостольским, вводить в Церковь ту новость; так и самым делом то явно запрещается Правилом Апостольским 35-м, которое в оригинале есть такого содержания: "Епископу не дерзать вне своих пределов, рукополагать (кого) во градех и селах, ему неподвластных». Преступающих же сие установление, повелевает отлучать. – И так, что Епископы Кипрского острова и Ефесский Собор, взяв в основание приведенное Апостольское Правило, осудили поступок Антиохийского Епископа; то тем самим уже и о важности Правил Апостольских довольно откровенно нам засвидетельствовали.

И таковых свидетельств, доказывающих древность и важность Правил Апостольских, можно из Церковной Истории привести множество; но и приведенных уже, кажется, довольно. Повторим токмо вкратце все сказанное. – Апостолы оставили Церкви некоторые изустные предания, касающиеся до благочиния и правления Церковного. А таковые предания не могли быть забыты, или совсем остаться в пренебрежении; но, без нарушения главной их силы, благочестивыми первенствующие Церкви Отцами сохранены, к состоянию Христиан применены и приведены в Правила, кои потому и названы Апостольскими. А что оные Правила не в новые времена появились, но известны были в самой древней Церкви, и сия содержала их в великом почтении, а не редко и прямо именовала Апостольскими; то сие доказывают, 1.е) первого, второго, третияго, четвертого и пятого столетий Церковные Отцы и писатели, упоминающие с почтительным отзывом о древних некоторых Правилах, под сим ли, или под другим названием; а Правил14 они не могли разуметь других, как токмо Апостольския; ибо упоминаемыя Правила относят они к первым временам Христианския Церкви, а притом некоторые Отцы и прямо именуют Апостольскими. 2.е) Поместные и Вселенские Соборы, кои Правила свои утверждали древними некими Правилами и, без сомнения, Апостольскими; ибо других Правил они разуметь не могли тем паче, что иногда те древние Правила и прямо они именовали Апостольскими; и приложим 3. е) то, что приводимые под именем Апостольских Правила и самыми соперниками приводивших те в утверждение своих положений, были принимаемы безотрицательно; чего б никак не могло быть, если б те Правила не были обще всеми почитаемы за древние и Апостольские.

Сего уверения для нас, Правоверные, довольно: если ж кто инако о том мыслит; таковой пусть докажет, что никаких не было Апостольских преданий, до благочиния и правления Церковного относящихся, или, допустив оныя, пусть обличит Церковь, якобы в пренебрежении оных и в дерзостном введении своевымышленных Правил, и пусть притом опорочит, акибы в ложном свидетельстве, Отцев и писателей первого, второго, третьего, четвертого и пятого столетий, а паче заседавших в Соборах в великом множестве Епископов; кои все единогласно утверждали, что есть некоторые Правила, от самой древности Христианства сохраняемые в Церкви.

* * *

2

Там же 3:3.

5

Издатель Мелетиевой Истории на Греческом языке, в первом томе, на странице 174-й, в первом примечании своем приводит многие Соборы Апостольские, ссылаясь в том на места Св. Писания и на Исторические свидетельства.

8

Церк. Истор. кн. 5, гл. 23.

10

Тертуллиан в книге против Валентинианов, в главе пятой говорит, что Ириней всех учений есть любопытнейший изыскатель.

11

В Кормчей книге нашей Правила Апостольские изображены сокращенные, а не оригинальные; как можно видеть то в Пандектах Беверегия, особливо из Аристинова Толкования на седмьдесят пятое Правило Апостольское.

12

Иноверные мудрователи Апостольскому изречению: Подобает Епископу быти единыя жены мужу, весьма неправый дают толк; акибы Апостол запрещает здесь многоженство, а не второбрачие. Заблуждение или пристрастие таковых мудрователей тотчас обличается и тем одним, что тот же Апостол и в том же послании, в пятой главе, говоря о вдовицах, предписывает: «Вдовица же да причитается не меньши лет шестидесяти, бывши единому мужу жена. – Когда и шестидесяти лет вдовицу не удостаивает Апостол причислить к последнему Церковному сословию, если ли она не за одним, а за двумя мужами была в супружестве; – не удостаивает ее, не взирая ни на старость, ни на другие достоинства ее, ниже на то, что она не призывается в дело Священства: то чтож должно сказать о священнослужителях таин Христовых? Уже ли они меньше обязаны к хранению целомудрия и к подаванию собою примера сей добродетели? – Ерасм Ротердамский, столько похваляемый и самыми Протестантами, весьма далек был от суеверия; но и Ерасм, много писавший против монашества, в Толковании своем приведенного Апостольского о Епископе места, вот что говорит: «Deinde, quoniam in Epifcopo pudicitia magnam habet commendationem; fi non continget, qui voluptatem hanc in totum contemnat, illud certe frectandum, ut fuerit, aut fit unius uxoris maritus. Primum matrimonium gignendae proli datum videri poteft; at repetitum conjugium non caret etiam apud Ethnicos intemperantis animi fufpicione». Т.е. «Притом, поскольку целомудрие великим есть достоинством в Епископе; то если не случится такой, которой бы сие сладострастие вовсе презирал, по крайней мере наблюдать должно, дабы (желающий Епископства) напредь сего был, или бы оста­вался единые жены мужем. Первый брак чадородию усту­пленным может казаться; но второбрачие даже и у язычников подлежит зазрению в невоздержании». – А в древ­ней Христианской Церкви если, когда и были женатые Епископы; то не иные, как только кои, быв мирскими еще людьми, вступили в брак, а после по случаю или, лучше сказать, по нужде в них, призваны были и в сан Епископский. Но и таковых однак примеров так мало было, что почти и считать нечего; многоженство же вовсе не было в употреблении даже и между простыми Христианами, как и ныне того не слышно. А потому Апостол и не имел причины, запрещать многоженства.

13

Вместо Вагадий в Кормчей книге нашей стоит: Гавадий. Смотр. после Поместного Собора Карфагенского, сотворшееся в Константине граде о Агапии и Гавадии и проч.

14

И предания суть правила; поскольку словом предание, назы­вается то, что от одного другому предано в наставление, в память и в хранение или ко исполнению. В подобной силе должно разуметь Правила и под другими названиями, выражающими определения или постановления.


Источник: Разсуждение о древности и важности так называемых Апостольских правил, в коем начало оных Правил с общим их употреблением и уважительностию выводится из первых веков христианства. / Писано в губернском городе Туле Мефодием епископом Тульским и Белевским. - Москва : В Синод. тип., 1803. - [2], 14 с.

Комментарии для сайта Cackle