Источник

Черты жизни Марии Магдалины по евангельским сказаниям

Свт. Филарет, митр. Московский. Из Беседы в день тезоименитства Государыни Императрицы

Из первой части жития Марии Магдалины ничего не известно нам, кроме того, что она была подвержена тяжкому и страшному недугу, в котором обыкновенные врачи тем менее умеют подавать помощь, чем менее понимают его начало. И если бы кто, как некогда апостолы о слепорожденном, спросил о ней: сия ли согреши, или родители ея, да тако страждет, – не знаем, можно ли было бы, подобно как о том, сказать и о ней: ни сия согреши, ни родители ея, но да явятся дела Божия на ней. Но, как бы то ни было, за грехи ли, или не за грехи подверглась она страданиям, мы не колеблясь можем утверждать, что сие допущено было Провидением Божиим для того, чтобы над нею совершилось спасительное дело Божие. Если бы она не подверглась страданиям и не испытала беспомощности в них, то, вероятно, жила бы в родной стране Магдальской в неведении о чудесах Иисуса Христа и о учении Его; или слух о них приняла бы только с любопытством, с удивлением, с недоверием и не возвысилась бы до живой веры и до крепкой, яко смерть, любви ко Спасителю. Но страждущая и беспомощная в страдании не могла быть равнодушна к слуху о Чудотворце, исцеляющем всяк недуг и всяку язю в людех (Мф. 9:35); она поспешила найти Его, сделалась самовидицею чудес Его, уверовала в Божественную силу Его; по вере получила исцеление и из порабощения силе тьмы перешла в свободу света; таким образом, недорогою ценою временного бедствия купила вечно блаженную жизнь.

Наказание, со смиренною покорностью судьбе Божией понесенное в первой части жития, во второй части принесло мирный плод правды.

Когда Христос Спаситель освободил ее от мучительства темных сил и исцелил от тяжкого недуга, тогда в душе ее к силе веры присоединилась сила благодарности и любви к Избавителю, чтобы дать жизни ее новое сильное направление. Обновленную Христом жизнь Мария совершенно посвятила на служение Христу.

Когда Он прохождаше сквозе грады и веси, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, тогда за Ним, после апостолов, следовали многие жены, яже служаху Ему от имений своих, и в числе их первую именует святой евангелист Лука Марию Магдалину (Лк. 8:1–3). Посему должно полагать, что или она первая вступила в сие служение и подала пример другим, или преимуществовала пред прочими усердием и деятельностью в сем служении.

В грозные часы страданий и смерти Христа Спасителя, когда почти все апостолы, после обещания умереть с Ним, побеждены были страхом и скрылись, Магдалина любовию победила страх: она стояла при кресте Иисуса; она была при Его погребении.

Наипаче же, как молния в ночи, просияла крепкая, как смерть, любовь Магдалины в том подвиге, который дал ей вместе с некоторыми другими женами наименование мироносицы. И здесь два евангелиста поставляют ее первою между ними; а святой Иоанн одну только ее именует: во едину от суббот Мариа Магдалина прииде, еще сущей тме, на гроб Иисусов с благоуханным миром (Ин. 20:1). Это значит, что предприятие принадлежало ей, а другие следовали ее предводительству. Рассмотрите сие предприятие. Господь Иисус умер на кресте и погребен. Близкие к Нему в опасности, потому что враги Его и воскрешенного Им Лазаря решились убить, и на апостолов готовы были наложить руки, если бы не воспрепятствовало и в самом страдании владычественное слово: Оставите сих ити (Ин. 18:8). В высшей степени вероятно, что предречение Иисуса о Его воскресении известно было Магдалине, если не непосредственно, то чрез апостолов; но, видно, и сей луч света угас в уме ее среди мрачных событий. Ибо в чаянии воскресения не нашла бы она нужным помазывать миром тело Иисуса, как обыкновенного мертвого, и не произнесла бы сих, отнюдь не воскресных слов: Взяша Господа от гроба, и не вем, где положиша Его (Ин. 20:13). Итак, угрожаемая опасностью, не подкрепляемая надеждою, как дерзнула Магдалина идти, еще сущей тме, на гроб Иисуса? На пути представилось мыслям ее непреодолимое препятствие. Она вспомнила, чтобы гроб Иисуса закрыт таким тяжелым камнем, которого не в силах отвалить ни она, ни спутницы ее. Как же и непреодолимое препятствие не остановило ее? Какая всепревозмогающая сила одушевляла и влекла ее? Сила любви и благодарности к Божественному Спасителю, сила святого сострадания к Святому, безвинно пострадавшему.

И какая за высокий подвиг высокая награда? Магдалина первая узрела Господа воскресшего, сделалась Христовым апостолом для самих апостолов, ибо она первая возвестила им воскресение Христово.


Источник: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия с библиографическим указателем : [В 2-х том.] / Сост. инспектор Симбирской духовной семинарии М. Барсов. - Москва : Лепта Книга, 2006. / Том 2. – 832 с.

Комментарии для сайта Cackle