О Мелхиседеке

Источник

Перевод сочинения преп. Марка Подвижника «О Мелхиседеке»

I. Господь, сравнивая мир с полем, а проповедь истины – с сеянием, говорит, что сперва засевается пшеница, а после [появляются] плевелы [Мф.13:24–25]. Из этого мы можем познать, что после апостольского предания выдуманные учения являются излишними и есть дьявольское сеяние. Несмотря на то, что святые ученики [Господа] ничего не пропустили, [проповедуя] истину, а святой апостол Павел, засеявший, словно пшеницею, весь мир словом, ни в чем не имел недостатка против высших апостолов [2Кор.11:5], некие инакомыслящие, возвысившись, словно плевелы над хлебами, пытаются преподавать учение, которое, по их мысли, более таинственное, чем апостольское. Ибо апостолы не проповедовали, что Мелхиседек по природе Бог, подобно тому как они проповедуют. Тем самым они допускают не что иное, как мысли, которые ведут к презрению совершенного ради нас домостроительства Господня. Ведь если они обожествляют обычного человека по той причине, что Писание умолчало [о родителях] именуемого «без отца» и «без матери» (Евр.7:3), то тем самым они презирают Христа, Который имеет Отца на небесах и ради нас мать на земле. Ведь если Мелхиседека считать великим из-за отсутствия родословия, то Христа который имеет родословие, следовало бы почитать за меньшего. Похоже, что такой ход приводит к отречению [от Христа] наиболее безумных из них, подвергая тем самым большему осуждению того, кто в такую мысль вводит. Думаю, эти беды происходят с ними из-за того, что они не уделяют внимания целиком главам Божественного Писания, и произвольно, для собственной выгоды, толкуют некоторые изречения. Поэтому то, что относится ко Христу, они приписали человеку, и того человека [Мелхиседека], который уподоблен Господу по чину священства, они называют Сыном Божиим по природе. Они говорят: «Если бы не был Мелхиседек Сыном Божиим, то как бы мог он называться “царем мира” и “царем правды”?». Познайте же, если хотите: Апостол говорит «царь мира» не по природе, но по значению [имени]. Ибо сказал: «во-первых, по знаменованию [имени] царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира» (Евр.7:2). Они пропустили слово «по знаменованию», и поэтому думают, что имя, которое дано по знаменованию, есть [имя] усвояемое по природе.

II. Они говорят: «Если он не Бог, почему тогда без отца и без матери?» В этом случае с их слов получается, что Мелхиседек – Отец, а не Сын. Они возражают: «Мы не называем его Отцом, но Божиим Словом, существовавшим прежде воплощения и рождения от Марии». О суемудрые, как [может быть] Бог Слово без Отца!? Поймите, что сказанное блаженным Павлом относится к воплощенному Христу. Ведь он говорит: «Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену... Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина» (Евр.7:13–14). «Но скажи, – спрашивают они, – как Христос воссиял из колена Иудина, без отца и без матери по чину Мелхиседека?» Они не знают, что говорят. Ведь Павел сказал «по чину» относительно священства, а не относительно выражения «без отца». Поэтому он не говорит: «ты без отца и без матери по чину Мелхиседека», но: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Евр.5:6). Что значит «по чину»? Значит по сходству, а не по Закону. Ведь по Закону было положено священствовать колену левитов, Мелхиседек же священствует не по Закону, но по чину пророческому, прообразуя тем самым Христа. Поэтому говорит: «Ты священник вовек», не по чину левитов, не по чину Аарона, который из того же племени, но «по чину Мелхиседека», который священствовал помимо Закона.

III. Но о чем они снова нас спрашивают? «Если Мелхиседек человек, то каким образом он “пребывает священником навсегда”» (Евр.7:3)? Они рассуждают об этом исходя из отрывка, пропуская другое из этой главы. Ведь сказано: «уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» (Евр.7:3). Подобие и реальность – не одно и то же, поскольку одно есть образ, а другое – истина. Например, как пророк Иона по причине трехдневного погребения (Мф.12:39–40) уподобляется Христу оставаясь пророком, как Моисей уподобляется Ему, поскольку был предводителем народа, оставаясь навсегда вождем, точно так же уподобляется Христу и Мелхиседек, поскольку был священником для язычников, и «остается навсегда священником». Поэтому [Писание] говорит: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Евр.5:6). Они, в свою очередь, вновь спрашивают: «Допустим, что Мелхиседек человек, который уподоблен Христу. Покажи, как подобен Господу Иисусу Христу Мелхиседек в том, что он без отца и без матери, не имея ни начала дней, ни конца жизни. Ведь говорится: “без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию” (Евр.7:3). В этом покажи уподобление, чтобы мы увидели, что Мелхиседек – человек, а не Сам Христос». Таким образом, они противятся не нам, но собираются враждовать с Божественным Писанием. Для них было бы достаточным поверить Апостолу, который назвал его подобным Сыну Божию, а не Сыном Божиим. Ведь говоря: «Покажи нам подобие, чтобы мы поверили», – они, похоже, не верят сказанному Павлом. Словно, если бы мы не смогли показать этого, они отступили бы от веры настолько, насколько уже отступили. Неужели из-за того, что в истинном Писании находится множество выражений, смысл которых для некоторых недоступен, Церковь уклонится от предания веры и поверит их собственным выдумкам? Да не будет! А для того не будем неразумно молчать, но по силе укажем на те подобия, которые содержатся в речи [Апостола].

IV. Апостол говорит о Мелхиседеке, что тот «без отца» и «без матери», поскольку «без родословия», в его родословие не внесены ни отец, ни мать, не говорится ни когда он рожден, ни когда умер. Поэтому [Мелхиседек] не имеет ни начала дней, ни конца жизни. Его родословие проследить невозможно, так как он происходит от народов, о которых ничего не сказано, и Писание упоминает лишь только, откуда он. В этом он уподобляется Сыну Божьему, поскольку Господь Иисус Христос на земле не имел отца, а на небе – матери. Поскольку мы сказали, что в Божественном Писании по домостроительству не внесено, ни то, когда родился Мелхиседек, ни то, когда умер, почему и сказано, что он не имел ни начала дней, ни конца жизни, они и в этом ищут подобие [со Христом], спрашивая: «Если так сказано о Мелхиседеке, скажи нам, почему о Христе говорится, что Он не имеет ни начала дней, ни конца жизни, чтобы мы и в этом познали подобие. Ведь мы знаем, что Он рожден от Марии и имеет начало, умер и воскрес по Писаниям». Мы же на это отвечаем: «Верите ли вы Евангелию, что “Слово стало плотию” (Ин.1:14), не изменившись в человека, но восприняв человека в Себя?» Они говорят: «Да, мы в это верим». Тогда, если вы верите в это, познайте, что Христос не простой человек и не познается как простой человек, поскольку Он никогда не был отдельно [от Божества], соединившись [с Ним] после, но Он сразу был зачат и рожден единым. С другой стороны, очевидно, что Божественное Слово действовало и прежде, согласно написанному: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк.1:35). Отсюда мы видим, что Христос не имеет ни начала дней, ни конца жизни. Ведь если Безначальное Слово получило начало в вочеловечении, то верно, что Христос безначален и по единении [Божества и человечества] от [чрева] Матери. Таким образом, Мелхиседек уподобляется Ему и в этом, так как по домостроительству ничего не сказано о его рождении и смерти, чтобы показать таинство Христово.

V. Вновь вопрошают: «Господь наше тело воспринял или нет?» Да, наше. Однако, Он воспринял его не отдельно, оно не предшествовало соединению [Божества и человечества], но, как об этом мы сказали прежде, было рождено от матери в их неразлучном единстве. Они же сразу спрашивают: «Почему вы тогда исчисляете Его годы?» Исчисляются годы не обособленной природы, но [годы] с момента рождения Того, Кто стал Человеком. Ведь не сказало Писание, что рожден простой человек, как вы говорите, или Бог Слово, но – Христос, который есть вместе и Бог, и Человек, неделимый и нераздельный Сын Божий. Он имел начало рождения домостроительного, не имел же начала природного, из-за единства [Божества и человечества] от чрева Матери. Ведь скажи: о чьем начале ты говоришь? Только одного тела? Но по гласу благовествования, обращенного к Иосифу: «не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго» (Мф.1:20) тело Господа никогда отдельно не существовало. Ты собираешься говорить о начале рожденного Христа? Однако Само Слово воплотилось, как и возвещено в Евангелиях. Итак, как нами уже показано, невозможно приписать Христу ни деления, ни начала. «Допустим, – говорит, – что у Христа нет начала из-за единства, но единство не имеет ли начало?» И имеет, и не имеет, так как Сам Безначальный соделался началом единения. И поэтому я сказал: и имеет, и не имеет. Благочестивее же сказать, что не имеет, поскольку то, что соединено существенно, хотя и познается из двух, все же, поскольку соединяется с природой сильнейшего, познается и называется как сильнейшее. Так и река, которая наполняется от дождя и впадает в море, больше не называется рекой, но морем, в котором она получает начало [соединения] и здесь окончиваясь. Ведь если бы в Слове в качестве превосходящей действовала телесная сила, в результате чего и возникло единство, тогда и начало надо было бы мыслить по телесной природе. Если же, как говорит Евангелие, богоприлично действовал Бог Слово, то явно, что в соответствии с Его природой была облагорожена святая плоть, потому что в ней Он благоволил обитать всей полнотой Божества телесно (Кол.1:19, 2:9). Если же вся полнота, то ясно, что ничего не осталось Божественного, чего не имело бы святое тело Христа: и безначалие, и Божество, и бессмертие, и вседержительная сила, и власть, и непреходящая мудрость, – оно имело все, потому что [Бог] благоволил обитать в нем всей полнотой Божества телесно (Кол.1:19, 2:9). Поэтому Павел сказал: «отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» (2Кор.5:16). Ведь мы познали, что [во Христе] благоволил обитать [Бог] всей полнотой Божества телесно, и в Нем мы будем иметь полноту (Кол.1:19, 2:9–10). Не сказал «в них», но «в Нем», Который есть «полнота Наполняющего все во всем» [Еф.1:23]. Поэтому Христос созерцается как не имеющий ни начала дней, ни конца жизни.

VI. Вновь спрашивают: «Если Мелхиседек человек, то как он “пребывает священником навсегда” (Евр.7:3)?» Это следует понимать двояко: не только по отношению к Мелхиседеку, но и по отношению ко всем святым. Во-первых, они «навсегда» внесены в Писание, а во-вторых, они «навсегда» пребывают перед Богом. Пророк Исаия пребывает пророком всегда, и все пророки всегда пребывают пророками и [на страницах] Писания, и перед Богом. Так же и апостолы всегда пребывают апостолами, а если не так, то на что они надеялись, ежедневно умирая за Христа? И все священнодействующие Христу всегда пребывают священниками. Таким образом, и святой Мелхиседек, совершая служение Богу, «пребывает священником навсегда», по слову Господа, Который сказал, что «у Него все живы» [Лк.20:38]. Богословствуя, [еретики] приводят и те слова о Мелхиседеке, которыми, как они думают, можно почтить только Бога: «Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину» (Евр.7:4). Но что это по сравнению с Божественным достоинством? Хотите увидеть большее смирение Авраама? Когда он приобрел пещеру для погребения Сарры, то поклонился тому, кто её отдал (Быт.23:7–12). Теперь нужно и того обожествить, потому что ему поклонился патриарх? Да не будет! Вот какое они имеют безумие, что так сильно ограничивают величие Божия Слова. Не сказал [апостол]: «видите, как велик [Мелхиседек], сотворивший небо, землю, и море; сотворивший ум людей, способный к свободному движению; дарующий всем необходимое, причем не вдруг, но в свое время, распределяя надлежащим образом». Не сказал, что он [Мелхиседек] соразмерил дожди и снег, зимний холод и летний зной, чтобы не погиб мир. Не сказал, что он милосердием избавляет от правосудия и может без лицеприятия помиловать грешников, существует повсюду неделимо и пребывает неслиянно во Отце, творец благого, всезнающий и судья, который в немощи даёт силы и в безумии мудрость змеи, расхищающий вещи [ср. Мф.12:29], возводящий от смерти к жизни и тайное делая явным. Ничего такого не сказал апостол о Мелхиседеке, но только: «Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих» [Евр.7:4]. Неужели, будь он Богом, Павел определил бы его непостижимое могущество так, что в нем не было ничего удивительного, кроме десятины, полученной от Авраама, которую и священники получают по Закону? Итак, когда, читая, найдешь, что написано о Мелхиседеке, вспомни сказанное апостолом: «о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену» [Евр.7:13], и не будешь обманут. «Ибо известно, что Господь» Иисус Христос «воссиял из колена Иудина» [Евр.7:14]. Следуй вере Павла и не приписывай пророчащим того, о чем они пророчески провозглашают, и не приписывай образам того, на что они указывают. К какому племени принадлежал Мелхиседек, что сказанное о нем ты считаешь прообразовательным или осуществившимся? Так заблуждаясь, ты и прообразовательно закалаемого агнца непременно будешь признавать Богом, говоря: «Если бы он не был Богом, то как бы отогнал своею кровию ангела-губителя? [ср. Исх.12:5–6 и др.]». Возможно, что ты сделаешь себе богом и медного змея, думая и говоря: «Если бы он не был Богом, то как излечивал бы ужаленных змеями [Числ.21:9]?». Мы же скажем вместе с апостолом: «о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену» [Евр.7:13]. Ведь все они действовали не своею силою, но Христом, Которого они прообразовали. Так и Мелхиседек именуется «царем правды», не по природе, ведь как поясняет Писание: «о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену» [Евр.7:13].

VII. Захотел и я узнать у обольстителей: «Почему пророки и апостолы не провозгласили Мелхиседека Богом?» Если по зависти или страху, то тогда без зависти и без страха не явили бы Рожденного от Марии. Если по незнанию, то они младенцы по сравнению с вами, вы же совершеннее их, поскольку вам открылось то, что было скрыто от них. Но что говорят эти опасные люди (οἱ Λοιμοί)1? «Неудивительно, что апостолы не знали эту тайну, если она и Павлу открывалась с трудом, как он сам говорит: “О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать” [Евр.5:11]». О кичливые, считающие себя разумнее апостолов, не разумеющие «ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают» [1Тим.1:7]. Если они действительно верят, что о Мелхиседеке можно много говорить и трудно истолковать, пусть тогда скажут, какое суждение труднее истолковать? Наше или их? Для нас, кто говорит, что Мелхиседек прообразует Господа нашего Иисуса Христа, и сказанное обширно, и трудно для истолкования, как и апостол говорит. Они же утверждают, что Мелхиседек по природе Бог. Если он Бог по природе, что трудно объяснить? В Бога верят, истолковывают же образы. Поэтому посмотрим, о чем свидетельствует святой Павел, говоря: «О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать» [Евр.5:11]. Если это в их пользу, если о Мелхиседеке сказано как о Боге, пусть истолкуют своего бога, как они считают, что он Бог по природе. Если же не могут, то мы с помощью Господа, сказанное о Мелхиседеке, насколько это возможно, образно истолкуем, следуя святому Павлу; и да прекратят они богохульствовать! Раньше Иерусалим назывался Иевусом, поэтому мы знаем, что Мелхиседек был из иевусеев, одного из семи изгнанных народов [ср. Втор.7:1]. После изгнания народов и вселения израильтян (λαός), Бог из всех мест иудейских избрал этот город, чтобы священники приносили там жертвы [Втор.12:5–18]. После прекращения войн город был переименован в Салим, что значит «мир». Иерусалим же значит «видение мира». Поэтому Мелхиседек у Павла и в Писании по значению имени назван «царем мира» [Евр.7:2], потому что он там царствовал. Это то же самое, как если бы кто упомянул царя Селге2. Селге переводится как «непорочность» (ἁγνεία). Следовательно, с достаточным основанием владыку Сельге по имени города можно назвать «владыкой непорочности». Конечно, не по природе «владыка непорочности», а по имени. Однако Христос по природе «Владыка непорочности». Неужели они не замечают, что и о Мелхиседеке говорится «царь мира» по значению имени? Если бы тот Иерусалим, где он царствовал, был небесный, то его владыка был бы по природе «царем мира». Но если он – образ вышнего Иерусалима, то очевидно, что и Мелхиседек образно назван «царь мира» по имени города. Также и «царь правды» – это перевод имени «Мелхиседек» с ханаанского языка, как мы узнали от сведущих людей. Так же, например, Амвросий переводится как «бессмертный». Что же из этого? Поскольку многие называются Амвросиями, они теперь бессмертны по природе из-за имени? Конечно, нет. Сколь многие называются Евгениями3, пребывая рабами; сколько – Афанасиями4, будучи смертными, сколько – Полихрониями5 и прожили мало, сколько – Демократами6, не правя ни одним человеком. Так убеждаемся, что имена не соответствуют предметам.

VIII. Итак, после того, как мы по силе истолковали именования, давай снова возвратимся к [толкованию] деяний. Как Авраам с триста восемнадцатью вооруженными рабами, рожденными в доме его, обратил в бегство иноплеменников [ср. Быт.14:14–15], так и Христос: рожденные от Него, триста восемнадцать отцов (πατριάρχης) в городе Никеи, взяв апостольское оружие, обратили в бегство ереси. Смотри, какое подходящее толкование. Некогда Мелхиседек вынес хлеб и вино [ср.Быт.14:18] для подкрепления возвращающихся с войны. Подобно и Христос, Великий Архиерей, тем, которые к Нему обращаются от мысленной брани, дает освященные хлеб и вино, говоря: «Приимите, ядите из того все» [ср. Мф.26:26–27]. И как Авраам дает десятину от своей лучшей добычи священнику Божию [ср. Евр.7:4], так и ревнующие вере Авраама приносят Христу лучшее. Действительно, приносятся Ему двояко (а именно, духовно и непосредственно) пять чувств, которые есть десятина от нашей природы, некогда плененной от иноплеменников, в соответствии с рассказанной историей. Неужели ты не понимаешь из сказанного, как [возможно] «говорить много, но трудно истолковать» [Евр.5:11], как сказал святой Павел? Итак, не говори, что образы и есть истина. Услышав же «без отца» и «без матери» (потому что «без родословия»), не считай Мелхиседека по природе Сыном Божиим. Не читал ли ты, сколько повествует Божественное Писание об образах в истории [о Мелхиседеке]: о брате Авраама Лоте, о царях того времени, называя людей именами мест и делая известными Мелхиседека и город Салим? Никто из них до Воплощения Господа не истолковывался сам по себе. Ибо если имена по природе, то не по толкованию, если же по толкованию, то уже не по природе. Как «говорить много; но трудно истолковать» [Евр.5:11]? Прочти написанное, что «это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» [ср. 1Кор.10:11].

IX. Необходимо узнать у них и следующее: – Как Бог Слово, не имея плоти, совершал богослужение? И за кого? Если скажешь, за мир, то где жертва? «Без пролития крови не бывает прощения» [Евр.9:22]. Кто же является проповедниками священства и свидетелями? Если же говорят, что он есть образ грядущего, то разве может бесплотный может являть образ Того, Кто Воплотится? Неужели Он явился Самому Себе образом? Где Он Сам пребывает, там уже не образ, а истина. Если же истина, тогда что скажем о Воплощении? Как Писание говорит, что тайна «не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым» [ср. Еф.3:5]? Тогда же о том не возвещали ни пророки, ни апостолы. Но что они говорят? «Если бы не был он Богом, то как был священником до Закона?» Мы же им [отвечаем]: – О священстве говорится из-за того, что человек во плоти приносил Богу жертвы; без плоти священником не называются. Как принес жертвы Авель до Закона и поэтому явился священником, как принес жертвы Ной и явился священником, как принес жертвы Иаков и явился священником, как все они до закона приносили жертвы, так и Мелхиседек до Закона был священником. Но они возражают: «Писание не сказало, что они были священниками». Божественное Писание не много говорит о том, что вы стараетесь найти. Если же вы ищете отличие во всем, то учтите, что Мелхиседек не приносил жертву, но только получил имя священника. Ведь священниками были в большей степени те, кто приносили жертвы, нежели тот, кто только так назывался, поскольку священник в первую очередь тот, кто приносит жертвы, а не тот, кто только называется таким именем. Это мы говорим в связи с их несуразными речами. Сами же мы в Господе и тех и других сходным образом считаем священниками Бога.

X. Удивляюсь, как не услышали они блаженного Петра, который ясно о них возвещает и говорит, что «будут лжеучители, которые введут пагубные ереси» [2Пет.2:1]. Правильно он сказал «введут», – ведь они действительно высматривают подходящий момент и, в зависимости от обстоятельств, сочиняют ответ. То говорят открыто, что Мелхиседек – Бог, то коварно соглашаются, когда мы его, как и Божественное Писание, называем «священником Бога» [Быт.14:18 = Евр.7:1]. Если они верят Божественному Писанию, пусть и говорят все по Писанию. Прежде всего, поскольку Писание не называет Мелхиседека Богом, пусть и они не называют. Пусть исповедают его по Писанию «уподобляющимся Сыну Божию» [ср. Евр.7:3], ведь он не Сын не по природе. [Пусть исповедают] что он по «знаменованию [имени] царь правды» [Евр.7:2], а не по природе. Пусть исповедают и то, что «Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену» [Евр.7:13]. Пусть не вырывают они изречений [Писания], чтобы убедить толпу обманом и поймать в сети наиболее неразумных. Мы же, получив от Господа и чин и заповедь такую, обязаны убеждать тех, кто заблуждается по неведению. [Еретики] же, видя, что обманутые ими хотят покаяться, захватывают наиболее доверчивых из них тем, что непрестанно говорят: «Если Мелхиседек по природе не Бог, мы не согрешим, делая человека богом, ведь написано: «Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы [Пс.81:6]». Они не ведают, что такая двусмысленность делает явной непрочность их веры во Христа. Они, таким образом, и почитают Господа за равного всем людям, а не за Того, Кто Он есть: Спасителя, Бога и Владыку; и вводят служение твари вместо Творца. Так извиваясь подобно змее, они обвиваются вокруг тех, кто хочет от них убежать. И нам, кто имеет заповедь: «будьте мудры, как змии» [Мф.10:16], необходимо подражать их хитрости и разрушать объятия [еретиков] неожиданными умозаключениями. Скажем подобно [им]: если бы и был Мелхиседек Богом, мы бы не согрешили, называя и считая его только человеком. Ведь написано, что нет другого имени под небом, которым надлежало бы нам спастись, кроме Господа Иисуса Христа [ср. Деян.4:12], полноты «Наполняющего все во всем» [Еф.1:23]. Пусть послушают они апостола, который призывает не принимать тех, кто возвещает другое благовестие: «Ибо если бы кто, придя, начал проповедывать другого Иисуса, которого мы не проповедывали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, – то вы были бы очень снисходительны к тому» [2Кор.11:4]. Ведь если этим налагается печать на Благовестие, что остается тем, кто вводит ереси и тем, которые им верят? Но что они говорят? «Повсюду ли в церквях учат, как и ты здесь сегодня?» Да познают же, что все учащие подтверждают совершенное учение апостолов, не сочиняют ничего нового, что не проповедано, как делают они. Если же когда-нибудь, и кто-нибудь и был обличаем в невольном заблуждении, то непременно либо обратился [к истинному учению], либо, предпочтя ложь, был причислен к внешним, как и они. Их безумие проявляется в том, что они превзошли в лукавстве всякую ересь. Ведь, будучи отлученными и анафематствованными святыми епископами, они тайно причащаются и собираются в местах, где о них не знают, и этим они, как мы уже сказали прежде, презирают Христово таинство и Его домостроительство. Помимо этого, если они при помощи притворного благоговения входят в доверие к епископам или периодевтам7, то немедленно клевещут на действительно верных и православных, как на зломудрствующих, устраивая так, что они становятся ненавидимы или гонимы. Но Знающий мысли людей обращает их коварство [против них самих] и, как написано, обличая, попускает упасть «в яму, которая приготовлена» [Пс.7:16]8.

XI. Однако, оставляя их тайные злоумышления, пойдем дальше, чтобы окончательно опровергнуть их зловерие. Ведь пророки не провозгласили имени Мелхиседека, не научили ему апостолы, мученики не исповедали, никто из патриархов не объявил его Богом, никто из святых отцов ничего такого не написал. Поэтому образумься, человек, и познай, что тебе эту странную мысль внушил дьявол, чтобы по его воле ты заболел гордостью, ниспал его падением. Ведь как [тут могло обойтись] без [его] воли? Имея такое «облако свидетелей» [ср. Евр.12:1] в подкрепление истинной веры, ты избрал и исповедал то, что никто из них не исповедал. Ведь если они спаслись без этого знания и исповедания, спасись и ты, подражая им, и скажи словами святого Павла, что «я рассудил быть... незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» [1Кор.2:2]. Если же считаешь, что без такого исповедания невозможно спастись, ясно, что и всех святых считаешь не спасенными, за исключением себя. Если и не говоришь такого людям устами, то громче твоего голоса кричат последствия [твоего учения]. Видишь, до каких хулений и бед ты дошел по этому своему зловерию, а лучше сказать – по совершенному неверию. Посмотри на то, что Мелхиседек не творил знамений, не установил заповедей, не назначил обетований, не умер за нас, не даровал причастия Духу Святому. К тому же не знаю, кто поручился бы за вашу веру [в Мелхиседека]. Если же утверждаешь, что Воплотившийся поручил нам учить всему этому, еще больше делаешь самого себя виновным в зловерии. Ведь то, что Господь открыл нам о Себе через слова и дела, в то и заповедал верить. Ведь сказало же Писание, что [Бог] явился Аврааму (но только в гласе), предлагая ему заповедь, предрекая грядущее и обещая благодеяния в земле халдейской и у дуба Мамврийского, а также во многих других словах и делах [ср. Быти далее]. Ничего же неведомого ни от Мелхиседека, ни через Мелхиседека Писание не открыло. Поэтому твоя вера неосновательна, мысль недостоверна, а такое богопознание тщетно. Поэтому, когда вера православная явилась через множество свидетелей, все те, кто обращается к иному, и разумно и неразумно называют Мелхиседека Богом или Сыном Божиим по природе, очевидно иудействуют, так как Иисус Христос, родившийся от Марии, есть Сын Бога живого, и нет у Него ни в чем недостатка, чтобы нам искать полноту в другом.

* * *

1

λοιμοί – чума, поветрие, зараза, мор. [Автор приводит перевод формы единств. числа (λοιμός). Здесь использована форма множественного. – Редакция Азбуки веры.] Здесь употреблено в переносном смысле: опасный и вредный человек.

2

Селге – греческий город в Малой Азии (Писидии).

3

Евгений (греч.) – хорошего рода.

4

Афанасий (греч.) – бессмертный.

5

Полихроний (греч.) – долговечный.

6

Демократ (греч.) – здесь: правящий народом.

7

Периодевты (греч. обходящие, надзирающие) – должностные лица древней Церкви в сане пресвитеров, имевшие обязанность обозревать приходские церкви данной епархии.

8

Синод. перевод Пс.7:16: «рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил».


Источник: Ашмарин А.А. Богословие преподобного Марка Подвижника Исповедника // Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. Кафедра Богословия. Специальность: патрология. Сергиев Пасад. Московская духовная академия. 2013. - 243 с. (На правах рукописи). / Преподобный Марк Подвижник. О Мелхиседеке (Перевод А.А. Ашмарина). 204-243 с.

Комментарии для сайта Cackle