Источник

Учительство

1172. Преподобный Феодор Освященный, имея глубокие познания в Священном Писании, в двадцать лет, по приказанию святого Пахомия, начал учить в храме; сам Пахомий со вниманием слушал его

См. также: Гордость; Слово Божие.

Преподобный Феодор, именуемый Освященный, ученик преподобного Пахомия, имел глубокие познания в Священном Писании. Когда ему было всего двадцать лет, преподобный Пахомий приказал ему сказать поучение братии, Феодор без всякого ослушания и прекословия повел беседу и сказал много на пользу иноков. Но некоторые из старших не захотели слушать Феодора и сказали: “Что это? Уже всякий новоначальный учит нас!” И, оставив собрание, один за другим ушли в свои келии. Когда Феодор кончил говорить, Пахомий послал за ушедшими и спросил, почему они ушли с беседы. Старцы ответили: “Потому, что ты отрока поставил учить нас, много лет проживших в монастыре.” Услышав это, Пахомий глубоко вздохнул и сказал: “Неужели вы не поняли, что вас уловил в свою сеть диавол? Ведь вы всю добродетель вашу гордостью погубили. Не Феодора оставив, вы ушли, но бежали от слышания слова Божия и благодати Святого Духа лишились. Я не моложе вас, но и я с многим вниманием слушал его и великую пользу от него получил.” Этим вразумлением Пахомий смирил старцев, гордость отогнал от них, негодование их на Феодора уничтожил. С тех пор они стали усердными слушателями его учения. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 690).

1173. Чудесное призывание святого Григория Паламы к учительству

В третий год пребывания в безмолвии однажды во время молитвы Григорий Палама почувствовал, что он погрузился в сон, и ему представилось, будто в его руках – сосуд молока, до такой степени полный, что оно переливается через край. Вслед за тем показалось, что молоко приняло вид виноградного ароматного вина, которое, переливаясь через край, смочило его руки и одежду и потом, струясь всюду, испускало дивный аромат. Чувствуя сладость аромата, Григорий радовался. Между тем явился ему светлый юноша и говорит: “Почему бы тебе не передать и другим этого чудесного пития, утрачиваемого тобой без всякого внимания? Или не знаешь, что это неиссякающий дар Божией благодати?” – “Но если в настоящее время нет нуждающихся в таком питии, – спросил Григорий, – кому передать?” – “Хотя в настоящее время, действительно, нет жаждущих, – пояснил юноша, – ты все-таки обязан исполнять свой долг и не пренебрегать даром Божиим, в котором Владыка потребует от тебя отчета.” При этих словах видение кончилось. Значение молока святой Григорий впоследствии объяснял так, что это дар слова обыкновенного для сердец простых, требующих нравственного учения. А превращению молока в вино он придал смысл гораздо более высокий, а именно: этим означалось, что нужда со временем потребует от него слова догматического и небесного. Вскоре после этого богомудрый Григорий был избран игуменом в Есфигменский монастырь, где братство тогда состояло из 200 монахов. С той поры, кроме слова устного, святой Григорий начал составлять свои богословские произведения и проявлять дар чудотворения. (Афонский патерик. Ч. 1. С. 345).

1174. Подвизаясь на Афонской горе под руководством опытного старца более трех лет, святой Дамиан был призван Божественным гласом к учительству

См. также: Призвание Божественное.

Преподобномученик Дамиан, оставив мир и тех, кто в мире, удалился на святую Афонскую гору и здесь, в священной обители Филофея, приняв на себя ангельский образ, стал подвизаться достойно своего звания. Но желая еще больших подвигов, он через некоторое время оставил монастырь и удалился на безмолвие к одному знаменитому безмолвному подвижнику по имени Дометни, владевшему даром чудес. Водительством и душеполезными наставлениями этого безмолвника он пользовался три года, восходя от силы в силу и преуспевая во всех добродетелях так, что за неослабную ревность и усердие, тщательность и точность в исполнении всех заповедей Божиих сподобился слышать Божественный глас, призывающий его к служению ближним. “Дамиан, – таково было Божественное вещание, – не своей только пользы должно тебе искать, но и пользы других.” Поэтому он тотчас же оставил Святую Гору, удалился в пределы Олимпийские и стал там с дерзновением и велегласно проповедовать слово Божье,” побуждая христиан к покаянию и удалению от неправд и пороков и призывая всех к хранению заповедей Божиих и творению добрых и богоугодных дел. (Афонский патерик. Ч. 1. С. 256).

1175. Старец в видении узрел, что Ангелы отдали авве Ефрему свиток; на следующее утро авва учил, и как бы источник исходил из его уст

Один из святых видел в видении, что сонм Ангелов сходит с Неба по повелению Божию. В руках же у них был свиток. Спрашивали они друг друга: “Кому должно вручить его?” И одни говорили об одном, другие – о другом. “Поистине святы они и праведны, но этого отдать им нельзя.” Многие же произнесли и иные имена святых. Наконец, сказали: “Никому нельзя отдать этого, кроме Ефрема.” Старец, которому было видение, понял, что Ефрему отдали этот свиток, и, встав утром, услышал, как учил Ефрем: словно бы источник истекал из его уст. И уразумел старец, видевший видение, что от Духа Святого есть то, что исходило из уст Ефрема. (Древний патерик. 1874. С. 395. № 8).


Источник: Отечник проповедника : 1221 пример из пролога и патериков / Игумен Марк (Лозинский). - [Б. м.] : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 736 с. : портр.

Комментарии для сайта Cackle