Источник

Богоугождение

94. Авва Феодор, принимая посетителей, не заботился об угождении людям

См. также: Правдивость; Соблазн; Человекоугодие.

Один из отцов рассказывал об авве Феодоре Фермейском: “Пришел я однажды к нему вечером и застал одетым в разодранный левитон; грудь его была обнажена, и куколь лежал перед ним. В это время какой-то сановник пришел повидать его. Когда он постучался, старец вышел отворить и, встретив его, сел в дверях, чтобы поговорить. Я взял конец мафория и прикрыл его плечи. Но старец сбросил его. Когда сановник ушел, я сказал ему: “Авва, что ты сделал? Человек приходил к тебе за назиданием, а не затем, чтобы соблазняться.” Старец ответил мне: “Что ты говоришь, авва? Неужели мы все еще служим людям? Мы сделали, что нужно, а прочее нас не касается. Кто ищет назидания, пусть назидается, кто хочет соблазняться, пусть соблазняется. Я буду встречать людей так, как меня застанут.” И приказал своему ученику: “Если кто придет, желая видеть меня, не говори ему что угодно, как бывает у людей. Если я ем, говори: “Он ест.” Если сплю, говори: “Спит.” (Достопамятные сказания. С. 287. № 26).

95. Авва Иаков никогда не стремился к человекоугождению, зная, что награда будет не от людей, а от Бога

См. также: Награда; Правдивость; Человекоугодие.

“Когда у аввы Иакова от слабости отказались ходить ноги, ученики посоветовали ему омыть их водой. Я (Блаженный Феодорит, епископ Киррский. – Ред.) считаю нужным и здесь сделать замечание о его любомудрии. Сосуд с водой находился тут же. Один из служителей хотел прикрыть его, чтобы приходившие к Блаженному не видели сосуда. Блаженный, заметив это, сказал: “Для чего ты закрываешь сосуд?” Служитель отвечал: “Чтобы его не было видно тем, кто к тебе приходит.” – “Оставь, дитя, – сказал старец, – не скрывай от людей того, что явно перед Богом.” Ибо, желая жить только для одного Бога, он не заботился о людском мнении. “Какая польза, – говорил он, – если люди будут видеть во мне большее благочестие, а Бог – меньшее? Ведь воздавать награды будут не они, а Бог-щедродатель.” Кто не подивится, как словам старца, так и его уму, столь возвысившемуся над славой человеческой..? Я знаю и другое подобное обстоятельство. Был поздний вечер – время вкушения пищи. Блаженный, взяв предложенный глиняный сосуд, вынул смоченную чечевицу, которая составляла его единственную пищу. В это время шел из города человек, которому было поручено какое-то дело по военной части. Иаков, увидев его еще издали, не оставил трапезы и по обыкновению продолжал принимать пищу. Когда человек подошел, Блаженный сказал: “Отдохни и после молитвы отправляйся своей дорогой; а теперь будь участником моей трапезы.” Сказав это, он тут же дал ему полную горсть чечевицы.” (Блаженный Феодорит. История боголюбцев. С. 168).


Источник: Отечник проповедника : 1221 пример из пролога и патериков / Игумен Марк (Лозинский). - [Б. м.] : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 736 с. : портр.

Комментарии для сайта Cackle