Источник

Серафим (Александров Димитрий Александрович), митр.·б. Казанский и Свияжский

Родился 19 октября 1867 года в Саратовской епархии.

Окончил Саратовскую духовную семинарию.

С сентября 1889 года – помощник Саратовского Епархиального миссионера.

В 1890 году рукоположен во диакона.

В 1891 году посвящен во священника.

В 1894 году – Самарский епархиальный миссионер.

В марте 1909 года перешел на епархиальную службу в Полоцкую епархию, где определен священником Витебской Рынково-Воскресенской Церкви. В том же месяце назначен сверхштатным членом Полоцкой духовной консистории.

С 1910 года – противо-раскольнический миссионер Оренбургской епархии.

14 дек.1914 года хиротонисан во епископа Кустанайского, вик. Оренбургской епархии.

По рукописным данным, хиротонию совершали: епископ Мефодий Оренбургский с епископом вик. Дионисием в г.Оренбурге.

С 24 марта 1916 года – епископ Челябинский.

Участник Священного Собора 1917/1918 гг. в Москве, на котором был секретарем Соборного епископского совещания.

С 19 марта 1918 года – епископ Полоцкий и Витебский по сентябрь 1918 г.

С сентября 1918 года управлял Тверской епархией.

С 1919 г. – епископ Тверской и Кашинский (правящий).

С 1920 года – член Священного Синода.

В 1922 году возведен в сан архиепископа.

24 марта 1924 года возведен в сан митрополита.

С 18 мая 1927 года – постоянный член врем. Патриаршего Священного Синода.

С 15 июня 1928 года – митрополит Саратовский.

1932–1933 гг. – участник зимней сессии.

С II августа 1933 года – митрополит Казанский и Свияжский.

26 декабря 1934 года награжден правом предношения креста за богослужением.

15 ноября 1936 года уволен на покой.

Скончался в 1938 году.

Митрополит Серафим принадлежал к числу тех архиереев, которые в сентябре 1923 года еще верили в возможность соединения с обновленцами. По благословению Патриарха Тихона он, вместе с архиепископами Иларионом (Троицким) и Тихоном (Оболенским) сделали последнюю попытку достигнуть примирения и вели переговоры с обновленческим митрополитом Евдокимом, а в конце сентября 1923 года архп. Серафим на собрании двадцати семи епископов в Донском монастыре делал доклад о результатах переговоров. Результаты оказались неутешительными, – митр. Евдоким требовал отказа Патриарха Тихона от управления, – и епископы большинством голосов (при закрытой баллотировке) провалили проект соединения с обновленцами. При этом, во время прений, епископ Амвросий (Полянский), с неодобрением отметил, что докладчик называл вождя обновленцев Евдокима – Высокопреосвященнейшим Митрополитом. «Для меня и, наверное, для других здесь присутствующих Евдоким не митрополит, а бывший архиепископ”, – подчеркнул он.

Едва ли, однако, эта обмолвка архп. Серафима и его участие в переговорах о соединении означали его симпатии к обновленцам. По крайней мере, в конце доклада он выразил сожаление, что тут не присутствует уважаемый многими епископ Феодор (Поздеевский), глава правых оппозиционеров – Даниловцев, которому было послано приглашение. Значит, это была попытка примирить все и всех.

Впрочем, у обновленцев (да и не у них одних), создалось впечатление, что митр. Серафим «не из фанатиков», т.е. что он относится к обновленчеству более снисходительно, чем большинство архипастырей. Но в 1925 году, во время попыток обновленцев завести переговоры о совместном созыве собора, им пришлось убедиться, что они ошиблись.

В начале июня 1925 года митр. Серафим написал и разослал по Тверской епархии следующее послание, читанное, в частности, в г. Кашине:

«Ввиду того, что обновленческие самозванные архиереи рассылают всюду приглашения к миру и объединению и подготовке к их собору, настоящим объявляю, чтобы духовенcтво не имело никакого решительно общения с обновленцами, так как они схизматики, они должны придти к нам, и придти с покаянием, причем прием каждого из них имеет быть рассматриваем особо; и в зависимости от вины кающегося, ему будет назначено то или иное покаяние. Запрещаю в Кашине благочиннические собрания без моего ведома».

Явившуюся к нему обновленческую делегацию с обращением Синода и архиепископа Игнатия, он принял любезно, но своей тактики не изменил; и если на епархиальном съезде в августе все-таки появилось несколько староцерковников, то это вопреки указаниям митрополита.

После собора, взволновавшего Тверское духовенство, митрополит Серафим усердно ездил по епархии, проводя усиленную борьбу против обновленчества. В ноябре 1925 года им был собран в Твери епархиальный съезд. Обновленческое епархиальное управление по этому поводу выпустило два воззвания к православному духовенству, в одном из которых просило допустить на съезд представителей их Синода.

В ответ на это на съезде выработали свое воззвание к обновленцам, призывая их покаяться и присоединиться к православию. Это воззвание и было вручено обновленческому архиепископу Игнатию, когда он попытался проникнуть на съезд, «а от разговоров отклонились, «саботируя» присутствие обновленческого архиерея», – пишет проф. Титлинов.

Положение в епархии было тяжелое. «Ряд благочиннических собраний и некоторые уездные съезды вырабатывали резолюции о необходимости присоединиться к Св. Синоду» и только авторитет митрополита Серафима удержал епархию от нового раскола. Впрочем, эти волнения не помешали собрать в пользу православного Епархиального Совета 25.000 рублей. Значит, верующие не так стремились отойти от православия, как казалось обновленцам.

Работая в течение многих лет епархиальным противораскольничьим миссионером сначала в Самарской, а потом в Оренбургской епархии, митр. Серафим, тогда еще о. Димитрий Александров составил пособие для проведения бесед с раскольниками разных толков.

Пособие составлено в виде отдельных бесед, с вопросами и ответами, между православным и старообрядцем (беглопоповцем, белокриницким-австрийцем, беспоповцем с их разновидностью – поморцами). Кроме обычных тем: может ли Церковь быть без епископа; о перстосложении, просфорах и прочих “новшествах», о священстве и друг., в сборнике есть беседы о тысячелетнем царстве и о том, придет ли апостол Иоанн Богослов перед концом мира, или нет.

Книга эта была настольной у священников – миссионеров Самарской епархии и являлась любимым их пособием ввиду ясности и четкости объяснений. Вероятно, и сейчас в Куйбышеве есть священники – старожилы, помнящие название этой книги, а может быть, и имеющие ее.

Труды:

Речь, произнесенная в Оренбургском кафедральном соборе при наречении его во епископа Кустанайского, 2-го викария Оренбургской епархии.

«Приб. к «ЦВ» 1915, № 3, стр.60.

Литература:

«Церк. Вед.» 1909, № 16, стр.113 (IX-ХVI).

-“- 1914, № 47, стр.538.

-“- 1915, № 9, стр.71.

-“- 1916, № 15–16, стр.105.

-“- 1918, № 13–14, стр.83.

«Приб. к «ЦВ» 1918, № 6, стр.146.

-“- 1918, № 7–8, стр.326.

«ЖМП» 1931, № 1, стр.1.

-“- 1932, № 7–8, стр.5; №№ 1–12, стр.1–2.

-“- 1933, № 14–15, стр.4.

«Русск.Паломн.» 1916, № 31, стр.441.

«Вестник Св. Син.» 1926, № 7, стр.9.

(обновл.) за -“- , № 8–9, стр.30.

«Урал. Церк. Вед.» об. за 1928, № 5–6, стр.9.

«ЖМП» 1934, № 20–21, стр.3.

«Списки архиереев 1897–1944 гг. Патр. Алексия», стр.17, 54.

«Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год»,

стр.186–187.

Елевферий митр. «Неделя в Патриархии».

Париж, 1933, стр.20, 28, 74.

ФМП № 54, стр.22.

ФПС I, № 63, стр.3.

ФПС II, стр.1.

ФПС IV, стр.6.

ФПС V, № 158.

ФАМ I, № 222, стр.18.

М. Pol’skij, Novye mučeniki II, 129: 1937 erschossen.

Regel‘son 344 , 345 , 347, 362, 365, 414, 416.

Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte I, 204, 298, 382–386;II, 17, 27, 154, 234 .

D. Pospielovsky, The Russian Church 286.

A.Levitin – V.Savrov, Očerki po istorii II, 212, 214; III, 132.

Nach M. Pol’skij, Položcenie cerkvi v sovetskoj Rossii (Jerusalem 1931, S. 61) sollte M Platon (Roždestvenskij) in einem von der GPU verfaßten Ukaz im Namen des Patriarchen Tichon (16.1.1924) von seinem Posten als M von Amerika abgesetzt werden. Als der Patriarch es erfuhr, habe er Platon in einer Sitzung des Synods in seinem Amt bestätigt. M Serafim, Mitglied des Hl. Synods, soll dann heimlich diesen Ukaz der GPU übergeben haben, die seine Veröffentlichung verhinderte. Serafims Vorgehen verursachte einen Skandal im Hl. Synod.

«Er war von jedem verdächtigt, mit der GPU in Verbindung zu stehen” (S. 155).

Nach A.Levitin – V. Savrov, Očerki po istorii II, 259, war er ein alter, vielerfahrener, scharfsinniger, kluger und diplomatischer Mensch. Zum Вwurde er als Witwer geweiht. Da er während der Kirchenspaltung zum Patriarchen hielt, mußte er eineinhalb Jahre im Gefängnis verbringen. Er wurde von vielen der Kollaboration mit der GPU verdächtigt, doch dies ohne Grund. Er war, wie M Sergij (Stragorodskij), ein ehrlicher und überzeugter Vertreter einer realistischen Politik. Gerade deshalb war er bis zu seinem Tod einer der engsten Mitarbeiter des Metropoliten Sergij. Er starb als M von Saratov im Jahre 1936, ein Opfer der Jegovščina.

M Evlogij, Put‘ moej žizni 205.


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 6. Савва (Бабинец) – Ювеналий (Тарасов). – 1989. - 534 с.

Комментарии для сайта Cackle