Тихон (Клитин Павел), еп.Оренбургский и Уральский
Родился в 1835 году в семье священника с.Язвены, Юхновского уезда, Смоленской епархии.
В 1855 году окончил Смоленскую Поречскую духовную семинарию.
15 июля 1860 г. определен в число братии Ордынской Поречской пустыни и был назначен учителем и регентом певчих Смоленского архиерейского дома.
13 авг.1862 года пострижен в монашество, 26 сентября рукоположен во иеродиакона, а 22 октября – во иеромонаха.
В 1863 году поступил в СПБ духовную академию, которую окончил в 1867 году и был назначен и.д.баккалавра Казанской духовной академии.·
Был профессором по кафедре Св.Писания.
В 1870 году получил степень магистра богословия.
19 апр.1875 г. возведен в сан архимандрита и 9 июля назначен ректором Самарской семинарии.
С 28 сент. 1882 г. – настоятель Черниговского Елецкого монастыря.
С 27 мая 1885 года переведен в Домницкий монастырь.
С 21 марта 1888 года – настоятель Новгород-Северского Преображенского монастыря.
21 февраля 1891 г. назначен членом СПБ духовного цензор. комитета.
26 апр.1892 года хиротонисан во епископа Муромского, вик. Владимирской епархии.
С 30 ноября 1895 г. – епископ Прилукский, вик.Полтавской епархии.
С 15 ноября 1896 г. назначен епископом Оренбургским и Уральским, но не доехав до епархии на пути скончался 5 декабря 1896 года.
(В БЭС т.II, стб.1372 ошибочно указан год кончины 1903-й.
См. «Церковн.Ведомости» 1897, № I).
Духовный писатель.
Преосвященный Тихон светлая личность с истинно христианской душой, он отличался необыкновенной добротой и бескорыстием, так
чтопо отзыву знавших его, он все получаемое раздавал нуждающимся и сам нередко оставался буквально без копейки. Одежда его ничем не отличалась от самого бедного монаха и нередко выглядела очень поношенной, что давало другим возможность ложно говорить о небрежности и нечистоплотности этого архиерея.
По выражению одного высокого иерарха, Преосвященный Тихон был по жизни «праведный”.
Вот что рассказывает житель Иваново-Вознесенска Александр Константинович о благодатной силе молитвы епископа Тихона:
«В 1893 году я был в гор. Владимире у родственников своих, оставшихся после умершего брата моего Ивана Васильевича Константинова.
В воскресный день, 17 июня, отстоял раннюю обедню в кафедральном соборе, а к поздней литургии намеревался идти в женский Княгинин монастырь, где почивают мощи св. мученика Авраамия; там к началу поздней обедни, ждали крестного хода с иконой Боголюбской Божией Матери.
Утро 17 июня выдалось жаркое, тихое... Ни малейшего ветерка. Солнце палило с безоблачного неба. Накануне вечером была такая жепогода, и в раскаленном воздухе появилась саранча, летела она в небольшом количестве по одному направлению, на утро же с восходом солнца неслась такой сплошной массой, что на всех наводила страх и трепет. Полет ее был на высоте домов. Саранчаа – это большая муха, похожая на майского жука, только немного крупнее.
Когда я пришел в женский монастырь, то увидел в ограде множество народа, приблизительно до тысячи человек, и все, снявши шапки, в ужасе смотрели на летевшую тучей саранчу. Многие набожно крестились, особенно крестьяне, и говорили: «Гнев Божий постиг нас за грехи наши!» Другие с горькими слезами на глазах, дрожащим голосом вторили им: «Вон беда летит, сядет и все пожрет, поля и сады; опять голод будет!»
С таким замиранием сердца и ужасом смотрели все на этот полет саранчи, предвидя в нем большие несчастия и бедствия.
Я поговорил об этом с монахами, просил их помолиться об избавлении города и окрестностей от надвигавшихся бедствий. Мне ответили монахини, что они поймали несколько штук саранчи, решили показать епископу Тихону и просить его святой молитвы. Вскоре прибыл ожидаемый крестный ход, и владыка Тихон, взглянув на саранчу, начал в соборе монастыря позднюю литургию.
На правом клиросе пел архиерейский хор певчих, а на левом пели монашенки.
Управляемый регентом А.Е.Ставровским, архиерейский хор пелзамечательно хорошо, торжественно и стройно. Вот запели “Херувимскую» песнь... Вдруг в соборе потемнело, япришел в недоумение: что это значит? Минут через пять слышу глухие раскаты грома, затем раскаты грома усилились, засверкала молния. Я положительно недоумевал: откуда гром? откуда молния?... менее часа назад стояла жара, дышать было нечем и небо было чистое...
Во время причастного стиха вышел из храма, и что же? – буря... дождь льет, как из ведра... молния кругом и гром почти непрерывны... вода разлилась так, что по мостовой идти нельзя...
К двум часам дня все утихло, и солнце снова осветило ликующую и смытую дождем природу... Куда девалась саранча – этот надвигающийся бич?... Никто ее после того не видал.
Труды:
«Статьи (библиографии): на сочинение проф.А.В.Вадковского:
«О двух посланиях св.апостола Павла к Тимофею».
«Прав.Собес.», 1870.
«Статьи на сочинение проф.Порфирьева»:
«Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях». «Прав.Собес.» 1873.
«О вариантах в книгах Нового Завета».
«Прав.Собес.» 1871.
«Опыт объяснения книг Священного Писания из записок на книгу «Исход».
«Прав. Собес. » 1874.
Литература:
«Церк.Ведом.» 1896, № 47, стр.411.
«Приб. к «ЦВ» 1897, № I, стр.26–27.
«Черниг.Еп.Вед.» 1896, № 24.
1897, № 6.
«Полтав.Еп.Вед.» 1896, № 23.
1897, № 3–4.
Булгаков, стр. 1396, 1407, 1410.
БЭС т.II, стб.1372, 1705, 2166.
БЭЛ т.III, стб.601.
НЭС, 1901, т.33, стр.299.
Терновский. «Исторические записки», стр.461.
Родосский А. «Слов.воспит.СПД дух.акад.»
стр.492.
“Состав Св.Прав.Всер. Син. и Рос.Церк. Иерархии на 1894 год», стр.40–41.
“Спискиархиереев Иерархии Всерос.»
СПБ, 1896, № 534, стр.81.