Никон (Софийский Николай Андреевич), архп. Карталинский, Экзарх Грузии
Родился 14 мая 1861 года в семье священника Солигаличского уезда Костромской епархии.
Детство свое он провел среди крайней нужды и всякого рода затруднений. Когда ему было три года умер его отец.
Начальное образование он получил в Солигаличском училище, а среднее – в Костромской духовной семинарии.
27 авг.1882 года был назначен надзирателем Макарьевского духовного училища.
20 февр.1883 года рукоположен во священника.
В 1884 году он потерял жену и это, тяжко поразившее его обстоятельство, дало направление дальнейшей судьбе: он поступил в СПБ духовную академию.
В 1887 году пострижен в монашество.
В 1888 году окончил академию со степенью кандидата богословия и был назначен инспектором СПБ духовной семинарии.
30 марта 1891 года определен ректором Владимирской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.
Педагогическую деятельность его характеризовал один из старейших наставников Владимирской семинарии в следующих чертах: «Привязывая к себе сердца наши обаянием своего общения и любовью к нам, вы с другой стороны твердо и мудро держали пред нами и знамя дарованной вам власти. Действуя всегда прямо и открыто, но без шума, сохраняя постоянно ровный благородный тон, вы невольно подчинили нас своему начальственному влиянию и тому строю, который крепко держали в своих руках.И тем охотнее и свободнее мы сами подчинялись ей, что видели в вас блюстителя справедливости и законности и в области прерогатив, исключительно предоставленных усмотрению и совести начальника. Оттого ваша власть над нами не была каким-либо бременем, а только средством возбуждающим и ободряющим; нам служилось при вас легко, – легко не потому, что являлась возможность легкого отношения к своим обязанностям, а потому, чтовы умели делать и самые трудности для нас легкими и нечувствительными» ...
Приведем слова, сказанные им при прощании с воспитанниками Владимирской семинарии. Он говорил: «Я наказывал лишь для сохранения целого заведения и сотен питомцев его, следуя словам великого иерарха русской земли, говорившего: всегда нужно смотреть, как бы милуя одну личность, не погубить все целое», и примеру врачей, которые для сохранения жизни человека, отрезают больные члены... Но все строгие взыскания, предписываемые законом и совестью я всегда растворял милостью; лишь непосвященным в дело они казались сухой правдой. Теперь без вреда для вас могу сказать, что иногда я совершенно прощал даже крупные проступки, когда они не были разглашены, когда не соблазняли и когда помилование, как тайное, не могло подать повода считать проступки дозволенными и, таким образом, служить поводом к распущенности заведения. Теперь без вреда для вас могу сказать и то, что детских шалостей ваших часто видя не видел и слыша не слышал, когда они не свидетельствовали о нравственной испорченности» .
Известен один факт, характеризующий его нравственную личность.
На его жизнь покушался один из воспитанников. Когда этот воспитанник был арестован, то архимандрит сам поехал хлопотать за него и добился его освобождения. А впоследствии, когда стал епископом, назначил его псаломщиком.
8 марта 1898 года хиротонисан во епископа Вольского, вик. Саратовской епархии.
С 6 февраля 1899 года – епископ Нарвский, вик. СПБ епархии.
С 10 декабря 1901 года – епископ Вятский и Слободский.
В Вятке преосвященный прослужил три года и проявил неутомимую энергию, отзывчивость к нуждам простого народа, прямоту, мужество и все те качества, которые его отличали с первых шагов его служения Святой Церкви.
Стремление стать в близкие отношения к своей пастве побуждали его совершать частые и трудные поездки по огромной епархии. Здесь он своей живой общедоступной проповедью производил на православный народ, а также и на раскольников глубокое впечатление. Одним из последних действий преосвященного в Вятке был призыв, с которым он обратился к духовенству об оказании помощи теплыми вещами русским воинам на Дальнем Востоке.
27 ноября 1904 года – епископ Владимирский.
Во Владимирскую епархию преосвященный принял назначение с особенной радостью. Здесь ему были знакомы и лица и условия, с которыми приходилось работать. Не склоняясь пред сильными мира, он всюду становился на защиту Церкви и бедного сельского духовенства, из среды которого сам вышел. Со своими подчиненными был кроток на словах, оставлял за ними неоцененное право возражать себе и прекословить, когда с ним не соглашались, и охотно признавал противное мнение, когда основательность его была доказана.
За короткое время своего пребывания на Владимирской кафедре Преосвященный Никон все-таки успел положить начало одному хорошему и большому делу, именно: постройке нового здания для женского епархиального училища, для чего куплено уже место в лучшей части города.
Благодаря всему этому как в правящих церковных сферах, так и в народе о нем создалось представление, которое послужило основанием для дальнейших перемен на его служебном поприще.
Много раз Святейший Синод возлагал на него трудные поручения ревизора епархиальных управлений, как, например, Калужской, Пермской, Екатеринбургской епархий.
Высокопреосвященный Никон был личностью сильной, выдающейся среди русского епископата.
6 мая 1906 года возведен в сан архиепископа и 9 июня того же года назначен архиепископом Карталинским и Кахетинским, Экзархом Грузии.
Это назначение принял как крест, как подвиг послушания высшей власти, ожидал на новом месте для себя много огорчений.
Но он повез в Грузию доброе сердце, терпимость, мужество, решительность, великодушие и ту замечательную простоту в обращении, о которой с восторгом вспоминают все, кто только имел случай лично знать высокопреосвященного.
Его взгляд на вопрос о Грузинской автокефалии был проникнут
мудростью, прямотой и не был осложнен никакими видами светской политики, а прямо вытекал из идеи о существе Церкви. Он находил целесообразным выделить из существующего состава Грузинского Экзархата части с русским и греческим населением и присоединить их к русским епархиям; грузинским же частям Экзархата предоставить известную долю самостоятельности. Этот взгляд он старался проводить в жизнь с осторожностью, памятуя, что всякое необдуманное разделение в данном случае грозит обратиться в раздирание Хитона Христова, что есть великий грех пред Господом.
Это заставляло его иногда не доверять шумным требованиям минуты и выжидать, пока в нравственном сознании ревнителей церковной самостоятельности Грузии не отслоиться собственно политические мирские стремления от жажды религиозной, он ждал, когда вопрос об автокефалии перестанет быть орудием нездоровых страстей века сего.
Когда в Грузии кипели против всего русского ненавистью, он был исполнен по отношению к Грузинской Церкви благих намерений. По его инициативе было приступлено к ремонту знаменитого памятника грузинской церковной древности – Мцхетского собора, на что он исходатайствовал у Св.Синода значительные средства – более 30.000 рублей. По его инициативе начат пересмотр и исправление священных и богослужебных книг на грузинском языке, для чего была образована особая комиссия. Эти два дела так важны, свидетельствуют о таком доброжелательстве к вверенной ему церкви, что могли бы составить славу всякого церковного деятеля.
6 мая 1907 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.
Его борьба с автокефалистами закончилась трагически:
28 мая 1908 года он был убит злоумышленниками.
Чувствовал владыка, что он едет в Грузию на верную смерть и, уезжая из Владимира, оставил завещание, в котором просил похоронить его в Успенском соборе г.Владимира. Воля мученика была исполнена.
Это был епископ-администратор, распорядитель и устроитель. Он умел соединить в себе с одной стороны непреклонную верность преданиям родной Церкви и вероисповедному долгу, с другой -ясное понимание необходимости тех преобразований в церковной жизни, которые намечались историческим моментом.
Труды:
Речи, слова и поучения.
Софийский Л.И. «Высокопреосвященный Никон, архп. Карталинский и Кахетинский».
СПБ, 1909, ч.II, стр.255–440.
(Автобиографические записки Экзарха Никона).
Литература:
«Церк.Ведом.» 1898, № 7, стр.29.
-“- 1899, № 8, стр.45.
-“- 1901, № 50, стр.403.
-“- 1904, № 49, стр.513.
-“- 1905, № 21, стр.251.
-“- 1904, № 18, стр.207.
-“- 1906, № 24, стр.323.
-“- 1907, № 18, стр.121.
«Приб. К «ЦВ» 1908, № 22, стр.1028 (Некролог).
-“- 1908, № 24, стр.1133–1135 (Погребение).
“Мисс.Календ.» 1907, стр.136.
«Русск.Паломн.» 1908, № 25, стр.398.
«Церк.Вестн.» 1891, № 15, стр.235.
-“- 1908, № 23, стр.712–713.
-“- 1908, № 26, стр. 807.
«Истор.Вестн.» 1908, июль, стр.379.
«ЖМП» 1958, № 12, стр.53.
«Красн.Архив» 1928, т.26, стр.121, 125.
Состав Св.Прав.Всер.Син. и Рос.Церк.Иерархии
на 19O8 год», стр.228–229.
Скворцов Д.И. «Памяти высокопреосв.архиепископа Экзарха
Грузии» (1861–19O8 гг.).
Тула, 1909.
Булгаков, стр. 1396, 1398, 1399, 1412.
А.К-в. «Памяти Высокопреосв.Никона (Софийского) Экзарха Грузии», Некролог.
«Церк.Вестн.» 1908, № 23, стр.693–696.
БЭС т.1, стб.593, 686.
БЭЛ т.III, стб.1184.
БЭЛ т.IX, стб.45.
НЭСт.ХХVIII, стб.607.
Die von der georgischen Geistlichkeit verlangte Wiedereinführung des Georgischen als Unterrichtssprache in den Geistlichen Seminarien bezeichnete er als völlig unzulässige Sache, vgl. Brief des Katholikos Leonid an Patr. Tichon vom 5.8.1919, in: Echos d'Orient 35(1932) Nr.167, S. 362 .
Literatur:
P. Hauptmann, Unter dem Weinrebenkreuz der heiligen Nino, Kirchengeschichte im Überblick, in: Kirche im Osten 17 (1974)29.
J.W. Cunningham, A Vanquished Hope 137f, 141, 148, 169, 180.