Никон (Рождественский Николай), архп. Вологодский и Тотемский
Родился 4 апреля 1851 года в семье бедного причетника с.Чашникова, Верейского уезда, Московской епархии.
Вот что рассказывает о своем детстве сам архиепископ Никон:
«С первых дней сознательной жизни, как только я себя помню, я вижу себя на руках родителя, который носил меня чрез сугробы снежные в Божий храм; я любил ходить туда не только в праздник, но и в будни, не только на службу Божию, но и в то время, когда мой родитель – дьячек топил церковные печи. Со стен церковных смотрели на меня лики угодников Божиих, лики серьезные, благоговейные, с молитвенным выражением. В воздухе ощущался запах ладана и воска. Казалось, что в этой священной тишине незримо, но сердцу ощутимо, носились Ангелы Божии. Таинственная завеса в Царских дверях, святая плащаница за клиросом, старые, потемневшие хоругви, ряды икон, уходящие к сводам храма в иконостасе – все говорило детскому сердцу: это не простое место, это – дом Божий.··
Я не говорю об участии в богослужении прислуживанием в алтаре, пением и чтением на клиросе: скажу только, что помню себя на руках родителя с Часословом в руках; помню, как, получив эту священную книгу в первый раз, я целовал ее, детски радуясь ее «красной прописи», киноварью напечатанным строкам. Помню, что под влиянием этой радости я тут же дал обещание – стать на клирос с отцом, и затем и – прочитать шестопсалмие. Шестилетним мальчиком я уже сделал попытку к сему – увы, на первый раз не удавшуюся: тоненьким голоском прочитал я пять- шесть строк и смутился, струсил, заплакал... А старичок-батюшка из алтаря уже возглашает отцу моему: «читай сам!»...Но через неделю я уже победил себя и ликовал детским сердцем: я прочитал все шестопсалмие!»...
Отроком поступил в Заиконоспасское духовное училище, где с необычайным усердием проходил курс наук, преподаваемых в училище.
Будучи учеником первых классов, он прочитал Четьи-Минеи и знал множество житий святых.
Тогда же на пути из училища домой в полуподвальном помещении, где остановился с мальчиком отец владыки, какой-то старец, лаская мальчика, предрек ему святительское служение. «Это наш будущий архиерей», – сказал он и удалился.
В 1863 году, пылая любовью к преп. Сергию, он решил совершить пешком паломничество в Лавру этого преподобного.
«Я скопил тогда три-четыре рубля на дорогу», – вспоминал о себе святитель, – отказавшись от чая, но откладывая кусочки сахара и продавая их, чтобы помочь родителям для этого путешествия. Когда настало благоприятное время, я стал просить отца и мать, чтобы отправиться в столь желанное странствование. Когда я услышал: «Знаем, сынок, что это дело доброе, да как же быть-то: ведь денег нет!» – я с торжеством выложил тогда пред ними свой «сахарный» капитал и – о радость! – я обезоружил их!На утро мы были уже в пути. 60 верст сделали в полутора суток.Вот пред нами открылась и святая Лавра во всей ее красоте. Вот поле, которое, по незнанию истории, конечно, родители мне назвали «Мамаевым». И в моем воображении уже пронеслась картина исторической битвы, о которой уже читал в житии угодника Божия. Вот собор – то покоище Сергиево, где почивает он в благоухании святыни. Что пережило тогда мое детское сердце – не пересказать».
Окончив духовное училище, он поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1874 году первым учеником. Помня предсказание старца, он по смирению своему уклонился от поступления в духовную академию, которая вела к архиерейству. Он боялся, чтобы не исполнилось на нем это предсказание.
Вместо академии юноша поступает в 1877 году послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и 12 марта 1880 года принимает постриг в монашество.
16 мая 1882 года рукоположен во иеродиакона, а 23 мая – во иеромонаха.
В 1885 году возведен в звание соборного иеромонаха Ставропигиального Московского Донского монастыря.
В 1892 году утвержден действительным членом учрежденного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, с исключением из Донского монастыря и возведен в сан архимандрита.
В 1893 году – казначей Лавры.
В 1901 году – председатель епархиального училища иконописания при Свято-Троицкой Лавре.
В этот период своей деятельности он трудился над изданием «Троицких листков», «Троицкой библиотеки», «Божией Нивы», «Троицких цветков», «Троицкой Народной Беседы» и «Троицкого Слова».
Как ни глубоко и искренно было смирение старавшегося избежать святительского служения инока, но «от Господа исправляются стопы человеческие».
14 марта 1904 года он был хиротонисан во епископа Муромского, вик. Владимирской епархии.
С 8 ноября 1904 года – епископ Серпуховский, вик. Московской епархии.
С 25 апреля 1906 года – епископ Вологодский и Тотемский.
С 31 января 1907 года – член Государственного Совета.
С I января 1908 г. – член Синода.
29 мая 1912 года уволен по болезни от управления епархией и назначен членом Св.Синода.
В 1913 году возведен в сан архиепископа.
4 апреля этого же года – председатель Издат.Совета при Св.Синоде.
30 мая 1913 года был послан на Афон вместе с военным кораблем с целью воздействовать на русских монашествующих по вопросу об имени Божием, в результате чего несколько десятков монахов было арестовано и вывезено в Россию.
В 1915 году переизбран в Государственный Совет.
6 июля 1916 года уволен по прошению от должности Председателя Издат.Совета на покой.
Скончался 30 декабря 1918 года. Погребен в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
Труды:
«Житие и подвиги преп. Сергия Радонежского».
М. 1885, 5-е изд. 1904.
«Толковое Евангелие от Матфея».
М. 1897,3-е изд. 1904.
«На добрую память о незабвенном сотруднике».
М.1899.
«Статьи о монашестве». «Богосл.Вестн.» 1903.
«Душеп. Чтение» 1903.
«За кого говорит история». К вопросу о монашестве.
М. 1903.
“Делание иноческое и дело Божие».
М. 1903.
“Господи силс нами буди”.
“Приб. к “ЦВ” 1904, № 38, стр.1208.
“Чемжива наша православная русская душа».
М. 1908, 2-е изд., 1910.
См. также'Приб. к «ЦВ» 1909, № 8, стр.364–369.
“Где же наше христианство?» Скорбные думы пастыря.
1910.
“Мои дневники». 1910–1915 гг.
“Смерть графа Л.Н.Толстого». Дневник из Троицкого слова». Сергиев Посад, 1911.
“Наше духовное сиротство». СПБ, 1911.
“На новом Афоне».
СПБ, 1912.
“Больное место нашей церковной жизни».
(Из дневника епископа).
СПБ, 1912.
“Торжество царского самодержавия и истинная свобода».
«Приб. к «ЦВ» 1911, № 5, стр.179–184.
“Берегите сокровище церковных преданий».
СПБ, 1912.
«Приб. к «ЦВ» 1912, № 3, стр.83.
-“- 1912, № 16, стр.649.
“Имябожники» «Великое искушение около Святейшего имени Божия и плоды его».
«Сергиева Лавра» 1914, стр. 138.
Отзыв о труде см. «Приб. к «ЦВ» 1914, № 14–15, стр.729.
“Зрелища и увеселения близ народных святынь».
Сергиев Посад, 1914.
«Равноапостольный наш просветитель и его святые дети-мученики». Центр, 1915.
«Что такое спиритизм». Сергиев Посад, 1915.·
«Слово семинаристам пред началом учения 31 августа 1908 года». «Приб. к «ЦВ» 1908, № 36, стр.1741.
«Свобода совести имеет свои границы».
«Приб. к «ЦБ» 1910, № 21, стр.834–840.
«Думы и заботы архипастыря».
«Приб. к «ЦВ» 1910, № 24, стр.958–961.
«Что нам нужнее всего».
«Троицкий патерик или сказание о святых угодниках Божиих».
Св.Троиц.Серг.Лавра, 1896.
«Христос Воскресе!»
«Приб. к «ЦВ» 1909.
“Нужды современного монашества».
«Приб. к «ЦВ» 1909, № 20, стр.859–864.
1909, № 21–23;
«Архипастырский привет духовным юношам».
«Приб. к «ЦВ» 1909, № 24, стр.1075–1077.
«Монашество и благотворительные учреждения».
«Приб. к «ЦВ» 1909, № 39, стр.1798–1806.
«В добрый путь».
«Приб. к «ЦВ» 1908, № 24, стр.1091–1094.
«Послание в день всепрощения 7 февр.1909 года».
«Великий пяток».
«Приб. к «ЦВ» 1909, № 12, стр.546.
«На дни Страстей Господних».
«Приб. к «ЦВ» 1910, № 15, стр.689.
«Дивное путешествие».
«Приб. к » ЦВ» 1910, № 22, стр.883.
«Из воспоминаний детства».
«Приб. к «ЦВ» 1910, № 23, стр.921.
«Идите и вы в виноградник Христов».
«Приб. к «ЦВ» 1910, № 24, стр.957.
«Какой памятник поставить святым печальникам родной земли». «Приб. к «ЦВ» 1910, № 25, стр.1013.
«Бог зовет нас к покаянию грозными явлениями в природе».
«Приб. к «ЦВ» 1911, № I, стр.1–4.
«Наше крещение и наш крест».
«Приб. к «ЦВ» 1911, № 2, стр.55–57.
«Возлюбленным о Господе чадам Церкви Вологодской мир и Божие вседействующее благословение».
«Приб. к «ЦВ» 1911, № 8, стр.309–312.
«За святые дни». Речь в государственном совете, произнесенная
16 Февраля 1911 года.
«Приб. к «ЦВ» 1911, № 9, стр.370–374.
«Слезы у гроба Господня». Слово в Великий Пяток над Плащаницей.
«Приб. к «ЦВ'1911, № 14, стр.633.
«Нечто о тайне беззакония».
«Приб. к «ЦВ» 1911, № 26, стр.1120.
«Скорбный вопль епископа».
«Приб. к «ЦВ» 1911, № 40, стр.1664.
«Из моих путевых записок».
«Приб. к «ЦВ» 1911, № 41, стр.1729.
«Вероисповедный законопроект пред судом православной народной совести».
«Приб. к «ЦВ» 1911, № 48, стр.2041.
«Святителю Христову Николаю чудотворцу на свечку».
«Приб. к «ЦВ» 1911, № 49, стр.2105–2107.
«Праздник Божественного смирения».
«Приб. к «ЦВ» 1911, № 51–52, стр.2231.
«В полночь на Новый год».
«Приб. к «ЦВ» 1912, № I, стр.1.
“О всеобщем обучении”.
«Приб. к «ЦВ» 1912, № 2, стр.45.
“Послание к своей пастве».
«Приб. к «ЦВ» 1912, № 5, стр.151.
“Заветы Святейшего Патриарха Гермогена нашему времени». «Приб. к «ЦВ» 1912, № 6, стр.192–202.
«Намли молиться за него».
«Приб. к «ЦВ» 1912, № 9, стр.348–351.
«Распятие Господа и наше Ему сораспятие».
«Приб. к «ЦВ» 1912, № II, стр.449.
«Голос Церк.» 1912, март, стр.13–18.
«Оскудениедуховной жизни».
«Приб. к «ЦВ» 1912, № 20, стр.820.
«Голос Церкви» 1912, июль, стр.63–69.
«Наши церковные школы в грядущих судьбах русского народа». Речь в Государст.Совете 5 июня 1912 г.»
«Приб. к «ЦВ» 1912, № 23, стр.941.
«Голос Церкви» 1912, июль, стр.138–143.
«Архипастырское прощальное послание Вологодской пастве».
«Приб. к «ЦВ» 1912, № 25, стр.1029–1032.
«Тяжелое бремя архиерейского омофора».
«Приб. к «ЦВ» 1912, № 26, стр.1069.
«Голос Церкви» 1912, авг., стр.38–46.
«Дар царственного смирения смиренному отшельнику».
(Слово пред освящением раки преп. Павлу Обнорскому). «Приб. к «ЦВ» 1912, № 27, стр.1105.
«Отечество царской власти».
«Приб. к «ЦВ» 1912, № 31, стр.1247.
«Голос Церкви» 1912, окт., стр.44–50.
«Мое доброе слово к православному духовенству».
«Приб. к «ЦВ» 1912, № 33, стр.1305.
«Голос Церкви» 1912, окт., стр.175–180.
«Верный послушник Матери Божией"·
«Приб. к «ЦВ» 1912, № 35, стр.1390.
«За честь креста Христова».
«Приб. к «ЦВ» 1912, № 46, стр.1857.
«Больное место нашей церковной жизни».
«Приб. к «ЦВ» 1912, № 44, стр.1772.
«Меч обоюдоострый».
«Приб. к «ЦВ» 1912, № 47, стр.1901.
«Голос Церк. » 1913, янв., стр.31–39.
«Моим читателям».
«Приб. к «ЦВ» 1912, № 48–49, стр.1977–1978.
«Помним ли мы уроки 1812 года».
«Приб. к » ЦВ» 1912, № 51–52, стр.2045.
«В ночь под Новый год».
«Приб. к «ЦВ» 1913, № I, стр.1.
«Речь члена государственного совета, произнесена 21 декабря 1912 года при обсуждении законопроекта о продолжительности занятий в торговых заведениях, складах и конторах».
«Приб. к «ЦВ» 1913, № I, стр.II.
«Об анонимных письмах, об «инаковерующих» и мой ответ одной из них».
«Приб. к «ЦВ» 1913, № 2, стр.75–79.
«О духовных течениях в нашей интеллигенции».
«Приб. к «ЦВ» 1913, № 5, стр.215–220.
«Смиренномудрие Православия».
«Приб. к «ЦВ» 1913, № 49, стр.2017.
«Голос Церк.» 1913, дек., стр.35–47.
«О настроениях современного юношества и доброе слово законоучителям».
«Приб. к «ЦВ» 1913, № 45, стр.2066.
«Куда мы идем».
«Приб. к «ЦВ» 1913, № 46, стр.2111.
«Плоды великого искушения около имени Божия».
«Приб. к «ЦВ» 1913, № 34, стр.1504.
«Юбилей победы креста над язычеством».
«Приб. к «ЦВ» 1913, № 35, стр.1550.
«Голос Церк.» 1913, окт., стр.137–140.
«Живы ли мы».
«Приб. к «ЦВ» 1913, № 43, стр.1960.
«Великое искушение около святейшего имени Божия».
«Приб. к «ЦВ» 1913, № 20, стр.853.
«На память о светлом торжестве».
«Приб. к «ЦВ» 1913, № 21, стр.936.
«Новая порция яда отрицания».
«Приб. к «ЦВ» 1913, № 22, стр.1002.
«Яд гордыни».
«Приб. к «ЦВ» 1913, № 33, стр.1464.
«Голос Церк.» 1913, окт., стр.29–42.
«В защиту святого поста».
«Приб. к «ЦВ» 1913, № II, стр.475–480.
«Новый молитвенник за Русскую землю».
«Приб. к «ЦВ» 1913, № 14, стр.649.
«Наше Солнце – Христос».
«Приб. к «ЦВ» 1913, № 15–16, стр.693.
«Урок с неба».
«Приб. к «ЦБ» 1913, № 15–16, стр.698.
«Благодатная радость Светлого Праздника Воскресения Христова». Приветствие на Святую Пасху.
«Приб. к «ЦВ» 1914, № 14–15, стр.703.
«Вера Христова не терпит двоедушие».
«Приб. к «ЦВ» 1913, № 6, стр.282.
“Об апокрифической молитве и легкоспасенцах».
“Приб. к «ЦВ” 1913, № 7–8, стр.350–354.
“Один из невидимых стражей души народной“.
“Приб. к “ЦБ” 1913, № 10, стр.438–445.
“Евангельские волхвы и мудрецы нашего времени».
“Приб. к “ЦВ» 1913, № 51–52, стр.2360.
“На грани Нового года”.
“Приб. к “ЦВ” 1914, № I, стр.1.
“Голос Церкви” 1914, янв., стр.25–29.
“Святитель Николай Японский о кончине мира и грудящих судьбах России”.
“Приб. к “ЦВ” 1914, № 4, стр.181.
“СлужениеЦеркви печатным делом».
“Приб. к “ЦВ» 1914, № 5, стр.248.
“Умеем ли мы молитьсяБогу?”
“Приб. к “ЦВ” 1914, № 7, стр.374.
“О слезах спасительных и опасных».
«Приб. к “ЦВ” 1914, № 8, стр.429.
“Можно ли молиться за души самоубийц и еретиков”.
“Приб. к «ЦВ” 1914, № 10, стр.538–543.
“На опасном пути”.
“Приб. к “ЦВ” 1914, № 17, стр.788.
“Выступление гордыни и подвиг любви”·
«Приб. к “ЦВ” 1914, № 32, стр.1409.
«Наша интеллигенция и духовная книга».
«Приб. к “ЦВ» 1914, № 48, стр.1989.
«И на земли мир».
“Приб. к “ЦВ» 1914, № 51–52, стр.2113.
«Обновление духа».
“Приб. к “ЦВ» 1915, № I, стр.1.
«Православие – наше сокровище».
«Приб. к “ЦВ» 1915, № 14, стр.88.
«Слово – серебро, молчание – золото».
“Приб. к “ЦВ» 1915, № 5, стр.130.
«Подвигом поста и покаяния поможем на брани подвизающимся». «Приб. к «ЦВ» 1915, № 6, стр.161.
«О четолюбии и властолюбии». Доброе слово некоторым инокам и пастырям Церкви"·
«Приб. к «ЦВ» 1915, № 7, стр.197.
«О толковании Библии».
«Приб. к «ЦВ» 1915, № 9, стр.273.
«Голос Церкви» 1915, июнь, стр.28–35.
«Тайна страданий». «У святой Плащаницы».
«Приб. к «ЦВ» 1915, № II, стр.349.
«День райской радости”·
«Приб· к «ЦВ» 1915, № 12–13, стр.995.
«Послание христолюбивым земледельцам».
«Приб. к » ЦВ» 1915, № 14, стр.435.
«О духовной прелести и самоубийстве».
«Приб. к «ЦВ» 1915, № 15, стр.476.
«Православно-могучий устой нашей государственности».
«Приб. к «ЦВ» 1915, № 16, стр.515.
«О музыке и духовных ораториях».
«Приб. к «ЦВ» 1915, № 17, стр.549.
«Четвертая заповедь и сектантская пропаганда».
«Приб. к «ЦВ» 1915, № 21, стр.627.
«Доброе слово русских штундо-баптистам».
«Приб. к «ЦВ» 1915, № 22, стр.661.
«Митрополит Филарет о войне и воинском звании».
«Приб. к «ЦВ» 1915, № 23, стр.691.
«Православным нужен не «народный», а «приходский дом».
«Приб. к «ЦВ» 1915, № 24, стр.713.
«Хитрые сети».
«Приб. к «ЦВ» 1915, № 32, стр.985.
«Порок языка».
«Приб. к «ЦВ» 1915, № 34, стр. 1029.
«Нечто об унынии».
«Приб. к «ЦВ» 1915, № 35, стр.1067.
«Берегись смуты».
«Приб. к «ЦВ» 1915, № 38, стр.2071.
«Нечто об авторском самолюбии и о мытарствах».
По поводу статьи прот.С.Остроумова в «Отдыхе Христианина». «Приб. к «ЦВ» 1915, № 39, стр.2098.
«Наша родная культура».
«Приб. к «ЦВ» 1915, № 40, стр.2131.
«Дорогие строки из письма святителя Феофана к С.А.Первухину». «Приб. к «ЦВ» 1915, № 44, стр.2249.
«Свобода миссии».
«Приб. к «ЦВ» 1915, № 45, стр.2269.
«Лже-научный подкоп под Библию».
«Приб. к «ЦВ» 1915, № 48, стр.2392.
«Слово правды нашим патриотам-антисемитам».
«Приб.к «ЦВ» 1915, № 25, стр.745.
«Один из способов отравления адом сектантства».
«Приб. к «ЦВ» 1915, № 26, стр.767.
«Ангельская радость пастырского сердца».
«Приб. к «ЦВ» 1915, № 27, стр.803.
«Русь под крестом».
«Приб. к «ЦВ» 1915, № 30, стр.915.
“Овеликом «отступлении» от Христа».
“Приб. к «ЦВ» 1915, № 31, стр.951.
“Смерти празднуем умерщвление».
“Голос Церкви» 1912, апр., стр.12–15.
“Слово пред собором 9 мая 1912 г. на построение в бар-граде храма во имя Св.Николая Чудотворца и приюта для русских богомольцев».
“Голос Церк.» 1912, апр., стр.16–20.
“О том, как отправляется Русь Православная».
«Голос Церк.» 1912, сент., стр.44–59.
“Страничка из современного патерика».
“Голос Церк.» 1912, нояб., стр.67–80.
«Имябожная ересь пред судом св.отцов».
“Голос Церк.» 1914, март, стр.54–61.
“Как учит о.Иоанн Кронштадтский об именах Божиих».
«Голос Церк.» 1914, апр., стр.52–58.
“Печать и церковная дисциплина».
«Голос Церк.» 1914, май, стр.23–33.
«Новогодние думы».
«Голос Церк.» 1915, янв., стр.27–41.
«Об условном языке».
«Голос Церк.» 1915, сент., окт., стр.16–21.
«Правые и левые».
«Голос Церк.» 1915, нояб., стр.13–22.
“Нечто о переоценке идейных ценностей».
«Приб. к «ЦВ» 1915, № 52, стр.2521.
«Наше счастье в обновлении жизни».
«Приб. к «ЦВ» 1916, № I, стр.1.
«Лучи надежды в страшную годину».
«Приб. к «ЦВ» 1916, № 6, стр.167.
«Во Христе – наша свобода».
«Приб. к «ЦВ» 1916, № 13, стр.355.
«Яд баптизма».
«Приб. к «ЦВ» 1916, № 27, стр.663.
«Кто стучится у дверей нашего сердца».
«Приб. к «ЦВ» 1916, № 32, стр.795.
«Скорби пастырской совести»
«Приб. к «ЦВ» 1916, № 33, стр.811.
-“- 1916, № 34, стр.825.
«Митрополит Филарет о тайне искупления».
«Приб. к «ЦВ» 1916, № 37, стр.901.
«Благопристойный юбилей».
«Приб. к «ЦВ» 1916, № 47, стр.1130.
«Утешение у яслей Христовых».
«Приб. к «ЦВ» 1916, № 52, стр.1217.
«Церковность – заветное сокровище церковных школ».
«Приб. к «ЦВ» 1909, № 47, стр.2218–2221.
«Предвкушение вечного блаженства. Христос Воскресе!»
«Приб. к «ЦВ» 1916, № 15–16, стр.403.
«Отеческая любовь Святителя Николая чудотворца».
«Приб. к «ЦВ» 1916, № 21, стр.506.
«Церковные предания и митрополит Филарет об Успении Богоматери» «Приб. К «ЦВ» 1916, № 25, стр.611.
-"- 1916, № 26, стр.633.
«Тревожные ожидания последних времен».
«Приб. к «ЦВ» 1917, № I, стр.1–4.
«До чего можно договориться».
«Приб.к «ЦВ» 1917, № 3, стр.47–50.
«Славянский язык – родная стихия нашей церковности».
«Приб. к «ЦВ» 1917, № 4, стр.73–75.
«Тоска детей по храме Божием».
«Приб. к «ЦВ» 1917, № 6, стр.117–121.
«Откуда пошла наука».
«Изв.Каз.Еп.» 1910, № 18, стр.530.
«Колокол», 1913, 25 авг.
Литература:
«Церк.Beд.» 1892, № 39, стр.404.
-“- 1904, № II, стр.101.
-“- 1904, № 47, стр.495.
-“- 1905, № I, стр.2–4.
-“- 1906, № 20, стр.295.
-“- 1906, № I, стр.2.
-“- 1911, № 47, стр.371.
-“- 1912, № 25, стр.257.
-“- 1913, № 17, стр.136.
-“- 1913, № 18–19, стр.180.
-“- 1913, № 22, стр.317.
-“- 1916, № 29, стр.276.
«Приб. К «ЦВ» 1890, № 33, стр.1103.
-“- 1904, № 7, стр.255–256.
-“- 1904, № II, стр.400.
-“- 1904, № 12, стр.428.
-“- 1910, № 23, стр.921.
-“- 1911, № 8, стр.309.
-“- 1912, № 21, стр.866.
-“- 1912, № 27, стр.1123–1128.
-“- 1914, № 33, стр. 1489.
«Русск.Паломн.» 1904, № 15, стр.259, 260.
-“- 1911, № 26, стр.416.
-“- 1912, № 20, стр.301.
«Мисс.Календарь» 1907, стр.137.
«Прав.Собес.» 1914, июль-авг., стр.IV.
“Голос Церк.” 1912, июль, стр.158–162.
“Состав Св.Прав.Вcер.Сиy. и Рос.Церк. Иерархии на
1917 год», стр.334–335.
“Изв.Каз.Еп.” 1885, № 19, стр.644.
-“- 1904, № 41, стр.1402.
-“- 1905, № 13, стр.390–391.
-“- 1911, № 31–32, стр.931–933.
-“- 1913, № 41, стр.1243.
-“- 1913, № I, стр.22.
-“- 1913, № II, стр.378.
-“- 1913, № 22, стр.681.
-“- 1913, № 39, стр.1174.
“Красн.Архив” 1930, т.40, стр.81, 89.
“Отдых Христ.” 1908, авг.-сент., стр.59.
“Странички из современного Патерика”.
“Прих.Чт.” № 24, стр.915–922.
-“- № 26, стр.1009–1015.
-“- № 29, стр.747–754.
Илиодор, стр.107, 146, 153.
Булгаков, стр.1396, 1397, 1406.
БЭС т.II, стр.1666.
НЭС т.ХХVIII, стр.607.
Auf dem Athos weilte er von Anfang Juni bis zum 11. Juli 1913. Es wurden nicht ’’einige Dutzend” Mönche verhaftet und nach Rußland zurückgebracht, sondern 660 Mönche; etwa 500 kehrten freiwillig zurück (priv. Mitteilung von Antoine Niviere, Paris). Aus seiner Funktion als Mitglied des Hl. Synods wurde er am 7.11.1915 entlassen (Cerk. Ved. 1915, Nr.45), auf Betreiben der Zarin Aleksandra Feodorovna (vgl. Pis’ma Imperatricy Aleksandry Feodorovny k Imperatoru Nikolaju II).
Vgl. auch Vospominanija katakombnago Schiepiskopa Petra (Ladygina), in: Cerk. Žizn‘,1984, 125ff., 166ff.