Платон (Рождественский Порфирий), митр.Северо-Американский и
Аляскинский
Родился 23 февраля 1866 года в Курской губернии.
В 1886 году окончил Курскую духовную семинарию.
6 января 1887 года рукоположен во священника. Четыре года был сельским священником в Курской епархии.
В 1891году овдовел к поступил в Киевскую духовную академию.
В 1894 году·пострижен в монашество.
В1895 году по окончании академии был оставлен профессорским стипендиатом для приготовления к занятию кафедры.
В 1896г. – исполн.должность доцента.
В 1898 г. – получил степень магистра богословия за труд
«древний Восток при свете Божественного Откровения».
С 1898 г. – помощник инспектора, инспектор, а затем экстраординарный профессор в сане архимандрита.
В 1902 году – ректор академии.
3 июня 1902 года хиротонисан во епископа Чигиринского, вик. Киевской епархии.
Хиротония состоялась в великой церкви Киево-Братского монастыря. Чин хиротонии совершали: Феогност, митр.Киевский и Галицкий; Сильвестр, епископ Каневский и другие.
Во время епископства на Чигиринской кафедре был ректором Киевской академии и настоятелем Киевского Братского мон-ря.
С 1906 года издавал журнал «Церковь и народ».
С 12 февр.1907 г. член 2-й Государственной думы.
С 8 июня 1907г. – архиепископ Алеутский и Северо-Американский.
В 1909году был вызван в Св.Синод для присутствия.
С 20 марта 1914 года – архиепископ Кишиневский и Хотинский.
С 5 дек.1915 года – архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии и член Священного Синода.
В этом же году был избран почетным членом Петроградской духовной академии.
С 4 дек.1916 года утвержден в звании почетного члена Казанской духовной академии.
17 июня 1917 года назначен председателем Совета по укреплению и распространению веры.
Участник Священного Собора 1917–1918 гг. в Москве.
13 авг.1917 года возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским, Зкзархом Кавказским.
9/22 февраля 1918 года – митрополит Херсонский и Одесский.
В 1920 году эмигрировал за границу в Северную Америку.
В 1921 году он принял от епископа Александра (Немоловского), уехавшего в Европу, управление Северо-Американской епархией.
В 1922 году был признан Американским церковным Собором правящим архиереем и утвержден митрополитом всея Америки и Канады.
В сентябре 1923 года Свят.Патриарх Тихон назначил его Управляющим Северо-Американской епархией с освобождением от управления Херсонской и Одесской епархией в России.
Взяв неверное антиканоническое направление в управлении епархией, он уклонился от чисто церковных дел и превратил кафедру в амвон политических выступлений, враждебных отечеству и Матери-Церкви. Этим он положил начало расколу.
С 16 января 1924 года Святейшим Патриархом Тихоном и Свящ. при нем Синодом уволен от управления Северо-Американской епархией. Патриарший указ об его увольнении он не выполнил и потому продолжал управлять Северо-Американской епархией.
Всеамериканский Собор, состоявшийся 19 апреля 1924 года в Детройте подтвердил права митр.Платона на звание правящего епископа Русской Православной церкви в Америке и постановил объявить Северо-Американскую епархию самоуправляющейся Церковью впредь до созыва Всероссийского Собора.
Ограждая свою самостоятельность от влияния карловчан, он, без всякого на то согласия Московской Патриархии, объявил в 1933 году Американскую Церковь автономной. Этим он снова нарушил единство Матери-Церкви.
За этот грех против Матери-Церкви Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий и Священный при нем Синод в постановлении от 16 авг.1933 года признали провозглашение автономии Северо-Американской епархии, сделанное по инициативе митр.Платона, грубым нарушением церковной дисциплины и отменили его, как канонически несостоятельное действие, а митрополита Платона, за учинение раскола, постановили предать суду архиереев с запрещением в священнослужении впредь до раскаяния или до церковно-судебного о нем решения.
Скончался 20 апреля 1934 года, не покаявшись в грехе учиненного им раскола.
19 апр.1946 года, внимая просьбе паствы митрополита Платона, Святейший Патриарх Алексий разрешил совершать панихиды по митрополите Платоне с тем, чтобы с этого момента тяготевшее над ним церковное прещение считалось посмертно снятым.
Труды:
«Древний Восток при свете Божественного Откровения». (Магистерская диссертация). Киев, 1898.
См.также ТКДА 1898, июнь-декабрь.
ТВДА 1899, февр.-апрель.
«Слово, произнесенное 6 апр.1899 г. у гроба в Бозе почившего духовника Киево-Печерской Успенской Лавры, иеросхимонаха Николая».
ТКДА 1899,май, стр.79.
«Слово, в день памяти преп. отца нашего Феодосия, игумена КиевоПечерского».
ТКДА 1899, май, стр.113.
«Слово в день Архистратига Михаила».
ТгцЦА 1899, дек., стр.517.
«Слово, сказанное на заупокойной литургии, в день погребения Высокопреосв.Иоанникия, митр.Киевского и Галицкого».
ТКДА 1900, июль, стр.336.
«Христианство и социализм». Речь, произнесенная на годичном акте Киевской духовной академии».
TКДA 19OO, нояб., стр.315.
«Слово в день памяти преп. отца нашего Антония Печерского (Трудность и значение иноческой жизни)».
ТКДА 19O1, авг., стр.464.
«Слово в день Преображения Господня и освящения Лаврской Великой Церкви».
ТКДА 19O1, сентябрь, стр.37.
«Речь при наречении его во епископа 31 мая 1902 г.»
ТКДА 1902, июль, стр.IV.
«Речь при открытии в Киеве местного епархиального отдела императорского Правосл.Палестинского Об-ва 6 декабря 1902г.»
ТКДА 1903, февр., стр.185.
«Речь при встрече Высокопреосв.митр.Флавиана».
ТКДА 1903, март, стр.VII.
«Речь при открытии Всеукраинского Церковного Собора».
«Приб. к «ЦВ» 1918, № 13–14, стр.439.
«В Украинскую Раду».
«Приб. к «ЦВ» 1918, № 13–14, стр.441.
«Православие под австро-венгерским судом«·
«Приб. к «ЦВ» 1914, № 23, стр. 1043.
Литература:
«Церк.Ведом.» 1902, № 20, стр.173.
-“- 1907, № 25, стр.273.
-“- 1909, № 47, стр.411.
-“- 1914, № 12, стр.95.
-“- 1916, № 52, стр.453.
-“- 1917, № 27, стр.178.
-“- 1917, № 35, стр.295.
-“- 1918, № 7–8, стр.37.
-“- 1910, № 19–20, стр.114.
«Приб. к «ЦВ» 1902, № 26, стр.858–860.
-»- 1910, №51–52, стр.2249.
-«- 1912, № 16, стр.683.
-»- 1918, № 5, стр.172–174.
-«- 1918, № II-12, стр.389.
«Мис.Календ.» 1907, стр.137.
«Правда о религии в России». МП, 1942, стр.46, 279.
«Рус.Прав.Церк.» стр.155.
«Состав Св.Прав.Всер. Син. и Рос.Церк. Иерархии
на 1917 год», стр.302–303.
«Русск.Паломн.» 1912, стр.254.
-»- 1914, № 29, стр.470, 471, 472.
-«- 1915, № 21, стр.336.
-»- 1915, № 38, стр.607.
“ЖМП” 1933, № 16–17, стр.1.
-«- 1934, № 18–19, стр.2, 3.
-»- 1950, № 7, стр.69–70.
-«- 1955, № 3, стр.71–72.
-»- 1957, №6, стр.66–70.
-«- 1959, № II, стр.14.
-»- 1960, № 2, стр.31–32.
-«- 1960, №8, стр.II.
«Изв.Каз.Еп.» 1912, № 39, стр.1185.
-»- 1914, № 13–14, стр.421–422.
-"- 1914, № 31–32, стр.976.
«Памятная книжка Петроград.дух.Акад. на 1915–1916 уч.год.», стр.12.
Елевферий митр. «Соборность Церкви. Ьожие и Кесарево». Париж, 1938, стр.88, 262, 263.
ФПС I, № 8, стр.1.
ФПС III, стр.5.
Булгаков, стр.1394, 1403.
БЭС т.II, стб.1815.
БЭЛ т.Х, стб.620–621.
Er stammte aus einer Priesterfamilie und war Dorfpriester in Lukaševski.
Als Nachfolger des EB Tichon wirkte er segensreich in Amerika, so daß sich viele unierte Karpatho-Russen der Orthodoxie zuwandten. Auf seine Initiative hin wurde ein ImmigrantenHeim gegründet, ein Waisenhaus in New York eröffnet und das Theologische Seminar nach Tenafly, N.J. verlegt, damit es der Diözesanverwaltung näher sei.
Nach seiner Flucht aus Odessa war er 1922 in Amerika eingetroffen. Als Leiter der von ihm autonom erklärten «Metropolie» hatte er gegen die Angriffe der «Lebendigen Kirche” unter Ioann Kedrovskij und gegen die Finanzkrise zu kämpfen.
Werke :
Poslanie Vysokopreosv. Platona Mitropolita Vseja Ameriki i Kanady, in: Cerk.Vest.Zap.Evr.Ep. 1930,2,4–8.
Literatur :
Orthodox America 1974–1976 (Syosset 1975), S.128.
G. Afonskij, History of the Orthodox Church in Alaska, 90.
Seide, Geschichte der ROK im Ausland, passim, bes. 422. Regel‘son 492.
N. Rklickij, Žizneopisanie VII, 382–385; 387–391.
I. Vlasovs'kyj, Narys istorii UPC IV, 1, 14–20, 25 und passim. F. Heyer, Die orthodoxe Kirche, passim.
Pamjati Vysokopreosv. Mitropolita Platona, in: Cerk.Vest.Zap. Evr.Ep. 1934,5,4–7.
Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte I, II, III, passim.
N. Struve 26, 508.
Une lettre du catholicos Léonide au patriarche Tykhon, in:
Echos d‘ Orient 35( 1932) 365 (Nr.3 vom 5.8.1919).
D. Pospielovsky, The Russian Church, passim.