Источник

Мелетий (Якимов Михаил Козьмич), еп. Рязанский и Зарайский

Родился в 1835 году в семье священника Вятской губернии. (Родственник профессора СПБ духовной академии И.С.Якимова). В первые годы своего детства, лишившись отца, он вместе с другими детьми-сиротами остался на попечении матери, испытывая, конечно, все тяжелые условия сиротской жизни. Несмотря на бедность и слабость здоровья, он с большим успехом прошел курс низшей школы и окончил в 1856 году Вятскую духовную семинарию.

Стремясь к уединенной жизни, он не захотел продолжать учение в высшей богословской школе, но непосредственно, по окончании семинарии, поступил в число братии Вятского Успенско-Трифоновского монастыря, где 28 марта 1857 года был пострижен в рясофор и определен сначала проповедником и библиотекарем, а затем учителем по священной истории и нотному пению и надзирателем в Вятском духовном училище.

В таком скромном звании монастырского послушника, учителя и воспитателя духовного юношества молодой рясофорный инок оставался более года, пока советы его товарища-друга (впоследствии кафедрального протоиерея в Вятке Ф.Г.Кибардина) не привели его к решимости продолжать далее богословское образование в академии.

16 августа 1858 года он поступил в Казанскую духовную академию, где I февраля 1859 года был пострижен в монашество с именем Мелетия, а 16 марта того же года рукоположен во иеродиакона.

9 дек.1861 года из высшего отделения академии, еще не окончившего 4-й курс, его сослали в Посольский Спасо-Преображенский монастырь (на Байкале) для участия в деятельности миссии в наказание за служение «политической панихиды” по Бездненским крестьянам, убитым при усмирении их волнения.

Смиренно и безропотно покоряясь воле Божией, он отправился в маловедомую суровую страну Сибири с верой в свое призвание и христианской решимостью служить вверенному ему делу.

23 июня 1862 года он прибыл на место своего служения.

30 декабря того же года рукоположен во иеромонаха.

20 июня 1865 года был удостоен степени кандидата богословия.

На миссионерском поприще он вступил в близкое общение с епископом Селенгинским (впоследствии архиепископом Иркутским) Вениамином в то общение любви, которое продолжалось между ними во всю последующую их жизнь.

С сентября 1872 года он был назначен для проповеди слова Божия бурятам и тунгусам почти на самых границах Монголии (в Цаган-Усунском стане и Цикаре).

20 августа 1873 года определен начальником Иркутской Миссии и управляющим Ниловой пустынью, а 27 сентября того же года – настоятелем пустыни.

2 февраля 1874 года возведен в сан архимандрита.

Миссионерское его служение с этих пор получает более широкую постановку, в особенности с того момента, когда новый начальник Иркутского отдела духовной миссии был вызван в Казань для ознакомления с методами переводов на инородческие языки книг, содержащих учение христианской веры. Эта поездка в Казань, общение его здесь с незабвенным Н.И.Ильминским и другими сподвижниками последнего имела – без сомнения – весьма важное значение в дальнейшей миссионерской деятельности о. архимандрита Мелетия: «Учение о святой православной христианской вере – в беседах с бурятами» – появлялось тогда в печати на их родном языке, а это,– конечно, – было хорошим началом, за которым следовало продолжение в том же направлении, обеспечивающее верный успех православному миссионерскому делу среди бурят и других жителей Сибири. Об успехах православной миссии среди этих народов в пятилетнее управление Иркутской миссией о. архимандрита Мелетия свидетельствует тот факт, что при нем обращено было в православную веру более одиннадцати тысяч язычников.

5 ноября 1878 года хиротонисан во епископа Селенгинского, вик. Иркутской епархии и назначен управляющим Забайкальской духовной миссией в звании ее начальника.

Областной город Чита стал центром, откуда святитель-миссионер неустанно, в особенности в 1881 году (когда исполнилось 200-летие со времени основания Забайкальской миссии миссионерами Феодосием и Макарием), обходил с проповедью слова Божия все Забайкалье, прилагая все старания к просвещению своей паствы и устройству церковно-гражданского быта новокрещенных с целью слияния их с русским оседлым населением.

Для усиления средств к распространению просвещения, владыка открыл церковное братство святых Кирилла и Мефодия и святителя Иннокентия в Чите, чтобы закрепить свои духовные завоевания посредством церковно-приходской школы. Следствием всего этого было то, что за время управления Забайкальской миссией Преосв. Мелетием число обращенных в православную веру из шаманистов и ламаитов доходило до четырех тысяч.

5 июля 1889 года назначен епископом Якутским.

С 14 окт.1896 года – епископ Рязанский и Зарайский.

С 1897 года – почетный член Казанской духовной академии. Скончался 14 января 1900 года. Погребен в гор. Рязани.

Известный миссионер и подвижник, просветитель Сибири.

В течение 35-летнего труда на этом поприще был прозван «Апостолом якутов и просветителем язычников в Сибирии и Азии».

Был инициатором облегчения участи больных проказой. Сам лично облегчил страдания прокаженных якутов. Добрый, приветливый, строгий к себе и снисходительный к другим, он был настоящий христианский миссионер по призванию. Он оставил по себе богатое наследие добрых дел. На поприще духовного писателя оставил много печатных трудов, многие из них помещены в Епархиальных Ведомостях (Иркутских, Якутских и Рязанских) и Православном Благовестнике.

Труды:

«Древние церковные грамоты Восточного Сибирского края 1653–1726 г. и сведения о Дауровской миссии”.

Казань, 1875.

«Православие и устройство церковных дел в Даурии».

(Забайкалье), Монголии и Китае в ХVII и ХVIII столет.” (Историческое исследование).

Рязань, 1901.

Отзыв об этом труде см.

«Приб. к ”ЦВ” 1901, № 42, стр.1558–1560.

«Пустынник Зарлаам – основатель Иоанно-Предтеч. монастыря на

границах Китайской Монголии и Чикойских горах за Байкалом”. Рязань, 1901.

«О переводной церковно-канонической литературе в древней России». (Кандидатское сочинение).

«Якутский Спасский монастырь: владетельные акты на землю и угодья монастыря в древний период его существования».

«Якут. Еп. Вед.» 1890, №№ 7–20.

Кроме того, много трудов, проповедей, миссионерских записок и отчетов, которые перечислить не представляется возможным.

Литература:

«Церк. Вед.» 1889, № 29, стр.277.

-«- 1890, № 19, оф. стр.211.

-»- 1891, № 20, стр.171.

«Приб. к «ЦВ» 1892, № 3, стр.80–83.

-«- 1892, № 7, стр.271.

-»- 1893, № 16, стр.619.

-«- 1893, № 21, стр.803–805.

-»- 1897, № 14, стр.534.

-«- 1900, № 7, стр.275.

-»- 1900, № 8, стр.304–309.

-«- 1901, № 42, стр.1558.

-»- 1903, № 50, стр.1966.

«Русск. Паломн.» 1889, № 2, стр.27.

«ЖМП» 1945, № 1, стр.42 (Лет. Р.П.Ц.).

«ЖПБ» т.1, стр.55–61.

«Прав. Собес.» 1897, окт., стр.353.

-»- 1898, май, стр.513.

-«- 1900, нояб., стр.8.

-»- 1905, апр., стр.691 п/стр.

-«- 1905, июль, авг., стр.9 и п/стр.2.

«Труды К. Д. А.» 1879, янв.-апр., стр.252–252, 268, 277.

-»- 1886, янв.-апр., стр.279.

-«- 1887, сент.-дек., стр.318.

-»- 1888, янв.-апр., стр.519.

«Церк. Вест.» 1891, № 45, стр.714.

-«- 1895, № 17, стр.541.

-»- 1895, № 19, стр.594.

«Мисс. Обозрен.» 1898, июль.-авг., стр.955.

-«- 1899, январь, стр.3.

«Изв. Каз. Еп.» 1897, № 18, стр.484.

«Истор. Вестник» 1889, янв., стр.253.

-»- 1900, март, стр.1242, Некролог.

«Красный Архив» т.40, стр.118.

НЭС 1906, доп.т.II, стр.132.

Булгаков, стр.1411, 1417.

Тузов, стр.155.

БЭС т.1, стб.955–956.

БЭС т.II, стб.1562, 1974, 2400–2401.

БЭЛ т.V, стб.1031–1032.

«Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1899 г., стр.46–47.

«Списки архиереев Иерархии Всеросс.» СПБ, 1896.

№ 451, стр.66.


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 4. Ионафан (Руднев) – Мстислав (Скрыпник). – 441 с.

Комментарии для сайта Cackle