Источник

Леонтий (Лебединский Иван Алексеевич), митр. Московский

Родился 22 января 1822 года в семье священника с. Новой Калиты, Острогожского уезда, Воронежской епархии.

Начальное образование получил в Павловском духовном училище, а среднее в Воронежской духовной семинарии, в которой кончил курс с отличным успехом в 1843 г. В этом же году на публичном экзамене в семинарии присутствовал Воронежский архиепископ Антоний (Смирницкий); он так был растроган воодушевленной речью даровитого воспитанника Ивана Лебединского, что с особенным чувством благословил его и, возложив руки на голову оратора, заметно для всех присутствовавших на экзамене, прочитал какую-то молитву. Этот знаменательный факт был предуказанием будущего высокого назначения молодого воспитанника семинарии.

Осенью 1843 года он поступил в СПБ духовную академию.

17 мая 1847 года пострижен в монашество, 8 июня – рукоположен во иеродиакона, а 18 июля – во иеромонаха.

По окончании академии со степенью магистра богословия в этом же году назначен профессором и помощником ректора СПБ духовной семинарии, а затем в том же 1847 году – профессором богословия Киевской духовной семинарии.

С 20 марта 1851 г. – инспектор той же семинарии.

С 26 янв.1853 г. – ректор Киевской духовной академии.

15 февр. 1853 г. возведен в сан архимандрита.

С 30 мая 1856 г. – ректор Владимирской духовной семинарии.

С 9 июня 1857 г. – ректор Новгородской духовной семинарии,

и настоятель Новгородского Антониева монастыря.

С 17 мая 1859 г. – ректор СПБ духовной семинарии, будучи в то же время членом конференции духовной академии и внешнего академического правления.

13 марта 1860 г. хиротонисан во епископа Ревельского, вик.

СПБ митрополии.

В августе следующего 1861 года Преосвященный Леонтий послан был Св. Синодом на освящение новосозданного трудами известного протоиерея Иосифа Васильева в Париже храма во имя Александра Невского, которое совершено было им 30-го августа с большой торжественностью. Произнесенное при сем случае Преосвященным Леонтием слово было переведено на французский язык и напечатано.

Преосвященный Леонтий был первый русский архиерей, который побывал в Европе; он очаровал как французов, так и русскую колонию в Париже своим умом и обаятельным обращением, которое, по замечанию очевидцев, ускорило переход в православие известного ученого аббата и доктора богословия Владимира Гетте, умершего православным священником.

В 1861 и 1862 гг. Преосвященный Леонтий состоял членом губернского присутствия по обеспечению духовенства С.-Петербургской епархии и председателем епархиального комитета по обсуждению вопросов программы по делам православного духовенства, председателем историко-статистического Комитета для описания С.-Петербургской епархии и Комитета для рассмотрения положения о преобразовании духовных училищ.

20 декабря 1863 г. Преосв. Леонтий назначен был Подольским епископом. В этой епархии он много сделал полезного. Им постепенно увеличено было содержание наставников духовной семинарии, улучшены школьный быт и обстановка воспитанников семинарии, для развития вкуса которых к церковной живописи открыт был класс иконописи.

В 1864 году он открыл в г. Каменце училище для девиц духовного звания и преобразовал Тульчинское женское училище, незадолго перед тем открытое по инициативе известного Петербургского протоиерея В.Гречулевича, впоследствии Могилевского епископа Виталия. С улучшением материального быта духовенства он возвысил умственный и нравственный уровень его, уделив много внимания к искоренению следов униатских особенностей из религиозной, общественной и частной жизни духовенства. Своим нравственным влиянием Преосв. Леонтию удалось значительно перевоспитать духовенство Подольской епархии, хотя в письме от 20.XI.1872 г. к своему земляку, архиепископу Тульскому Никандру он писал, что «дух шляхетства и еврейскую меркантильность в духовенстве Подольской епархии не скоро еще выкурить можно». Для улучшения быта и просвещения народа он много потрудился в деле устройства церковных братств, приходских попечительств, церковно-приходских школ и приютов. В видах ослабления католической пропаганды, он настоял на закрытии епископской католической кафедры в Каменце и католической духовной семинарии; по его же настоянию были закрыты и переданы в православное ведомство и некоторые костелы. При нем же и по его инициативе учреждены были эмеритура2 и окружные попечительства для заштатного духовенства, для вдов и сирот духовного звания.

8 апреля 1873 г. он был возведен в сан архиепископа.

От постоянной борьбы с полонизмом, иезуитизмом и от разнообразных и непосильных трудов, Преосв. Леонтий, по его собственным словам, «измучился и здоровье испортил”.

2 окт.1874 г. он был перемещен на Херсонскую кафедру. Послание его к пастырям и пастве Херсонской епархии от 25 дек. 1874 г. представляет литературный памятник забот преосвященного о новой своей пастве.

16 ноября 1875 года состоялось перемещение его в Холмско – Варшавскую епархию, в самое главное средоточие полонизма, как испытанного стража и борца за православие.

С этого времени начинается блестящий период 16-летней архипастырской деятельности Преосв. Леонтия, подробное и обстоятельное изображение которой находится в изданных П.Н.Батюшковым обширных исторических описаниях Подолии и Холмской Руси.

Ему предстояла трудная и сложная задача утвердить в православной вере воссоединившихся в 1875 году униатов с православной Церковью» Для этой цели и вообще для возрождения русского духа в Холмско-Варшавской епархии и утверждения православия в Привисленском крае им увеличен был состав причтов почти во всех городских церквах, восстановлено много пришедших в разрушение во времена унии православных храмов, а также устроено много новых; возобновлены в Холме и Замостье православные братства, открыто при Варшавском кафедральном соборе Свято­Троицкое братство, Яблочинский мужской монастырь, древний памятник православия в крае, был преобразован и возведен на степень первоклассного; в Посаде Лесне, во времена унии бывшем центром латинской пропаганды, устроена православная женская община. В целях возвышения умственного и нравственного уровня духовенства и авторитета его в глазах иноверцев. Преосв. Леонтий преобразовал Холмскую бывшую униатскую семинарию по образцу русских православных семинарий, для которой, по его требованиям, выстроено было прекрасное здание в Холме. Здесь же вскоре открыто было духовное училище, преобразованное из бывшей причетнической школы. Преосв. Леонтий усилил благочиннический надзор за приходским духовенством, исходатайствовал от правительства увеличение окладов жалованья духовенству. Заботясь об умственном и нравственном просвещении народа Преосв. Леонтий восстановил церковные братства и усилил их деятельность, увеличил число церковно-приходских школ и церковно-приходских попечительств, устроил приюты при Яблочинском монастыре и Леснинской общине, усилил церковную проповедь.

Восстановленное им в 1879 году Холмское Православное Свято – Богородицкое братство для укрепления и утверждения православия в Холмской Руси в 1885 году впервые выпустило в свет «Холмский народный календарь» с целью вытеснить из употребления в народе составленные в латинском и польском духе польские календари.

С 1884 года почетный член С.-Петербургской духовной академии.

17 ноября 1891 года был назначен Московским митрополитом. Кратковременно было служение Преосвященного Леонтия на кафедре Московской митрополии, полтора лишь года, но оно ознаменовано двумя важными событиями в церковно-общественной жизни русского народа, а именно: устройством церковно-народного чествования 500-летия со дня преставления преподобного Сергия Радонежского и фототипическим изданием всецело на средства Преосв. Леонтия Нового Завета, писанного рукою Святителя Алексия, митрополита Московского и духовного друга святого Сергия Радонежского.

Характерны черты его были:

Необыкновенная простота и доступность в обращении с людьми всякого чина и звания, умение поставить подчиненное ему священство в самые близкие, задушевные к себе отношения и вызвать его на откровенное сознание и изъяснения нужд и недугов, в целях их восполнения и уврачевания, искреннее доброжелательство ко всем, кто имел счастье служить под его властью и ревностное охранение их прав и достоинства и широкая благотворительность, совершаемая и яве и тайно.

Жил 71 год. Был человеком большого личного обаяния, высокообразованнейшего ума и доброго сердца. Много потрудился на распространение и укрепление православия в Западной России. Он был прекрасным оратором.

Скончался I августа 1893 года в с. Черкизове и погребен в Московском Успенском соборе.

Много лет вел переписку с митрополитом Исидором, эти письма после его смерти не были найдены.

Труды:

«Из лекций по Нравственному богословию».

Сергиев Посад, 1892.

См.также «Бог. Вестн.» 1892, июль, стр.1.

Слова по случаю освящения храма в здании Московской Академии. «Богосл. Вестн.» 1892, окт., стр.1.

«О подлинности книги пророка Даниила».

(Магистерская диссертация).

«Приветственная речь в Холмском соборе».

«Приб. к «ЦВ» 1888, № 37, стр.1003.

«Архипастырское послание к пастырям Холмско-Варшавской епархии».

«Приб. к «ЦВ» 1889, № 9, стр.219–226.

«Мысли о цели жизни человеческой».

«Дух. христиан.» 1861/1862, стр.239.

«Семь Херсонских архиепископов».

«Слово по случаю преобразования Линянской женской общины в первоклассный Богородичный монастырь».

«Приб. к «ЦВ» 1889, № 37, стр.1091.

«Слово по случаю освящения церкви в новом здании Холмской духовной семинарии 9 сент.1890 года».

«Приб.к «ЦВ» 1890, № 39, стр.1295–1297.

«Слово, произнесенное при последнем священнослужении в Варшавском кафедральном соборе».

«Приб. к «ЦВ» 1891, № 50, стр.1785.

Прощание с Варшавой и два слова в Москве.

Первое посещение Троицкой Лавры.

«Слова и речи Синодального члена Леонтия митрополита Московского, б. архп. Холмско-Варшавского».

СПБ, 1888.

«Мои заметки и воспоминания».

«Бог. Вестн.» 1913, сент., стр.142.

-«- 1913, окт., стр.310.

-»- 1913, ноябр., стр.610.

-«- 1913, дек., стр.803.

-»- 1914, янв., стр.137.

-«- 1914, февр., стр.279.

-»- 1914, март, стр.538.

Литература:

«Церк. Вед.» 1888, № 23, стр.155.

-«- 1891, № 20, стр.169.

-»- 1891, № 47, стр.357.

«Приб. к «ЦВ» 1888, № 4, стр.88.

-«- 1890, № 13, стр.450–453.

-»- 1891, № 50, стр.1795.

-«- 1893, № 32, стр.1159–1161.

-»- 1893, № 39, стр.1409–1410.

«Церк. Вестн.» 1891, № 5, стр.71.

-«- 1891, № 8, стр.113.

-»- 1891, № 9. стр.143.

-«- 1891, № 16, стр.255.

-»- 1891, № 24, стр.381.

-«- 1891, № 29, стр.458.

-»- 1891, № 39, стр.622.

-«- 1891, № 40, стр.636, 639.

-»- 1891, № 47, стр.746.

-«- 1891, № 48, стр.762.

-»- 1891, № 49, стр.771.

-«- 1891, № 50, стр.788, 795.

-»- 1891, № 51–52, стр.817.

«Прав. Обозрен.» 1884, II, стр.396.

«Альбом в Бозе почивших иерархов в Российской Церкви».

Вып. III, биограф, и портрет.

«Изв. Каз. Еп.» 1883, № 12, стр.365.

-«- 1892, № 24, стр.719.

-»- 1894, № 19, стр.596.

-«- 1930, № 20, стр.613–618.

«Самар. Еп. Вед.» 1892, № 4, стр.242.

-»- 1893, № 4, стр.4, 85–86.

«Труды Киев. Дух. Академ.” 1873, янв., стр.22.

-«- 1873, март, стр.104.

-»- 1873, июль, стр.326.

-«- 1875, янв., стр.132.

-»- 1877, март, стр.654.

-«- 1877, авг., стр.225.

-»- 1879, февр., март, стр.275, 372.

-«- 1888, сент., стр.239–240.

-»- 1889, сент., стр.208–209.

-«- 1890, авг., стр.612, 640.

«Истор. Вестн.» 1888, май, стр.345.

-»- 1890, дек., стр.768, 774.

-«- 1892, февр., стр.553.

-»- 1895, февр., стр.650.

-«- 1896, апр., стр.175.

-»- 1915, нояб., стр.519–521.

«Красн.·Архив». 1930, т.39, стр.112, 113, 123–126, 136, 135.

-«- 1930, т.40, стр.99, 100, 101.

Литература:

«Русск. Архив” 1895, кн.1, № 4, стр.483–485.

-»- 1895, кн.2, № 5, стр.77.

TOC \o «1–5» \h \z -«- 1916, кн.1, № , стр.152, 167.

«Русск. Паломн.» 1893, № 29, стр.462.

-»- 1893, № 33, стр.524.

-«- 1915, № 52, стр.831, 832.

«Холмско-Варшавский Еп. Вес.» 1885, № 6.

-»- 1890, №8.

-«- 1903, № 35·

«Душепол. Чтение» 1893, том III.

«Богосл. Вестн.» 1893, том III, стр.335.

«Правосл. Собеседн.” 1898, май, стр.515.

-»- 1902, июль-авг., стр.151.

-"- 1909, январь, стр.239.

«Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на

1893 г., стр.6.

«Списки архиереев иерархии Всерос.»

СПБ, 1896, № 364, стр.49.

Юбилейный сборник. М. 1914, стр.429.

Гурьев Вакх. «Архиепископ Леонтий на родине”.

«Странник», 1880, № 9–10.

Страшкевич. «Управление Подольской епархией».

Люблин, 1883.

Киев, 1885, I-II вып.

Страшкевич. «К двадцатипятилетию служения Преосв. Леонтия в святительском сане».

Варшава, 1887.

Барсов Е.В. «Передовая статья в Моск. Листке».

1893, № 218.

Священ. П.В. «Высокопреосвященный Леонтий, митрополит Московский». Камен.-Подольск, 1893.

Мальцев.» Из лекций по Нравственному богословию».

Здравомыслов, стр.68.

Корсунский И. «Высокопреосв. Леонтий, митрополит Московский». «Бог. Вестн.» 1893, сент., стр.390–419.

Петровский С. священ. «Семь Херсонских архиепископов».

Одесса, 1894.

Родосский А. «Биографический словарь студентов первых ХХVIII курсов СПБ дух. акад.1814–1869 гг.»,

СПБ, 1907, стр.239–241.

Бровкович Никанор. «Минувшая жизнь». Одесса, 1913.

Булгаков, стр.1395, 1405, 1408, 1416.

Толстой № 364, стр.46.

Денисов, стр.786.

Литература:

Каталог Тузова, стр.137.

«Собрание мнений митрополита Филарета”. Том V, стр.491.

«Письма к высочайшим особам», его же, том II, стр.185, 207.

210, 277.

БЭС т.II, стр.1519, 1602, 1823, 2275, 2289.

РБС, т.X, стр.217–219.

j.W. Cunningham, A vanquished Hope (New York 1981) 41, 62, 63f.

* * *

2

Капитал, составляемый из взносов служащих по известным правилам, для производства потом отставным служащим, их вдовам и сиротам дополнительных выдач к пенсиям, которые они получали. Энциклопедический словарь Ф.Павленко, СПБ, 1903 г., стб.2804.


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 4. Ионафан (Руднев) – Мстислав (Скрыпник). – 441 с.

Комментарии для сайта Cackle