Источник

Иринеи (Орда Харисим Михайлович), еп.·Орловский и Севский

Родился в 1837 году в семье священника Полтавской епархии в с. Самовице.

Обучался в Полтавской духовной семинарии·

В 1861 году окончил Киевскую духовную академию и назначен преподавателем в Екатеринославскую духовную семинарию.·

26 апр.1864 года утвержден в степени магистра богословия и переведен в Киевскую духовную семинарию преподавателем Св. Писания.

25 сент.1877 года рукоположен в сан иерея и назначен законоучителем в Киевскую III-ю гимназию с оставлением преподавателем в духовной семинарии.·

С 1880 года – благочинный Киево-Подольских церквей.·

4 авг.1883 года пострижен в монашество и был назначен ректором Киевской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.

9 мая 1888 года хиротонисан во епископа Уманского, вик. Киевской митрополии. Хиротония состоялась в Киево-Печерской Лавре·

С 12 июля 1890 года – епископ Чигиринский, вик. Киевской епархии.

С 19 дек.1892 года – епископ Могилевский и Мстиславский, вик. Киевской епархии.·

С 17 июля 1893 года – епископ Тульский и Белевский.

С 2 ноября 1896 года – епископ Подольский и Брацлавский (в БЭС т.II, в стб.1824 ошибочно указан год пребывания его на Подольской кафедре 1899. См. Состав Св. Прав. Веер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1903 г., стр.106–107).

С 1898 г. почетный член Казанской духовной академии.

С 29 марта 1900 года – епископ Екатеринбургский и Ирбитский.

С 28 марта 1902 года – епископ Орловский и Севский.

Скончался 10 апреля 1904 года внезапно от разрыва сердца.

Талантливый проповедник. Духовный писатель и лингвист. Обладал знанием греческого, английского, французского и немецкого языков. В Киевском Академическом органе он вел отдел иностранной библиографии и помещал свои статьи.

Издавал и редактировал журнал «Воскресное чтение», редактировал журнал «Руководство для сельских пастырей"· В этих журналах помещено множество его статей и заметок. Энергичный администратор, плодовитый автор, исследователь Священного Писания. Заботясь о благе своей паствы, он особенно ревностно следил за правильным ходом учебно-воспитательного дела в духовно-учебных заведениях, вникал во все подробности их жизни, порядка и строя, в духовенстве воспитывал дух церковности, в своих беседах призывал паству к Святой Церкви, ее учению, молитве, пению, к ее благодати и единству во Христе. Школа это родное дитя Церкви и ее естественная союзница в деле учительства была любимым духовным чадом владыки, особенно церковная школа, как ближайшая к Церкви по своему духу и назначению. При поступлении своем на Тульскую архиерейскую кафедру Преосвященный Ириней начал «усовершенствовать по Киевским образцам» богослужебные порядки, обращая наибольшее внимание на церковное чтение и по преимуществу пение. К участию в этом деле он призвал и духовно-учебные и церковноприходские школы, вменив им в обязанность приготовлять хороших чтецов и певцов в храме. При обозрении приходов владыка обращал преимущественно внимание на учительность пастырей в церкви и школе, давая нередко образцы живого пастырского слова. Интересовался он всеми сторонами жизни священноцерковнослужителей, расспрашивая их не только о трудах их по религиозно-нравственному состоянию прихожан, но и о их материальном быте – приходах и расходах, – всегда и везде внушая родителям приучать детей к церкви с юных лет.

Заботливость владыки направлялась также к благоустроению прихода вообще, как первоначальной основы церковно-епархиальной жизни. Ему хотелось восстановить приход по старине, когда жизнь приходская возбуждается преимущественно церковными интересами, возле храма и его школы. Он заботился о возрождении церковных братств, развитии церковных попечительств. Был членом комиссии по организации «Общества ревнителей православия и благочестивой жизни». В заботах об образовании народа в духе церковности владыка обращал особое внимание на церковные школы. Им было заведено много церковных школ женских, ввиду важного значения в крестьянском быту образования жены и матери, как распорядительницы народного просвещения. Заботился он и о духовно-учебных заведениях, о развитии церковно-свечного дела, о правильной постановке епархиальной благотворительности, о миссионерском деле.

В Екатеринбурге владыка обращал особое внимание начальствующих лиц в духовно-учебных заведениях на надлежащую постановку церковного пения, на ознакомление учащихся с древними церковными напевами, с церковным уставом. При нем преобразована школа, открытая с 1897 года при архиерейском доме для псаломщиков во второклассную церковно-приходскую с трехгодичным курсом и с специальными курсами церковного устава и церковного пения. С особенной любовью в Екатеринбурге владыка насаждал и умножал рассадники народного просвещения, особенно школы для девочек – будущих матерей семейств и воспитательниц грядущих поколений.·

ТРУДЫ:

«История Церковной истории”·

«Труды Киев. Д. А.» 1891, № 6, 8, II.

«Руководство к последовательному чтению пророческих и учительных книг Ветхого Завета». Поучения Иринея, епископа Екатеринбургского и Ирбитского.

Екатеринбург, 1901.

Отзыв о поучениях см. «Приб. к «Церк. Вед.» 1901 г., №4, стр. 1671–1674.

Отдельные поучения см. «Приб. к «ЦВ» 1902 г., № 8, стр.263.

Отдельные поучения см. «Приб. к «ЦВ» 1902 г., № 22, стр.695.·

«Руководствующее пособие к пониманию Псалтири».

«Руководитель к толковому чтению Библии».

«Разбор сочинения Ренана – «Жизнь Иисуса».

«За веру и против неверия».

«Подол. Еп. Вед.» Киев, 1899.·

«Речь при пострижении в монашество инспектора Могилевской духовной семинарии о. Аркадия Константиновича».

«Приб. к «ЦВ» 1893, № 17, стр.680–681.

Переводы:

«Земная жизнь Господа Спасителя» (перевод с немецкого).

Киев, 1874–1882 гг. и др.

«Толковая Псалтирь Загабена» (перевод с греческого).

«Мученики Колизея” (перевод с английского).

«Пастырские послания Св. Ап. Павла” (перевод с французского и многие другие).

Литература:

«Церк. Вед.» 1890, № 31, стр.351.

-«- 1893, № 31, стр.253.

-»- 1896, № 19–20, стр.163.

-«- 1896, № 45, стр.397.

-»- 1900, № 17, стр.131.

-«- 1902, № 14, стр.71.

«Приб. к «ЦВ” 1899, № 13, стр.535, 537.

-»- 1901, № 45, стр.1671.

-«- 1904, № 16, стр.586–589.

«Русск. Паломн.» 1888, № 16, стр.195.

-»- 1904, № 18, стр.311, 312.

«Церк. Beстн.» 1891, № I, стр.II.

-«- 1891, № 33, стр.523.

-»- 1891, № 41, стр.651.

-«- 1891, № 51–52, стр.817.

«Изв. Каз. Еп.» 1883, № 22, стр.710.

-»- 1884, № 22, стр.после 722, 14–15.

-«- 188 , № 8, стр.188.

«Воскресн. день» 1900, № 28, стр.333.

«Моск. Ведом.» 1902, № 139–140.

-»- 1904, № 100, Некролог.

«Новое время» 1904, № 100, Некролог.

«Труды Киев. Д. А.» 1888, сентяб., стр.13, 14.

«Мисс. Обозрение» 1901, декабрь, стр.877.

-«- 1904, август, стр.312.

«Прав. Собес.» 1899, ноябрь, стр.180.

-»- 1904, май, стр.839–841.

«Подол. Еп. Вед.» 1896, № 50.

«Екатеринб. Еп. Вед.» 1900, № 7–9.

«Историч. Вестн.» 1904, июль.

-"- 1904, май, стр.760 (некролог).

«Состав Св.Прав.Всер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на

1904 год», стр.104–105.

«Списки архиереев Иерархии Всерос.»

СПБ, 1896, № 511, стр.77

Булгаков, стр.1400, 1403, 1405, 1408, 1415.·

БЭС т.1, стб.850.

БЭС т.II, стб.1582, 1709, 1824, 2195.

БЭЛ т.V, стб.348–349.

БЭЛ т. Х, стб.622.

НЭС т. XIX, стб.625, дополн. т.1а, стр.837.·

О religioznom nevežstve, in: Prav. Žizn’ 1984,5,1–4.


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 4. Ионафан (Руднев) – Мстислав (Скрыпник). – 441 с.

Комментарии для сайта Cackle