Источник

Дионисий (Хитров)

Дионисий (Хитров Димитрий Васильевич), еп. Уфимский и Мензелинский.

Родился 22 окт. 1818 года в с. Хитрово, Данковского округа Рязанской епархии. Сын пономаря Василия Ивановича. При рождении Димитрия мать его горько плакала и много слёз пролила и после о том, что семья стала большая, а состояние было хуже, чем скудное. До Димитрия были в живых тогда у них дети: Никита, Григорий, Гликерия и Герасим.

На седьмом году Димитрия стали учить грамоте: братья Никита и Григорий, прибывшие на святки из Данкова, привезли ему церковно-славянскую азбуку (тогда, кажется, одна и была для всех славянская азбука с титловыми словами: «А – ангел, ангельский»). Димитрий в это время почти и без того уже знал азбуку, потому что вместе с братом Герасимом он каждый день ходил на учение в дом о. Тимофея, где обучалось более десяти мальчиков и несколько девиц. Весной 1825 года учился он несколько времени у дворовых людей Клима Петровича и Феодора Петровича. С поступлением в родительский дом Ивана Трофимовича (мужа сестры Гликерии), Димитрий поступил к нему на обучение. Домашнее обучение ограничилось изучением Часослова и Псалтири и отчасти – Октоика, и то не совсем успешно. В ноябре 1827 года отвезли его в Данков к брату диакону Никите погостить, где и прожил он до Рождества Христова.

Смотря на учеников духовного училища в церкви и предполагая в них большие познания, Димитрий просил Бога, чтобы Он удостоил и его сравниться учением хоть с самым последним из них; так страшно для него было учебное поприще.

В сентябре 1828 года брат Григорий, оставленный по риторике на повторительный курс, отвёз Димитрия в г. Данков и представил смотрителю протоиерею Ф.С. Семёнову, который, испытав его в чтении, вписал в число учеников первого приходского класса. Весь сентябрь и девять дней октября новобранцы учились читать по книжке и письму, а в день св. Апостола Иакова Алфеева в первый раз задан был урок из русской грамматики для изучения наизусть. К концу года русская грамматика была пройдена до словосочинения. С переходом в 1829 году во второй приходской класс у того же учителя священника Николая Евдокимовича Протопопова (он учил в обоих приходских классах), Димитрий обучался арифметике, латинской и русской грамматике.

В 1830 году переведён был в низшее отделение уездного духовного училища. По случаю холеры (впрочем, в Данковском уезде её тогда не было) в октябре учеников распустили по домам. Пешком пришёл Димитрий домой 22 октября: матушка встретила его с горькими воплями, потому что за несколько дней до его прихода сгорела их изба и двор, но, к счастью, горница, лишь только поставленная и недоконченная постройкой, осталась невредима, а от сгоревшей избы отстояла она только на две с половиной сажени, или, лучше сказать, отделялась сенями.

Летом 1831 года в июне ночью ученикам Данковского училища дано было вновь приказание разойтись по домам своих родителей, по причине той же холеры, которая в этот год свирепствовала уже сильно в Данкове и в его округе. Опять пешком пришёл он домой.

В сентябре 1831 года приказано ученикам явиться в школу.

В сентябре 1832 года, когда Димитрий собрался ехать в училище, мать взяла его за руку и увела в горницу; потом, взяв икону Ахтырской Божией Матери, сказала «молись, благословляю тебя, я скоро умру». Он горько плакал тогда, а горче того плакала матушка. Помолился он перед иконой, приложился к ней, поцеловав руку матушки своей, пал к её ногам почти без чувств, так было ему горько расставаться с нею. Любил он её более всего на свете. Она той же осенью в ноябре скончалась. Вскоре умер отец и старший брат.

Лишённый матери, отца и старшего брата, у которого жил во всё время учения своего в духовном училище, он остался совершенным сиротой, и, Бог весть, что сталось бы с ним, если бы ему не настало время поступить в семинарию.

В конце августа 1834 года отвезли его в семинарию, где он сдал экзамен «с похвалой» и, по зачислению записан был в отделение к профессору Феодору Семёновичу Мещерину, пользовавшемуся тогда особенным авторитетом по своей профессии. В то время в Рязанской семинарии были классы: богословский – один, философских – два, риторических – три. И в каждом риторическом отделении было около 140 человек. Философским наукам Димитрий обучался у добрейшего профессора Гавриила Петровича Успенского, который умел внятно передавать ученикам логику, психологию и метафизику. Предметы эти изучались по-латыни; но нравственная философия и право читались по-русски тем же профессором. Математика преподавалась учителем Харлампием Ивановичем Романским, и едва ли пять – шесть человек понимали её. В том числе был и Хитров.

В 1840 году он окончил семинарию. Лишь только экзамены кончились и распустили учеников, как последовал указ Святейшего Синода на имя Высокопреосвященного Гавриила, архиепископа Рязанского и Зарайского, об избрании десяти благонадежнейших из казённых воспитанников для служения в Иркутскую епархию и пяти – в Томскую.

Хитров был избран, и, как казённокоштный, назначен в числе десяти воспитанников в Иркутскую епархию. Видя в этом избрании назначение пути Промысла Божия о себе и о жребии своего служения, Хитров смиренно повиновался воле и распоряжению начальства и, недолго медля, вступив в брак в Рязанской епархии, отправился в Иркутск. По прибытии в Иркутск, Димитрий Васильевич Хитров 16 марта 1841 года был рукоположен во диакона Преосвященным Иннокентием, тогда епископом Камчатским, следовавшим в новооткрытую епархию Камчатскую, – а во священника тем же Преосв. епископом Иннокентием был рукоположен 6 апреля того же 1841 года уже к Градо-Якутской Преображенской церкви. Здесь-то, в Якутске, отстоящем от резиденции местного архиерея – Иркутска на три тысячи вёрст, и его области и указано было Промыслом Божиим о. Димитрию проходить своё 43-летнее многотрудное и многоплодное служение на пользу Православной Церкви, умноженной и расширенной им чрез обращение многих тысяч «седящих во тьме и сени смертной» ко Христу, сначала в сане иерея, потом протоиерея и, наконец, в сане епископа – викарного и самостоятельного.

С прибытием в Якутск о. Димитрий вступил в отправление многосложных и разнообразных обязанностей своего служения. Так он был: учителем якутского духовного училища по разным предметам с 19 июня 1841 года по июля 1844 года.

В 1844 году был общим духовником сельского духовенства и катехизатором в Якутском Троицком соборе.

1845 год – законоучитель в Якутском казачьем училище.

1851 год – член Якутского духовного правления.

С 1841 по 1853 г. – благочинный сельских и Градо-Якутских церквей.

С 1 дек. 1853 года – член попечительства о бедных духовного звания.

Но главным служением, на которое он был вызван в Сибирь и которое, нужно прибавить, он полюбил искренно и беззаветно, которому отдался всей душой, посвятил бо́льшую половину всей своей жизни и 43 года из 50-летней своей служебной деятельности, было служение миссионерское.

31 дек. 1851 года, по указу Свят. Прав. Синода, он был возведён в звание миссионера. Это было поистине апостольское служение.

Ревностный, неутомимый и неустрашимый пастырь, в начале своего служения при походной Благовещенской церкви, в десять лет совершил путешествие в 9.130 вёрст.

До 1850 года таких подвигов им предпринято было шесть – два в Колымск, два на Аллохан, одно в Учур и одно на озеро Жессей или Ессейское. Последнее лежит за необитаемыми пустынями, между реками Хотангой и Курсикой, а потому, чтобы достигнуть его и посетить тамошние кочевья, требовалось испытанное терпение и самоотверженное служение миссионера.

За эти апостольские труды Господь ниспослал миссионерам великое утешение и благословение. Благодаря этим трудам и трудолюбивым проповедникам, язычники и христиане-инородцы услышали живую проповедь и глубоко-назидательное совершение богослужения.

Так, например, в 1845 году Николаевская походная церковь, при которой служил тогда священник о. Димитрий, совершила путь к Охотским тунгусам, которые, никогда не видавши христианского богослужения, могли хоть раз в жизни присутствовать при литургии и сподобиться принять Святые Тайны.

В 1852 году о. Димитрий путешествовал чрез Оленек, Вилюйск, Олекминск и другие места – всего в пространстве четыре тысячи пятьсот вёрст. Во время таких путешествий он исполнял разные духовные требы, крестил несколько сот младенцев и несколько тысяч взрослых, обращённых им в христианство. По неизмеримым просторам Якутской области приходилось ему ездить зимой в трескучие 40-градусные морозы на собаках, оленях, а где и собственным пешехождением – по глубоким снегам, горам и страшным стремнинам, с опасностью низвергнуться с них. «Нет там, – сам он рассказывал, – ни надлежащей дороги, ни селений на пути, ни постоялых дворов к пристанищу от этих морозов, вьюг или недостатка в пище. На открытом месте, застигнутые пургой (бураном) странники, примкнув к какому-нибудь дереву или кусту, опрокидывают свою нарту (сани, употребляемые в Сибири для езды на собаках) против ветра и снега, чтобы занесло её, а сами скрываются за ней день, два или даже более; и если кому нужно отойти от нарты на несколько шагов, то для безопасности привязывает он себя к ней верёвкой, чтобы в противном случае при ветре и пурге, когда не видно бывает к собственной руки, не сбиться ему и не потерять своей нарты, единственного средства к спасению. Ближе к северному полюсу мертвеет и цепенеет сама природа, умаляется и совсем исчезает растительность, – путнику предстоит другая, более страшная пустыня – ледяная, на несколько сот вёрст пред ним лежит гладкая ледяная поверхность тамошних тундр, озёр и луж, также на многие версты простирающихся. Путь чрезвычайно трудный для езды и ходьбы, иногда необходимо требующейся, и своей ослепительностью тяжкий для глаз. Здесь человек совершенно открыт всей свирепости северных ветров, вьюг и непогод. В весеннюю или летнюю пору, когда растают эти тундры, путешественники по болотам и трясинам, в дощатых нартах (длиной сажени в полторы, вышиной в аршин) влекутся собаками, а случается, что с понятным напряжением и страхом сами перепрыгивают с кочки на кочку, с глыбы на глыбу, четверти в две-три в диаметре, зыблящиеся на воде в полтора и два аршина, ежеминутно подвергаясь опасности, по псалмопевцу, „углебнути в тимении глубины“ (Пс.68:3), т. е. погрязнуть и погибнуть в этой глубокой тине болота. А в другой стороне, где те же тундры покрыты дремучим, гигантским лесом лиственницы, ели, сосны, путешественники целый день пробираются верхом на лошадях по узкой тропинке, и, захваченный ночью, обрубают древесные сучья и на них, при этой сырости, устраивают себе постель, а наутро опять спешат в дальнейший путь, хотя бы кто почувствовал изнеможение и болезнь, которые, при неимении здесь докторов, скоро излечиваются дальнейшим моционом, натурой или, точнее – Провидением».

«Невозможно вообразить себе, – говорит один из путешественников по Восточной Сибири, – всех бедствий путешественника, едущего на одних собаках несколько сот (бывает даже до 5.000) вёрст по непроложенной снежной степи, в мороз, часто превосходящий 40 градусов. Как описать мучения его во время вьюги, продолжающейся иногда несколько дней кряду в снежной, беспредельной, безлесной пустыне? Для спасения от подобных бедствий, на каждых сорока или пятидесяти вёрстах построена юрта для убежища или ночлега путешественников. Юрта эта есть бревенчатый сруб, непрочно сделанный, в котором поставлен камин (чувал). Но часто случается, что путешественникам не удаётся добраться до такого пристанища до ночи; тогда они прорывают снег до земли, в виде логовища, раскладывают огонь при самом входе его и, таким образом, в снежной яме, при неимоверном холоде, должны проводить ночь и переменять не только часть платья, но даже и бельё; ибо от испарения тела оно сыреет и должно, наконец, замёрзнуть. А какое платье, и какие меха могут защитить от сибирских морозов?

Кроме этих и многих других бедствий, как например, повреждения саней (нарты), потери следа и направления, по которому ехать до́лжно, проезжим угрожает постоянно опасность от встречи медведей или волков».

Таковы были условия и обстановка, среди которых приходилось благовествовать и действовать миссионеру о. Димитрию Хитрову.

Наряду с изучением, устроением и расширением миссионерского дела, у о. Димитрия шло изучение местных нравов и обычаев, образа жизни инородцев и в особенности непрерывное изучение разных инородческих языков.

Плодом его усердных и постоянных занятий по изучению инородческих языков Якутской области было составление азбуки и грамматики якутского языка и, при помощи этих последних, перевод священных, богослужебных и духовно-нравственных книг на якутский язык. Эта заслуга Преосвященного Дионисия бессмертна и неоценима.

Для якутской грамоты приняты русские буквы с незначительным изменением некоторых из них посредством особых знаков, чтобы пополнить недостаток в нашем языке звуков частью гортанных, частью носовых. О трудности якутского выговора слов, с которой миссионерам более всего приходилось считаться, говорит Гончаров в известном сочинении «Фрегат Паллада»; «что значит трудности английского выговора в сравнении со звуками, в произношении которых участвуют не только горло, язык, зубы, щеки, но и брови, и складки лба и даже, кажется, волосы! А какая грамматика.., то падеж впереди имени, то притяжательное местоимение слито с именем и т. п. и всё это, – заключает он, – преодолено!»

1 января 1857 года, в вознаграждение многих трудов служении своего, о. Димитрий, по представлению Преосвященнейшего архиепископа Камчатского Иннокентия, был возведён в сан протоиерея, с назначением на штатное протоиерейское место с Среднеколымской Покровской церкви Якутской епархии. В этом же году был командирован в Москву для печатания в Синодальной типографии священных, богослужебных и духовно-нравственных книг, переведённых, главным образом, им же и отчасти другими сотрудниками, но под его же наблюдением, на якутский язык, а равно и составленной им же азбуки и грамматики якутского языка.

В конце 1858 года протоиерей Димитрий определён исполняющим должность ректора Ново-Архангельской духовной семинарии (на острове Ситке) и преподавателем богословских наук.

30 июля 1859 года он определён настоятелем к Градо-Якутской Преображенской церкви, в которой впервые начал своё служение, и вместе с тем уволен от миссионерской должности – по несовместимости её с вышеуказанными должностями, т. е. ректорской, преподавательской и настоятельской.

11 янв. 1862 года определением Св. Синода протоиерей Димитрий Хитров утверждён ректором Якутской духовной семинарии.

Состоя ректором семинарии, о. Димитрий исполнял и другие ответственные обязанности: был старшим членом попечительства о бедных духовного звания с 11 июня 1862 года.

22 марта 1863 года был избран и утверждён непременным членом якутского статистического комитета – по случаю преобразования его.

В 1863 году определён членом цензурного комитета по переводу духовных книг на якутский язык и корректором по печатанию этих переводов.

В 1864 году назначен опекуном над детьми и имением покойного протоиерея Никиты Запольского.

С 16 мая 1865 года исполнял должность наместника Якутского Спасского монастыря и состоял членом Якутского областного присутствия по улучшению быта православного духовенства Якутской области.

20 сент. 1866 года определён благочинным походных церквей.

7 марта 1867 года – благочинный Градо-Якутских церквей.

Должности, занимаемые прот. Димитрием, были как бы переходными и подготовительными: давно болевшая его супруга скончалась, и его ожидало высшее служение – епископское.

9 февраля 1868 года хиротонисан во епископа Якутского, вик. Камчатской епархии. Хиротония совершена в г. Благовещенске архиепископом Иннокентием в сослужении с другими архиереями – в знаменательный для Сибири день открытия мощей святителя и чудотворца Иркутского Иннокентия, проповедника веры христианской, языкам монгольским.

Преосв. Дионисий, по отбытии в Москву митрополита Иннокентия, явился продолжателем его просветительных подвигов среди жителей Сибири, уподобляясь ему во многом, а более всего в деле апостольского служения, сначала в звании викария Камчатского, а с 12 января 1870 года, со времени открытия епископской кафедры в Якутске, в сане епархиального архиерея Якутского и Вилюйского.

Подобно архиепископу Иннокентию, он многократно предпринимал, как прежде в его свите, продолжительные и трудные путешествия по своей необъятной епархии, проповедуя Евангелие оставшимся в язычестве, утверждая в православии обращённых в христианство, благоустрояя епархию, в различных отношениях. Описания этих поездок, печатавшиеся в своё время, свидетельствуют о неимоверных трудностях, лишениях и опасностях, с какими они были сопряжены. Предпринимая такие, поистине апостольские путешествия, Преосв. Дионисий не страшился их, а утешал себя обыкновенно такой мыслью: «монаху нечего терять; если и доведётся умереть на деле проповеди, и это вменится в жертву Богу. Об одном прошу Бога, чтобы Он послал мне христианскую кончину непостыдну и мирну». В продолжение 16-летнего управления епархией Владыка Дионисий в Якутске проявил мудрую распорядительность по всем отраслям управления, неусыпную попечительность о духовно-учебных заведениях, о вдовах и сиротах, об открытии новых приходов, о построении церквей и учреждении церковно-приходских школ.

12 декабря 1883 года перемещён на Уфимскую кафедру. С первых же дней своего служения в Уфе, он приобрёл всеобщую любовь и почитание, как в Якутске так и здесь он постоянно был озабочен христианским просвещением паствы и утверждением в истинах православной веры; не менее двух раз в год совершал поездки по епархии, причём главное внимание обращал на состояние религиозного просвещения своей паствы, ревновал о школьном обучении детей, с отеческой любовью вникал во все стороны церковно-приходской жизни, заботился об ограждении чад Церкви от влияния мусульманской пропаганды и от соблазна раскола, много прилагал попечения к устроению храмов Божиих и образованию самостоятельных приходов; никогда не оставлял свою паству без слова назидания, которое всегда отличалось необычайной простотой, растворено горячим чувством любви, проникнуто покорностью Промыслу Божию и истинно христианским смирением. По своему смирению архипастырь редко печатал свои поучения, но охотно делился в печати своими впечатлениями из поездок по епархиям, и эти путевые его заметки и дневники свидетельствуют о живой наблюдательности и отзывчивости на все запросы и нужды его паствы. Несмотря на преклонный возраст и немощи телесные, объясняемые трудами и лишениями миссионерской жизни в Сибири, Преосвященный Дионисий до последних дней своей жизни неутомимо трудился во благо своей паствы.

15 мая 1891 года без возведения в сан архиепископа был награждён бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.

Скончался 8 сентября 1896 года. Погребён на кладбище Покровского миссионерского монастыря.

Труды

Переводы с русского на якутский язык: Все книги Нового Завета, кроме Апокалипсиса. Псалтырь, Служебник, Бытие, Требник, Каноник, Часослов.

Указание пути в Царствие Небесное». (Поучения митрополита Иннокентия Вениаминова»).

Литература


«Церк. Вед.» 1891, № 20, стр. 170. 1892, № 9, стр. 80
«Приб. к „ЦВ“» 1888, № 4, стр. 88. 1891, № 16–17, стр. 542–960. 1891, № 37, стр. 1257. 1893, № 8, стр. 327. 1896, № 37, стр. 1343–1345. 1896, № 46, стр. 17–17–1718. 1900, № 14, стр. 575–584. 1900, № 18, стр. 720–728. 1903, N9 50, стр. 1966
«Прав. Собес.» 1898, октябрь, стр. 378. 1901, январь, стр. 105. 1901, март, стр. 320–321
«Изв. Каз. Еп.» 1867, № 20, стр. 545. 1869, № 4, стр. 98. 1884, № 2, стр. 33. 1887, № 12, стр. 285
«Церковн. Вестн.» 1891, № 14, стр. 222–223. 1891, № 21, стр. 332. 1891, № 29, стр. 449–450. 1891, № 37, стр. 588. 1891, № 39, стр. 621. 1891, № 46, стр. 729
«Самар.Еп. Вед.» 1886, № 9, оф. стр. 183–210; неоф. 185–208. 1886, № 10, стр. 199–208
«Русск. Архив» 1910, № 1, кн. 1, стр. 107
«Странник» 1872, т. 1, стр. 12. 1891, т. V. стр. 177
«Прав. Обозрен.» 1885, сент., стр. 193–201. 1886, май-июль, стр. 367–391, 409–416. 1870, январь, стр. 17–18
«Мисс. Обозрен.» 1904, сент., стр. 551
«Богосл. Вестн.» 1901, март, стр. 67
«Воскреси. День» 1890, № 17. Статьи И.К. «Преосвящ. Дионисий, епископ Уфимский»
«Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на» 1894 г. стр. 50. 1896 г., стр. 48–49
«Список архиереев Иерархии Всерос.» СПб., 1896, № 402, стр. 57
Барсуков И. «Памяти Дионисия, епископа Якутского и Вилюйского, а затем Уфимского и Мензелинского» (скончался 08.09.1896 г.) СПб., 1902
Булгаков стр. 1416–1417
БЭС т. I, стб. 747. т. II, стб. 2215
БЭЛ т. IV, стб. 1101. т. VIII, стб. 234–235
НЭС т. XVI, стб. 377–378 (труды). Igor Smolitsch 417


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966. / Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с.

Комментарии для сайта Cackle