Иоанникий (Руднев)
Иоанникий (Руднев), митрополит Киевский и Галицкий.
Родился 20 февраля 1826 года в семье диакона Тульской губернии с. Вышнего Суворчего.
Обучался в Тульской духовной семинарии.
В 1849 году окончил Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия и оставлен в академии бакалавром.
11 октября 1849 года пострижен в монашество.
6 ноября 1849 года рукоположен в иеродиакона и
7 ноября 1849 года – во иеромонаха.
21 дек. 1854 г. возведён в сан архимандрита.
С 1856 г. – инспектор Киевской духовной академии.
С 6 окт. 1858 г. – ректор Киевской духовной семинарии и настоятель Богоявленского монастыря, а
в 1859 г. – ректор акад.
С 6 окт. 1860 г. – ректор СПб. духовной академии.
12 июня 1861 года хиротонисан во епископа Выборгского, вик. C-Петербургской епархии, с оставлением в должности ректора.
С 12 янв. 1864 г. – епископ Саратовский и Царицынский.
С 13 июля 1873 г. – епископ Нижегородский и Арзамасский.
14 февраля 1877 г. возведён в сан архиепископа.
С 8 дек. 1877 г. – архп. Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии.
С 1881 г. член Свят. Правит. Синода и почётный член Казанской духовной академии.
С 27 июня 1882 г. – митрополит Московский и Коломенский.
С 17 ноября 1891 года – митрополит Киевский и Галицкий.
С 31 января 1892 года почётный член Московской духовной академии.
14 мая 1896 года награждён бриллиантовым крестом для ношения на митре.
С 25 декабря 1898 года был первенствующим членом Св. Синода. Скончался 7 июня 1900 года в Голосеевской обители.
Погребён в Кресто-Воздвиженской церкви Киево-Печерской Лавры, на Ближних Пещерах, рядом с митрополитом Арсением (Москвиным).
За время своего полувекового служения митрополит Иоанникий проявил себя человеком высокого ума, твёрдой воли и высокой христианской нравственности, Многим известны: его постническое воздержание, его удивительно широкая благотворительность, истинно-христианская скромность жизни, справедливость, простота и прямота в обращении и, наконец, молитвенное настроение духа, доходящее на общественных богослужениях до высокого вдохновения. В общественном служении он счастливо сочетал в себе зрелость и ясность понимания с видающимися способностями к широкому почину и многосторонней практической деятельности. Во всякое дело, ему вверяемое, он умел вносить редкую ясность понимания, неистощимую энергию, внимательность и трудолюбие. На учёной кафедре он был даровитым профессором, в должностях педагога-начальника примерным руководителем-воспитателем, – в епархиальном управлении всюду заводил образцовый порядок, устанавливал правильное течение дел и вызывал к жизни многочисленные просветительные и благотворительные учреждения.
Укажем главнейшие проявления архипастырской заботливости митрополита Иоанникия о благе Церкви и подведомого ему духовенства:
В Саратовской епархии он обратил внимание на недостаточность средств в борьбе с расколом и основал с этой целью «Братство Святого Креста». Он же был первым и главным жертвователем в пользу братства. Братство высылало в епархию своих миссионеров, которыми впоследствии были по большей части лица, обратившиеся из раскола. «Братство Святого Креста» было первым обществом, основанным для борьбы с расколом. По его образцу затем стали возникать и другие с той же целью. По инициативе митрополита Иоанникия, при братстве образовалось богатое собрание старопечатных книг, часто посещаемое даже самими раскольниками. При этом же братстве открыты были публичные собеседования с раскольниками, в которых Преосвященный Иоанникий принимал непосредственное участие. Для содействия братству в борьбе с расколом, учение о расколе в духовной семинарии было выделено им в самостоятельную кафедру. Изучение раскола велось, главным образом, по старопечатным книгам, причём ученикам семинарии вменено было в обязанность по очереди являться на публичные собеседованияи составлять о них отчёты, разбираемые затем на уроках. При том же братстве впоследствии возникли: бесплатная столовая для бедных, помещающаяся под братской библиотекой, ремесленная школа, или учебно-заработный дом для бедных детей, и духовно-просветительный союз. Последний, в дополнение к полемическим задачам братства – борьбе с расколом, поставил своею целью распространение духовного просвещения, особенно в низших классах населения, путём религиозно-нравственных чтений и распространения душеполезных книг. Впоследствии духовно-просветительный союз открыл филиальные отделения не только в городах, но и во многих сёлах Саратовской епархии.
Благодаря митрополиту Иоанникию, Саратовская епархия одна из первых завела у себя училище для девиц духовного звания. Доброе дело началось добровольной подпиской давшей сумму в несколько сот рублей. Остальная сумма была взята из местных епархиальных средств. На эти средства было куплено для училища особое помещение. Плата за содержание и обучение в этом училище была назначена настолько умеренная, что в училище стали поступать даже дочери псаломщиков. Кроме того, оказалось возможным давать бедным девицам по окончании курса пособие на первоначальное обзаведение, или оставлять их до приискания места в различных должностях при училище. Устройством женского епархиального училища он пришёл навстречу насущной потребности Саратовского, особенно сельского духовенства, нуждавшегося в дешёвых средствах образования своих дочерей. При отсутствии этих средств, девицы духовного звания часто оставались без всякого образования и нередко по той же причине без куска насущного хлеба. При Саратовском женском училище по его почину в скором времени образован был приют для малолетних бедных детей духовенства, которые по своему возрасту нуждаются в уходе, а по своему сиротству – в крове отеческом. По мысли основателя этот приют стал не только убежищем от бедности, но вместе и воспитательным учреждением, и как бы ступенью к дальнейшему образованию. Несколько лет спустя, та же отеческая рука открыла при училище-приюте отделение для престарелых священно- и церковно-служителей, куда могли поступать лица, послужившие церкви и требующие по своим немощам посторонней помощи.
Главный источник епархиальных средств, необходимых на содержание помянутых благотворительных и просветительных учреждений, митрополит Иоанникий нашёл в доходах свечного епархиального завода. Как основание епархиального завода, первого по времени в России, так и прочная постановка его операций принадлежали исключительно его стараниями и энергии.
В нижегородской епархии по образцу Саратовского братства было основано митрополитом Иоанникием в тех же целях и такое же братство Святого Креста. Затем, его же заботами и щедротами приведено в лучшее состояние местное епархиальное училище для девиц духовного звания, и при училище положено основание для детского епархиального приюта, в котором ещё при его жизни нашли себе тёплое и надёжное убежище до сорока детей. Вслед; за учреждением приюта, ввиду беспомощного состояния тех детей, которые по болезни или неспособности к учению, обречены на безвыходное положение, той же отеческой заботливостью учреждена была митрополитом Иоанникием при Оранском монастыре ремесленная школа на сорок мальчиков. Школа напоминает собой такую же школу или учебно-заработный дом в Саратове. Особенную же заслугу для Нижегородской епархии составляло учреждённое им при Нижегородской семинарии, первое в России, общежитие для своекоштных воспитанников. В то время в Нижегородской семинарии было 288 учеников, из которых 108 содержалось на казённый счёт, один на стипендию и 29 жили у родителей или родственников. Всех остальных воспитанников, в числе 151, приняло под свой кров семинарское общежитие.
Для общежития было построено великолепное здание в нескольких шагах от семинарии. Устройством семинарского общежития решались два крупнейших вопроса из быта нижегородского духовенства – первый о практических способах обеспечения духовенства и второй – о лучших условиях образования духовного юношества. С учреждением семинарского общежития средства, тратившиеся раньше бедным духовенством на квартирное содержание своих детей, естественно пошли на семейные нужды и потребности, а с другой стороны открылась возможность получать образование тем из детей духовенства, которые до этого времени по бедности совсем не имели этой возможности, и вообще значительно улучшилась та обстановка, те материальные и моральные условия, среди которых приходилось жить большинству учащегося духовного юношества.
Митрополит Иоанникий знал об этих условиях по личному горькому опыту, собственно и натолкнувшему его на давнишнюю и заветную мечту об училищных бесплатных или льготных общежитиях. В своей речи по случаю открытия при Нижегородской семинарии общежития он, между прочим, говорил: «Кому не известно необеспеченное состояние духовенства и скудость получаемых им средств для своего содержания. Но иное дело знать о скудости и бедности по слуху, иное самому на себе испытать их со всеми их тяжёлыми последствиями. Мне судил Господь последнее. Не роскошной и не богатой обстановкой окружено было моё детство; много нужды и лишений испытал я в период своего воспитания. По собственному опыту известна мне вся привлекательность так называемой квартирной жизни воспитанников духовно-учебных заведений. Видел я, как многие способные и даровитые воспитанники гибли нравственно среди той неприглядной обстановки, в которой они жили в период своего воспитания.
Знал я немало из своих сверстников, которые единственно по недостатку каких бы то ни было, даже самых скудных, средств к своему содержанию, принуждены были прекращать своё образование, одни не докончив его, другие – дошедши до половины пути, а иные и едва начав. Было время, когда мне самому угрожала та же опасность. Она, конечно, и постигла бы меня, если бы благопопечительное начальство, может быть даже с отступлением от правды, не оказало мне помощи». Все эти грустные явления, повторяющиеся ежегодно по два раза, глубоко падали на впечатлительную душу, и вот в голове, почти детской, в то время в первый раз возникает мысль о том, отчего бы не устроить дело так, чтобы все способные и желающие учиться могли беспрепятственно, не стесняемые материальными нуждами, получать образование.
Юношеские его мечты не заглохли среди других интересов, и после целых лет настойчивого труда воплотились в живом, созданном отеческой, твёрдой и умелой рукой, деле.
Главные средства на устройство и упрочение этого дела, как равно и других благотворительных и просветительных учреждений Нижегородской епархии, митрополит Иоанникий нашёл опять в свечном епархиальном заводе, поставленном его творческим умением и энергией в наилучшие условия доходности. Другой источник епархиальных средств состоял, как и в Саратове, из добровольных пожертвований и, прежде всего, самого преосвященного.
Митрополит Иоанникий оставил многие памятники своей архипастырской заботливости и о нуждах Грузинской Церкви. В заботах о поддержании православия и насаждении духовного просвещения своей новой паствы, он положил здесь начало воскресным публичным собеседованиям о предметах веры, причём нередко принимал в них личное участие. Его заботливостью и энергией преобразован епархиальный свечной завод, начавший приносить более значительные, чем раньше, доходы, целесообразно распределяемые на нужды духовно-учебных заведений. Затем его же усердными стараниями было открыто и благоустроено женское епархиальное училище с приютом для малолетних сирот духовенства.
Устройством училища митрополит Иоанникий удовлетворил настоятельной потребности духовенства Грузинской Церкви в женском образовании. До того времени трудно было встретить во всей Грузии трёх или четырёх священников, имеющих образованную жену.
Не забыта была попечительным Экзархом Грузии и Тифлисская духовная семинария. По его почину, было увеличено содержание воспитанников семинарии. Вообще же, насколько живо и отечески любвеобильно было участие митрополита Иоанникия к судьбам Грузинской Церкви, можно судить по тому, что почти всё своё жалование за четыре с половиной года служения в экзархате (28.000 рублей) он пожертвовал на нужды духовного образования.
За Высокопреосвященным Иоанникием навеки упрочено имя отца-архипастыря, мужа силы духовной, великого милостивца и благодетеля. Такие же заботы о нуждах паствы и Церкви проявил он и в Московской и Киевской епархиях.
В литературе Высокопреосв. Иоанникий известен многочисленными проповедями и небольшими религиозно-нравственными рассуждениями, которые печатались преимущественно в «Воскресном Чтении». Все они собраны и напечатаны в книге – «Юбилейном Сборнике» (Речи, слова, беседы и назидательные статьи). СПб, 1899 г.
Был образ верным словом, всегда кратким и неподкупным, прямым и властным, но исполненным силы и доброжелательства;
житием – строго иноческим, смиренным, всегда и во всём скромным;
любовью – сердечною, отеческою, ничего себе не ищущей, но всегда жертвовавшей для облегчения нужды, скорби, горя...
Мудрый и твёрдый администратор во всём и на всех ступенях своего служения Церкви и отечеству ставил во главу своего управления строгую законность, неподкупную правду, высокое беспристрастие к справедливость, чуждые человекоугодия и подобострастия.
Привлекал и подготовлял к Миссионерской деятельности молодых священников, выдающихся строгостью жизни и способностями.
Просвещённый покровитель и горячий поборник света богословской науки и литературы.
Основатель трёх духовных журналов: «Руководство для сельских пастырей», «Труды Киевской Академии» и «Миссионерское обозрение».
В истории внутренней миссии имя его будет стоять наравне с именами приснопамятных иерархов – Миссионеров Платона, Филарета и др.
Труды
Речь, сказанная при вручении жезла Преосвященному Амфилохию, епископу Угличскому, вик. Ярославской епархии | «Приб. к „ЦВ“» 1888, № 19, стр. 507 |
Приветственная речь в Успенском соборе | «Приб. к „ЦВ“» 1888, № 44, стр. 1203 |
Речь к новорукоположенному епископу Виссариону 30 июля 1889 год | «Приб. к „ЦВ“» 1889, № 33, стр. 965 |
Речь при освящении нового помещения для Перевинского духовного училища | «Приб. к „ЦВ“» 1890, № 42, стр. 1399 |
Речь при хиротонии епископа Димитрия Самбикина | «Моск. Еп. Вед.» 1887, № 3 |
Речь при вручении жезла новопоставленному епископу Александру | «Прав. Собес.» 1885, июль, стр. 563 |
Речи, слова и беседы Высокопреосв. Иоанникия, митр. Киевского и Галицкого | СПб., 1899, Юбилейный выпуск |
Речь при вручении посоха новопоставленному епископу Можайскому Мисаилу 20 февраля 1883 года | «Прав. Обозрен.» 1883, февраль, стр. 463 |
Речь при открытии общежития при Московской духовной семинарии | «Прав. Обозрен.» 1885, октябрь, стр. 375 |
Речь, сказанная новопоставленному епископу Геннадию Сухумскому | «Прав. Обозрен.» 1887, январь, стр. 3 |
Речь при вручении посоха Преосвященному Амфилохию, епископу Угличскому | «Прав. Обозрен.» 1888, май-июнь, стр. 485 |
Речь при освящении нового дома общежития в Перервинском духовном училище | «Прав. Обозрен.» 1890, сентяб., стр. 206 |
«Пять слов о покаянии» | СПб., 1899 |
«Для нового года верным чадам Церкви архипастырское наставление о том, чем и как каждым православный христианин должен святому делу вразумления заблудших братий» | СПб. |
Речь при вручении жезла новохиротанисанному епископу Чигиринскому Димитрию 28 июня 1898 года | «Труды Каз.Д.А.» 1898, июль, стр. 111 |
Литература
«Церк. Вед.» | 1891, № 47, стр. 357. 1896, № 19–20, стр. 158. 1897, № 46, стр. 413 |
«Приб. к „ЦВ“» | 1891, № 49, стр. 1750. 1891, № 50, стр. 1793. 1891, № 51, стр. 1839. 1891, № 52, стр. 1896. 1894, № 10, стр. 337. 1899, № 44, стр. 1795. 1899, № 46, стр. 1883. 1900, № 24, стр. 941. 1903, № 38, стр. 1463. 1903, № 45, стр. 1742–1744 |
«Церк. Вестн.» | 1891, № 8, стр. 113. 1891, № 21, стр. 333. 1891, № 29, стр. 459. 1891, № 32, стр. 511. 1891, № 45, стр. 714. 1891, № 51–52, стр. 805, 817. 1895, № 19, стр. 593 |
«Изв. Каз. Еп.» | 1878, № 2, стр. 33. 1878, № 8, стр. 199. 1882, № 15, стр. 385. 1882, № 16, стр. 409–410. 1885, № 21, стр. 779. 1886, № 12, стр. 289–290. 1889, № 21, стр. 972–973. 1889, № 22, стр. 978. 1889, № 23, стр. 1033–1041 |
«Самар. Еп. Вед.» | 1868, № 7, стр. 151. 1874, № 18, стр. 432 |
«Труды Каз.Д.А.» | 1870, сентябрь, стр. 4, 33, 35. 1870, апр.-июнь, стр. 6. 1874, март, стр. 104. 1874, апрель, стр. 183–184. 1883, сентябрь, стр. 208–209. 1888, сентябрь, стр. 123. 1888, октябрь, стр. 341. 1890, август, сто. 614–615. 1910, июль, стр. 311–351 |
«Русск. Архив» | 1895, кн. 2, № 5, стр. 5, 77. 1899, кн. 1, № 4, стр. 661, 668–669. 1899, кн. 2, № 8, стр. 520. 1903, кн. 2, № 8, стр. 594. 1910, кн. 1, № 1, стр. 102, 103, 104, 107, 110, 111. 1916, кн. 1, стр. 133, 151 |
«Красн. Архив» | 1930, т. 40, стр. 120 |
«Русск. Стар.» | 1880, март, стр. 716. 1880, апрель, стр. 292 |
«Прав. Собес.» | 1870, декаб., стр. 49. 1897, декаб., стр. 4. 1898, май, стр. 516. 1899, январь, стр. 4. 1900, январь, стр. 101. 1902, декабрь, стр. 762 |
«Истор. Вестн.» | 1883, февр., стр. 475. 1896, апр., стр. 175, 178, 180. 1913, апр., стр. 97. 1900, июль, стр. 368–369 |
«Прав. Обозрен.» | 1884, февр., стр. 396. 1886, май-июнь, стр. 402. 1886, июль, стр. 606 |
«Мисс. Обозрен.» | 1899, январь, стр. 129, 130. 1899, февраль, стр. 221. 1899, ноябрь, стр. 10. 1901, январь, стр. 145 |
«Богосл. Вестн.» | 1915, X–XI–XII, стр. 880 |
«Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии» на | 1894 г. стр. 6–7. 1900 г. стр. 4–5 |
«Списки архиереев Иерархии Всерос.» | СПб., 1896 г., № 370, стр. 50 |
Юбилейный сборник | M., 1914, стр. 633, 634, 657, 743, 746 |
Родосский А. «Словарь воспитан. СПб Дух. Акад.» | , стр. 17 |
Титов Ф. свящ. «Высокопреосвященный Иоанникий митрополит Киевский и Галицкий» | Киев, 1899 |
«50-летний юбилей священнослужения Иоанникия, митрополита Киевского и Галицкого» 1849–07.11.1899 гг. | «Труды Каз.Д.А.» 1900, № 1–2 |
Литература
«Иоанникий, митрополит Киевский и Галицкий». Последние дни жизни, кончина и погребение | Киев, 1900 |
Некрологи о нём
«Новое время» | 1900, № 8720 |
«Новости» | 1900, № 157 |
«Русск. Ведом.» | 1900, № 159 |
«Одесск. Листок» | 1900, № 147–148 |
«Московск. Вед.» | 1900, № 157, 160 |
«СПб. Ведомости» | 1900, № 154 |
Денисов | стр. 300 |
Булгаков | стр. 1399, 1403, 1405, 1406, 1412 |
Толстой | стр. 47, 370 |
БЭС | т. 1, стб. 686, 1082, 1083. т. II, стб. 1330, 1602, 1634, 2004 |
БЭЛ | т. IV, стб. 730. т. VI, стб. 771–784. т. Х, стб. 611 |
НЭС | т.XX, стб. 89 и доп. т. 1, стр. 851 |
Исправления и дополнения A.A | |
K.Chr. Felmy, Predigt im orthodoxen Rußland | Göttingen 1972, S. 116 |
Igor Smolitsch | 311, 408, 414, 417, 652, 677 |