Источник

Иоанн (Поммер)

Иоанн (Поммер Иван), архп. Рижский и Митавский.

Родился в 1876 году в Лифляндской губернии (Латвия) в семье бедных родителей.

Годы своего детства и юности провёл он на полях, пася стадо домашних животных своего отца.

С кровью предков, с молоком и первыми наставлениями своей матери воспринял он святое иго послушания. Он любил церковь, церковные службы и частые беседы с приходским священником. Последний обратил на него внимание и убедил его оставить бессловестное стадо и готовиться к пастырству.

Слушаясь своего первого духовного отца – сельского пастыря, он поступает в Рижскую духовную семинарию, которую и окончил в 1897 году. С этого момента он трудится при церкви в качестве псаломщика.

В 1900 году он поступил в Киевскую духовную академию.

В 1903 году, будучи студентом академии, по совету о. Иоанна Кронштадтского, пострижен в монашество.

В 1904 году окончил духовную академию со степенью кандидата богословия, рукоположен в иеромонаха и назначен преподавателем Черниговской духовной семинарии.

С 1906 года – инспектор Вологодской духовной семинарии.

В 1907 году возведён в сан архимандрита и назначен ректором Литовской духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря.

11 февраля 1912 года хиротонисан в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры во епископа Слуцкого, вик. Минской епархии.

4 апр. 1913 года – епископ Таганрогский и Приазовский, вик. Екатеринославской епархии.

С 7 сент. 1917 года – епископ Старицкий, вик. Тверской епархии.

9/22 апр. 1918 года – епископ Пензенский и Саранский. В Пензе вёл борьбу с «народной» церковью, организованной архиепископом Владимиром (Путятой), за что один иподиакон Путяты покушался на епископа Иоанна и ранил его в ногу.

В 1921 году возведён в сан архиепископа и назначен из Пензы на Рижско-Митавскую кафедру.

Перевод в Латвию соответствовал горячему желанию архиепископа Иоанна жертвовать свои силы горячо любимой им Родине.

До него в Латвийской Церкви больше года не было архипастыря, и она находилась в бедственном положении.

Сама Латвия в то время была ещё совсем юным государством, только что получившим самостоятельность.

По ходатайству епископа Иоанна и Церковь Латвийская была также признана самостоятельной, о чём преосвященный Иоанн 8/21 июня 1921 года получил документ, утверждённый Святейшим Патриархом Тихоном, Синодом и Высшим Церковным Советом.

Архиепископу в первое время пришлось поселиться в подвале собора, так как прежняя резиденция православных архипастырей была отдана главе католической церкви, а другого помещения не было, и собственными средствами Православная Церковь не располагала. Православные латыши, ранее враждовавшие с русскими, под руководством архп. Иоанна стали действовать единодушно.

В 1925 году архп. Иоанн был выбран в Сейм и там добился значительного улучшения положения Православной Церкви. Она получила такие же права, как и другие церкви Латвии.

Присутствие в парламенте дало архп. Иоанну возможность заступаться за своих пасомых и за правду Божию вообще, так что его жилище с утра до ночи осаждалось людьми, ищущими его заступничества. Он никого не отвергал, был готов помочь всем, без различия национальностей и не только православным.

Внешность имел красивую. По общему признанию не только православных, но и представителей других национальностей, архп. Иоанн был человек большого, острого ума и твёрдой воли, не знавший никаких сделок со своей совестью.

Рассказывают, что в своём слове у Плащаницы на Великий Пяток 1931 года он напомнил слушателям, как мы в таинстве св. Крещения отрекаемся от сатаны и всех дел его, и затем закончил поучение следующими словами:

«Кто жизненно не отрёкся от царства сатаны ангел его, кто допускает компромиссы, в той или другой форме, с царством сатаны, не достоин своими устами лобызать Христа и Его Плащаницу».

Чудное красноречие преосв. Иоанна звучало с одинаковой, силой и на сеймовой трибуне и на церковной кафедре.

Не удивительно, что у него было много не только друзей, но и врагов.

В ночь с 11 на 12 октября 1934 года он погиб мученической смертью – был заживо сожжён на своей пригородной даче дружинниками латвийского диктатора Ульманиса за то, что архиепископ Иоанн не подчинился распоряжениям ульманисовского правительства о прекращении церковного послушания московской Патриархии.

Труды


Речь при наречении его во епископа Слуцкого «Приб. к „ЦВ“» 1912, № 11, стр. 459

Литература


«Церк. Вед.» 1911, № 22, стр. 207. 1912, № 9, стр. 55. 1913, № 18–19, стр. 183. 1917, № 38–39, стр. 332. 1918, № 17–18, стр. 104
«Приб. к „ЦВ“» 1912, № 11, стр. 459
«Урал. Церк. Вед.» (обновл.) 1927, № 12–13, нояб., стр. 3
«Истор. Путят. брож.» М. 1956, стр. 34–40 и далее
«Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г.» стр. 194–195
Теодорович Т.П. протопресв. «К сорокалетию пастырства» ч. 1, стр. 38–39, 378–384
ФПС I № 42, стр. 2
ФПС III стр. 3

Werke


Predigt für den verst. Patr. Tichon in der Kathedrale in Riga Vera i Žizn’, Riga 1925, Nr. 5–6 (Regel’son 380–381)
Molites’ za usopšich! Slovo Prav. Rus’ 1974, 22, 9–10

Literatur


Prav. Rus’ 1954, 20, 3–4. 1974, 22, 9
W. Kahle Die Orthodoxie im baltischen Raum, in: KiO 20/21 (1978/79), 93 f.
Pravoslavnoe duchovenstvo v Latvii 1920–1940. Sbornik dokumentov Riga 1962, S. 163 ff.
M. Pol’skij Novye mučeniki I, 181
Regel’son 274, 380 f.
P.A.C., K 48-j godovišče ubienija svjaácennomucenika Ioanna, Archiepiskopa Rižskago Prav. Rus’ 1982, 18, 5
W. Alexeev – Th. G. Stavrou The Great Revival 76
A.E. Levitin-Krasnov, Auf der Suche nach der neuen Stadt, 119 Er war «durch sowjetische Agenten ums Leben gekommen»


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966. / Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с.

Комментарии для сайта Cackle