Источник

Димитрий (Беликов)

Димитрий (Беликов), архп. Томский.

Уроженец Симбирской губ. Окончил Казанскую духовную академию и был оставлен при ней в качестве прив.-доцента, а затем по защите магистерской диссертации, в должности доцента по кафедре общей гражданской истории.

Будучи уже профессором Казанской духовной академии, он состоял настоятелем в начале Покровской церкви в Казани, а затем церкви местного Родионовского института.

В 1889 году о. Димитрий был назначен профессором богословия в Томский университет, читая одновременно лекции и в Томском Технологическом институте. Здесь же в Томске он состоял благочинным Томских церквей при учебных заведениях.

В 1902 году Советом Казанской духовной академии было постановлено признать сочинение профессора богословия Томского университета протоиерея Димитрия Беликова под заглавием «Томский раскол» – Исторический очерк с 1834 по 1880 годы, удовлетворительным для присуждения ему степени доктора Церковной истории.

В 1904 г. Советом Казанской духовной академии был утверждён в звании заслуженного профессора, а в 1907 г. был избран членом Гос. Совета и определён на должность председателя Учебного Комитета при Св. Синоде, от которой освободился лишь в 1913 году, оставшись настоятелем церкви Семи Вселенских Соборов.

В 1908 году был награждён митрой.

До конца 1912 года состоял членом Гос. Совета по выбору от белого духовенства.

Будучи добрым пастырем, обладая высоко-христианскими качествами своей благородной души, любвеобильного чуткого сердца и мягкого характера, о. Димитрий на всех местах своего служения пользовался глубоким уважением и искренней преданностью как своей паствы, так и той среды, в которой проходила его служебная деятельность.

24 ноября 1913 года Учебный Комитет при Св. Синоде чествовал прот. Димитрия по случаю исполнившегося 35-летнего юбилея научно-богословской и административной его деятельности.

Прослужив бо́льшую часть жизни в сибирской дали, о. Димитрий не только не затерялся в столице, но стал на высоту, как достойный просвещённый пастырь и деятель.

В 1920 году хиротонисан во епископа Омского с возведением в сан архиепископа.

С 1923 года – архиепископ Томский.

В отношении обновленчества держался половинчатой, колеблющейся политики. По непроверенным данным уклонялся в обновленчество и был членом ВЦС. Известно, что 14 сентября 1923 г. на предложение обновленцев присоединиться к ним, ответил письмом, в котором высказывался, что, по его мнению – «постановления собора... о семейном епископате и пр. не могут быть безусловной причиной, оправдывающей скорбное церковное разделение... тем более что назревшие нужды в жизни Русской Церкви требуют удовлетворения в духе церковного возрождения».

Точно не известно, уклонялся ли он официально в обновленческий раскол, однако в 1925–1926 гг. он опять находится на Томской православной кафедре. В 1925 г., во время подготовки к обновленческому собору он, чуть ли не один из православных архипастырей вошёл в сношения с их Епархиальным Советом. 27 июля 1925 года он прибыл в сопровождении прихожан на расширенный пленум Томского Епархиального Совета, но на вопрос, согласен ли он принять участие в подготовке к Собору, ответил уклончиво, ссылаясь на то, что нужно спросить народ, а он, архиепископ Димитрий, не имеет права управления и не может собирать приходские собрания. Явился он также в сопровождении многочисленных верующих, и на организованный Епархиальным Советом доклад. Споры по докладу приняли такую бурную форму, что собрание закрыли.

Наконец, 28 августа 1925 года архп. Димитрий прибыл и на Епархиальный Съезд и предложил поставить вопрос об условиях примирения. После ответа, что этот вопрос будет решаться на соборе, архп. Димитрий удалился со съезда.

Был лично известен патриарху Тихону и митр. Петру Крутицкому, который считал его человеком твёрдым и преданным Церкви Божией. Именно поэтому митр. Пётр, когда обманутый письмом архп. Григория, назначил для управления Русской Православной Церковью коллегий из трёх членов, которым он ввёл туда архп. Димитрия. Но архп. Димитрий не оправдал этого доверия. Уже в конце 1926 года он, видимо, смущённый частой сменой заместителей, созвал епархиальный съезд и объявил Томскую епархию автокефальной, не признающей ни митрополита Петра, ни митрополита Сергия и ни кого другого.

В этот же период, 2/15 февраля 1927 года, собравшийся в Барнауле окружной съезд обратился к архп. Димитрию с вопросом, кого он считает заместителем Патриаршего Местоблюстителя – митрополита Сергия или архп. Григория. На этот вопрос архиепископ Димитрий ответил, сам не знает, какая у нас власть. В результате такого ответа общины склонились к признанию ВВЦС, как легальной организации, и оставались в григорианстве до прибытия в Барнаул православного епископа.

За свой отказ подчиниться законной власти архиепископ Димитрий, временным Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, архиепископом Угличским Серафимом был запрещён в священнослужении и отстранён от управления епархией. Архп. Димитрий не подчинился ни этому распоряжению, ни возвратившемуся вскоре митр. Сергию и продолжал управлять епархией самостоятельно. Всё это создало благоприятную почву для его соединения с григорианцами. В 1928 году к нему явились делегаты григорианского митрополита Виссариона (Зорина) с предложением войти в состав ВВЦС. Архиепископ Димитрий быстро согласился, оставив у знавших его православных архиереев чувство горького сожаления о падении старца.

Григориане возвели его в сан митрополита, а православным Заместителем Патр. Местоблюстителя, он, как уже сказано, был запрещён в священнослужении, «до полного раскаяния и суда над ним православных архиереев».

Вскоре он расстался со своей кафедрой и проживал где-то в Сибири, там же, а по другим сведениям, в Омске, он умер в глубокой старости, не принеся покаяния.

Место погребения и дата смерти неизвестны, но не позднее 1931 года.

Был духовный писатель.

Труды


«Чудо, как принадлежность откровения»
«Христианство у готов» «Прав. Собес.» 1886, январь, стр. 1–36. «Прав. Собес.» 1886, октябрь, стр. 77–108
«Старинные монастыри Томского края» Томск, 1898
«Старинный томский раскол» Исторический очерк 1834–1880 гг. Томск, 1901
«Томские старинные духовные начальники» (Заказчики). Исторический очерк Томск, 1906
«Старинный раскол в пределах Томского края» Томск, 1905
«Апостол Павел в изображении Фаррара» СПб., 1911

Отзывы


Профессора Н.И. Ивановского о сочинении протоиерея Д.Н. Беликова, под названием «Томский раскол» (Исторический очерк от 1834 по 1860 гг.) «Прав. Собес.» 1907, июль-авг., стр. 1–9
Профессора Ф. Благовидова о сочинении протоиерея Д.Н. Беликова, на тему: «Томский раскол» (Исторический очерк от 1834 по1880 гг.) «Прав. Собес.» 1907, июль-авг., стр. 11–21

Литература


«Русск. Паломн.» 1913, № 52, стр. 831, 832
«Прав. Собес.» 1905, ноябрь, стр. 87. 1907, июль-авг., стр. 1–21
«Церк. Вед.» 1913,№ 9 46, стр. 520
«Изв. Каз. Еп.» 1884,№ 20, стр. 633, 637. 1885, № 20, стр. 667
«Вест. Св. Син.» 1921, № 7, стр. 10. 1927, № 5–6, стр. 44
Архим. Иоанн (Снычев). «Церковн. расколы» стр. 55, 76, 104–106, 115–116
ФАМ I № 88, стр. 7
Фат-AM № 121
Regel’son 409
M. Pol’ skij Novye mučeniki I, 138


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966. / Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с.

Комментарии для сайта Cackle