Иоанн (Кратиров)
Иоанн (Кратиров Иоанн Александрович), еп. Саратовский и Царицынский.
Родился 27 июля 1839 года в селе Лохте, Тотемского уезда, Вологодской губернии и был сыном священника Лохотской Происхожденской церкви Александра Георгиевича Кратирова.
Детские годы его прошли в сравнительно благоприятной обстановка. Получив хорошую учебную подготовку дома, он в 1850 году поступил в Тотемское духовное училище, которое окончил в 1854 году вторым среди первых с лестным отзывом в «годичной ведомости» за 1853–1854 учебный год: «Поведения очень хорошего, способностей очень хороших, прилежания ревностного, успехов препохвальных».
В этом же году он переводится в низшее отделение Вологодской духовной семинарии, полный курс которого оканчивает в 1860 году с хорошей аттестацией и 10 августа поступает в Московскую духовную академию. Академию он окончил в 1864 году девятым по первому разряду, а
24 апр. 1867 года возведён в степень магистра богословия. Курсовое сочинение было написано им на тему: «О видах т. н. частного попечения пастырей о душах пасомых и о важности оного в кругу пастырской деятельности».
9 ноября 1864 года он назначен на должность наставника в высшем и среднем отделениях родной ему Вологодской духовной семинарии.
15 ноября 1867 года, согласно прошению, перемещён на те же предметы в Ярославскую семинарию, где 9 марта назначен помощником инспектора, а
10 июля 1867 года назначен членом семинарского правления для присутствия в педагогических собраниях.
С 4 июля 1870 года, кроме других предметов, преподавал Церковную историю, Литургику и Практическое руководство дли пастырей в высшем втором отделении.
31 авг. 1870 года перемещён в Московскую духовную академию и утверждён в ней секретарём Совета и Правления. На этой должности он пробыл около 13 лет.
Ревностный к делу, он отлично знал духовные законы и распоряжения высшей духовной власти почему не только являлся лишь начальником канцелярии и превосходным составителем деловых бумаг, но во многом направлял всё течение по нормальному законному руслу и в затруднительных случаях имел решающий голос по своей области. Впрочем, тогда он был не просто «законник велий» а пользовался авторитетом общего признания в кружке академической администрации и во всей академической корпорации, так что среди местных профессоров за ним утвердилось потом прозвание «нашего духовного министра» или «министра духовных дел».
Профессор Н. Ив. Субботин характеризует Кратирова в период его деятельности секретарём совета с самой хорошей стороны. Он отмечает, что «последний – человек прекрасных нравственных качеств и, несомненно, умный и честный. На него никто не имел недовольства. Человек уживчивый, добрый, простой в обращении и скромный. Всем с готовностью оказывает услугу. Жизнь ведёт уединённую, развлечений не любит, в „обществе“ не бывает, сидит больше дома за делом. При всей своей доброте и мягкости, он отличается твёрдостью характера. Своё мнение, основанное на справедливости, отстаивает твёрдо. Кроме того, он человек религиозный и преданный Церкви». (См. «Богосл. Вестн.» 1909 г. апрель, стр. 665).
Кратирова приглашали в С.-Петербург чиновником особых поручений и ректором семинарии, но он отказался.
Однако дело изменилось с назначением (15 сент. 1882 г.) в Харьков архиепископа Амвросия (Ключарева). Последний убедил Кратирова перейти ректором в Харьков.
7 апреля 1883 года он был назначен ректором Харьковской духовной семинарии, 7 мая рукоположен во диакона, 8 мая – во священника и 5 июня возведён в сан протоиерея.
Новая обстановка деятельности была нелёгкой. Здесь он с одной стороны встретил нерасположение к себе местной среды, а с другой, увидел многие недочёты в семинарской жизни: учебное дело хромало, дисциплина была подорвана, хозяйство расстроено. Требовалась умелая рука, которая могла бы устранить всё это. И с этим делом Кратиров справился, хотя и не без огорчений. Он сумел сочетать действия отрицательного характера с положительными мерами.
Вначале он действовал круто, как оператор над больным организмом, что вызывало со стороны учеников и некоторых преподавателей сильную оппозицию, а затем умеренно и по-отечески. Прямые действия Кратирова, направленные единственно только на пользу общего дела, и чуждые личных интересов, сломили худые предубеждения учеников и последние стали относиться к ректору доверчиво и послушливо, а коллеги – в большинстве – стали помогать ему в добрых начинаниях. Из корпорации вскоре образовалась дружеская семья. Семинарская дисциплина стала строгой, учебное дело повысилось, улучшилась и воспитательная часть. Словом, все недочёты, существовавшие в семинарии до этого, были устранены усердием о. Кратирова.
Наряду с этим, его старанием были выстроены новое семинарское здание под общежитие и здание для преподавателей.
С 4 августа 1884 года он, кроме ректорства, являлся председателем Харьковского епархиального училищного совета и ответственным редактором богословско-философского журнала «Вера и Разум».
Как председатель Харьковского училищного совета, он немало потрудился над организацией церковных школ обширной епархии. Причём он устранял всякие соперничества между тем или иным ведомством, держась того убеждения, что в деле народного образования должны не соперничать, а помогать друг другу.
5 сент. 1888 года он овдовел. Постигшее его горе он перенёс бодро и никому не жаловался на свою скорбь. Спустя несколько лет после постигшего его горя, архиепископ Амвросий склонил его к принятию монашества.
6 марта 1893 года совершилось его пострижение с тем же именем Иоанн, а 7 марта он был возведён в сан архимандрита.
25 апр. 1893 года в г. С.-Петербурге в соборе Александро-Невской Лавры хиротонисан во епископа Сумского, вик. Харьковской епархии. (Речь при наречении см. «Церк. Вед.» 1899, № 18).
17 янв. 1895 года переведён епископом Елизаветградским, в той же епархии. Это назначение до некоторой степени являлось как бы понижением для него.
На новой кафедре он пробыл недолго, всего семь месяцев, но и за это время он приобрёл всеобщую симпатию, искреннюю любовь и глубокое уважение – людей, его знавших.
23 авг. 1895 года он был перемещён к митрополиту Палладию (Раеву) епископом Нарвским, вик. СПб. епархии и 31 августа назначен ректором СПб. духовной академии.
Своему новому служению он отдался всей душой, но привнёс в него и свойственный ему «дух мира и любви», простоту и искренность, и этим способствовал поддержанию бодрости в научной деятельности Академии. Он делил с ней радость и горе. За три с половиной года его ректорствования Академия наслаждалась благословенным миром, который давал ей возможность спокойно шествовать по пути своего исторического развития и осуществлять научные и учебные цели своего назначения, как храм высшей богословской науки.
С 3 окт. по 5 дек. 1898 года, во время предсмертной болезни и затем по кончине (скончался 5 декабря) митрополита Палладия временно управлял СПб. епархией.
3 февраля 1899 года назначен епископом Саратовским и Царицынским на место архиепископа Николая (Налимова).
29 дек. 1899 года – почётный член СПб. духовной академии.
На новой кафедре он встретил много трудностей, заставивших его просиживать целые ночи за канонами и гражданским кодексами. Это подорвало его здоровье.
Осенью 1902 года вызван членом Св. Синода в С.-Петербург.
12 марта 1903 года уволен от управления Саратовской кафедрой и назначен штатным членом Московской Синодальной Конторы и управляющим Ставропигиальным Симоновым монастырём.
Время его пребывания в Московском монастыре было самым тяжёлым периодом его жизни.
Физически надломленный трудами и бедами, он был как бы заброшен в некотором пренебрежении. Но он не ожесточился от обид и огорчений, а углубился в себя, стал великим молчальником и укрепился в духовном смирении и безраздельной преданности воле Божией.
5 дек. 1908 года он был уволен от должности штатного члена и от настоятельства в Симоновом монастыре.
Это повергло его в какое-то параличное состояние. Его перевезли из настоятельских покоев в убогую келью, похожую на кладовую и лишённую света и теплоты. Это была просто-напросто могила, где преосвященный в глубоком раздумье провёл остаток дней своей жизни. Он не принимал ни пищи, ни лекарств. Началось постепенное замирание. Над ним было совершено таинство Елеосвящения.
12 февраля 1909 года вечером в четверг на первой неделе Великого поста он мирно скончался, не оставив после себя никаких денежных сбережений, настолько он был нестяжательным человеком.
Погребён в склепе зимнего храма Симонова монастыря.
Труды
«О видах, т. н. частного попечения пастырей о душах пасомых и о важности оного в кругу пастырской деятельности». (Курсовое сочинение) | |
«Два слова на день рождения государя императора Александра Александровича» | «Вера и Разум» 1865, т. 1, № 6, стр. 331–339. «Вера и Разум» 1892, т. II, № 5, стр. 265–274 |
Речь при наречении его во епископа | «Вера и Разум» 1893, № 9, стр. 201–203. «Приб. к „ЦВ“» 1893, № 18, стр. 710–712 |
Речь при вступлении на Сумскую епархию | «Сарат. Еп. Вед.» 1899, № 5, стр. 199–204 |
Литература
«Церк. Вед.» | 1893, № 15, стр. 115. 1895, № 3, стр. 21. 1895, № 35, стр. 337. 1896, № 19–20, стр. 163. 1898, № 50, стр. 431. 1899, № 5–6, стр. 29. 1903, № 12, стр. 77. 1908, № 51–52, стр. 365 |
«Приб. к „ЦВ“» | 1893, № 18, стр. 710. 1897, № 6, стр. 212. 1897, № 7, стр. 257. 1897, № 9, стр. 324. 1903, № 45, стр. 1745. 1909, № 9, стр. 440, 441 |
«Мисс. Календарь» | 1907, стр.. 134 |
«Херсон. Еп. Вед.» | 1895, № 4 и 19 |
«Богосл. Вестн.» | 1909, март, стр. 486. 1909, апрель, стр. 663 |
«Христ. Чтен.» | 1909, март, стр. 421 |
«Церк. Вестн.» | 1895, № 4, стр. 115. 1895, № 36, стр. 1131, 1133, 1156. 1895, № 40, стр. 1264, 1265. 1896, февраль, стр. 718. 1896, апрель, стр. 356. 1910, № 7, стр. 215 |
«Изв. Каз. Еп.» | 1883, № 10, стр. 297 |
«Красный Архив» | т. 39 |
«Состав Свят. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии» на | 1894 г., стр. 24. 1903 г., стр. 138. 1905 г., стр. 256, 266. 1906 г., стр. 258–259, 270 |
«Списки архиереев Иерархии Всеросс.» | СПб, 1896, № 539, стр. 82 |
Булгаков | стр. 1412, 1416 |
БЭС | т. 1, стб. 1103. т. II, стб. 2004 |
БЭЛ | т. VII, стб. 159, 160 |