Источник

Геннадий (Левицкий Иоанн Львович), еп. Сумский, вик. Харьковской епархии.

Родился 25 мая 1818 года в военном поселении Губовке, Елисаветградского уезда, Херсонской губ. Сын священника. Отец его – болгарин, мать – молдаванка.

Окончил Херсонскую духовную семинарию и 17 декабря 1839 г. рукоположен во священника и назначен во Владимирскую церковь г. Елисаветграда.

Овдовев, в 1841 году он отправился на богомолье в Киев, где его Киевский митрополит Филарет убедил поступить вольно­слушателем в Киевскую духовную академию, а затем зачислил его в студенты.

12 февр.1844 г. пострижен в монашество.

Академию окончил со степенью магистра богословия.

1845 г. назначен преподавателем, а в 1846 г. – инспектором Херсонской духовной семинарии.

6 авг.1852 г. возведен в сан архимандрита.

13 июля 1858 г. назначен ректором Самарской духовной семинарии.

22 авг.1859 г. – настоятель Богородицкого Задонского монастыря.

С 10 окт. 1860 г. – ректор Тамбовской семинарии.

Протоиерей Певницкий, бывший в то время преподавателем в Тамбовской семинарии, дает о Геннадии отзыв, как о человеке уже «помятом жизнью», но с «альтруистическими свойствами», на которые «ученое монашество не успело наложить своих сухих печатей», умевшем вести дело управления «в порядке и целесообразно», обращавшемся с наставниками «по-товарищески», а с учениками «по-отечески».

21 авг.1868 г. определен епископом Сарапульским, вик. Вятской епархии.

22 сентября 1868 года состоялась его хиротония.

24 июля 1872 года переведен на Кинешемское викариатство в Кострому, а 9 апреля 1883 года на Сумское викариатство в Харьков.

В Харькове по отзыву А.Ф.Ковалевского, Геннадия «очень полюбили» и «начинания его по Куряжскому монастырю (Управляемому им) заслуживали похвал»; в нем видно было «ревнование поправить положение обители».

29 ноября 1886 г. уволен на покой и назначен управляющим Тверским Желтиковым монастырем. Назначение его в Желтиков монастырь привело в сильное беспокойство Тверского архиепископа Савву. Официально Геннадий был уволен на покой «по преклонности лет и слабости здоровья», но Тверской владыка обратился ко всем лицам, так или иначе знающим Геннадия, с просьбой сообщить «Бога ради, какая истинная причина увольнения Геннадия с третьей уже викариатской кафедры».

Одни корреспонденты архиепископа Геннадия называли «простым», «препростым» и даже «незлобивым», другие находили в нем «мнимую» или «неприличную архиерею простоту». Оказалось, что Полтавский архиепископ Иоанн «без конвульсий не мог слышать имени Геннадия», управляющего когда-то епархией во время болезни Иоанна. Один священник подчеркнул, что Геннадий «по природе малоросс, а потому упорен». Все сходились в том, что Геннадий «много, очень много имеет странностей», что «эти странности обостряются по временам и проявляются в такой форме, что однажды доктор Геннадия Денисов объяснил эти проявления душевной болезнью.

Ближайшим поводом к увольнению на покой Геннадия было посещение Харькова Киевским митрополитом Платоном, ибо Харьковский викарий «так неудачно держал себя, что митрополит сделал ему замечание», после этого «сильному» в то время Харьковскому архиепископу Амвросию уже ничего не стоило «сбросить» бестактного викария. У Геннадия, по мнению знавших его, было «сердце, не чуждо стремлений к высшим почестям», и уже ранее он «смущался своим положением» вечного викария. Тем менее он был доволен увольнением в Желтиков монастырь, где ему было «предоставлено только право делать распоряжения к приведению в исполнение предписаний епархиального начальства».

16 дек.1886 года Геннадий прибыл в Желтиков монастырь и тотчас заболел, так что в день Рождества Христова не выходил в церковь. Геннадий именовал себя «всепочтительнейшим» и «всепокорнейшим послушником» Тверского архиепископа, но Савва сильно «тяготился пребыванием в Твери Геннадия, позволявшего себе иногда поступки, соблазнявшие духовных и мирских лиц».

В 1887 году Геннадий весьма удивил архиепископа, прислав ему записку следующего содержания: «Ни в Библии, ни в Уставе церковном не указано как просить пенсии на ордена. Благоволите редактировать мой проект (прошения в Капитул о пенсии на орден Св. Анны). Простите: старе, яко мале».

В 1889 году он еще более удивил всех, когда отправился на богомолье в Иерусалим и через шесть дней возвратился из Одессы в Тверь, «убоявся шума и волнения морского». Архиепископ Савва списался с высшими сферами и получил приглашение в С.-Петербург для личных объяснений по Желтиковскому делу.

Весной 1891 года Савва лично представил митрополиту Исидору «конфиденциальную» записку об усмотренных им действиях Геннадия «странностях и несообразностях с здравомыслием и правилами благопристойности». Савва считал пребывание Геннадия в Желтикове «для обители неполезным», прежде всего потому, что Геннадий отчасти распустил братию своей снисходительностью, отчасти вооружил против себя своей бестактностью, забросил монастырское хозяйство, находившееся в монастыре «царские чертоги» обратил «в хранилище овощей и жилище птиц», богослужение (и даже царские молебны) совершал сокращенно и не по уставу, во время богослужения «ходил по церкви и заводил с богомольцами разговоры». «Удивление и соблазн» производили и любимые Геннадием прогулки, когда он «иногда даже в часы богослужения” гулял по рощам «с полуоткрытой грудью» и при встрече с дачниками вступал с ними в «продолжительные, большей частью бессвязные и малоназидательные разговоры», которыми «до того наскучил им, что они старались избегать встречи с ним». Савва не забыл упомянуть и о странном паломничестве Геннадия в Иерусалим и о «неприличных и даже кощунственных выражениях» в письмах к архиепископу, причем была целиком приведена указанная выше записка о пенсии.

Вследствии доклада Саввы 21 мая 1891 года состоялся указ Синода о переводе Геннадия «по болезненному состоянию» в Высокогорскую пустынь Арзамасского уезда, но непосредственно за этим члены Синода «движимые благостию», назначили Геннадия управляющим Козловским Троицким монастырем, в котором он уже настоятельствовал, будучи ректором Тамбовской семинарии.

Последние годы Геннадий был разбит параличем, но упорно отказывался от медицинского пособия.

Умер он 10 февраля 1893 года, в четыре часа утра. Последние его слова были: «А когда я умру, то за меня, наверное, помолятся мои ученики – ведь их у меня в Тамбовской семинарии было очень много”. Он был погребен в монастырской Троицкой церкви.

Труды:

Речь при наречении его во епископа.

Странник, 1868, № 10, стр.

Литература:

«Церк. Вед.” (прибавл.1893, № II, стр.453.

”Русск. Старина” С.ХХIII, 547–548.

«Рус. Биогр.Словарь” 1914, т.IV, стр.409–411.

”Русск. Архив» 1910, кн.I-я, № I, стр.103–104.

«Изв. Каз. еп.” 1870, №3, стр.72.

-”- 1883, №10, стр.294.

-”- 1886, №24, стр.624.

«Прав. Обозр.” 1877, май-август, стр.725.

«Состав Св. Прав. Веер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1893 г., стр.40.

«Списки архиереев Иерархии Всероссийской”.

СПБ, 1896, № 406, стр.58.

Савва, архиепископ Тверской. «Хроника моей жизни”.

т.V, 659; т.VII, 7, 53; т.VIII, 80, 144, 149–156, 167, 175–189, 227–239, 601, 644, 666; т.IX, 41, 58–61, 84–85.

«По поводу записок архп. Саввы”. Титов А.


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с.

Комментарии для сайта Cackle