Василий (Ратмиров), архп. б. Минский и Белорусский
Год рождения, образование, семейное положение, пострижение в монашество, прохождение служебного и духовного поприща – нам ничего неизвестно.
Хиротонисан во епископа в 1921 году на какую кафедру неизвестно.
В первые же годы появления обновленчества, он уклонился в обновленческий раскол, где был назначен деловодом и управделами. Свящ. обновленческого Синода. Там же он возведен в сан митрополита Курского. По частным сведениям бывш. обновленческих архиереев, известно, что он в начале 40-х годов по собственному заявлению снял с себя сан и был оставлен мирянином – управделами Первоиерарха Виталия (Введенского).
В 1941 году он принес покаяние пред Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием и был принят в общение с Православною Церковью в сане епископа и назначен на Калининскую кафедру, хотя об этом в журнале Московской Патриархии не отражено.
Возникает вопрос, почему митр. Сергия принял его в сане епископа в то время, как последний добровольно снял с себя сан. Вопрос может быть разрешен в такой плоскости.
По всей вероятности, митрополит Сергий не знал о том, что епископ Василий снял с себя сан, а последний факт этот намеренно утаил от него, указав на старую свою хиротонию, совершенную, возможно, еще Патриархом Тихоном в 1921 году.
Свое личное дело в обновленчестве, как управделами, он постарался изъять, почему и у составителя генерального Каталога русских православных архиереев до 1927 года Л.Д.Аксенова сведения о нем совершенно отсутствуют.
Как подтверждение того, что епископ Василий изъял свое личное дело, служит еще тот факт, что у составителя Каталога обновленческих архиереев архивариуса Яворского, работавшего по архивным данным обновленческого Синода в 1947 году в Московской Патриархии, дело еп. Василия значится под № 13, но в этом деле нет никаких сведений за исключением собственноручной подписи Яворского о том, что еп. Василий снял сан по собственному заявлению.
Возникает еще один вопрос, почему еп. Василий под актами Собора русских архиереев 1943 года подписался после архиепископа Рязанского и Зарайского Алексия (Сергеева), хиротония которого была 20 мая 1935 года, ибо известно, что архиереи на соборных актах подписываются по старшинству хиротоний.
Не возникает ли у некоторых вопрос о том, что епископская хиротония епископа Василия была после 1935 года? Нам думается, что этот вопрос разрешается положительно так: поскольку епископ Василий был принят в общение с Русской Православной Церковью после обновленчества в 1941 году и с этого момента считается как бы официально вошедшим в состав русского православного епископата, то он и подписался после архиепископа Алексия, но раньше архиепископа Новосибирского, хиротония которого была в 1942 году.
Что же касается канонического достоинства епископского сана Преосв. Василия, даже после его покаяния, то здесь с печалью можно сказать, что это достоинство лишается само по себе, согласно 62-му апостольскому правилу, которое ясно гласит: «аще(кто) отречется от имени служителя Церкви, да будет извержен от клира. Аще кто покается, да будет принят, яко мирянин».
Как ни печально, а факт остается фактом: епископ Василий и после своего отречения был принят в сане епископа.
В 1943 году на Русском Соборе по избранию в патриархи митрополита Сергия под актами Собора он подписывается уже как архиепископ Калининский и Смоленский.
С сентября 1944 года – архиепископ Минский и Белорусский.
В апреле 1945 года во внимание к архипастырским трудам и патриотической деятельности награжден правом ношения креста на клобуке.
13 января 1947 года, ввиду серьезного заболевания, уволен на покой, согласно прошению.
Литература:
«ЖМП” 1943, № I, стр.13, 15, 17.
-«- 1944. № 10, стр.7.
-»- 1945, № 3, стр.9.
-"- 1947, № I, стр.15.
ФАОС № 13 д.
ФПС I,№ 35.
Кат-AM № 73.
Кат-ЛВ № 62, стр.32.
ФПС III, стр.2.
Дополн. к Кат-ЕС.
«Журнал Засед. Св. Син.” № I от 13 янв. 1947 года.
Struve 153: «verschwunden».