Василий I (Преображенский), еп. Можайский, вик. Московской епархии
Родился 25 дек.1854 года в с. Круглом, Козловского уезда Тамбовской губернии.
Сын священника.
В 1876 году окончил Тамбовскую духовную семинарию и в 1880 году СПБ духовную академию со степенью кандидата-магистранта.
В этом же году назначен преподавателем Воронежской духовной семинарии.
В 1881 году утвержден в степени магистра богословия за сочинение «Восточные и западные школы во время Карла Великого, их отношение между собою, к классическим и древне-христианским и постановка в них богословия».
10 июля 1833 года определен священником к церкви при СПБ I-м кадетском корпусе и законоучителем корпуса.
В 1897 году возведен в сан протоиерея.
С 1906 года – помощник главного наблюдателя за преподаванием Закона Божия в военно-учебных заведениях столицы.
Принимая деятельное участие, как член в трудах епархиального комитета Православно-миссионерского Общества, Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, комиссии по вопросам о соединении Церквей старокатолической с нашей Православной и другими.
Овдовев, он I марта 1908 года принял монашество, а 2 марта возведен в сан архимандрита.
9 марта 1908 года хиротонисан во епископа Можайского, вик. Московской епархии. Чин хиротонии совершали: митр. СПБ Антоний; митр. Московский и Коломенский Владимир; митрополит Киевский и Галицкий Флавиан и др. епископы.
26 авг.1912 года награжден панагией, украшенной драгоценными камнями.
В этом же году временно управлял Московской епархией, оставаясь викарным епископом Можайским.
II мая 1914 года уволен на покой по болезни.
Скончался 6 окт.1915 года. Погребен был в Саввино-Сторожевском монастыре в Звенигороде, Московской Губернии.
Будучи в сане протоиерея, почти четверть века был законоучителем кадетского корпуса и пользовался редкой любовью своих питомцев. Благостный, задушевный, простой, незлобливый, всем доступный, нищелюбивый, поразительно трудолюбивый, многоученый и учительный – таким знал его Петроград, таким был он в сане епископа Можайского, таким отошел в вечность. Он глубоко любил простой народ и льнул к нему душой. Он обладал редким даром влиять на сердца народные.
Москва глубоко чтила его и прозвала его «народным святителем».
Труды:
«Восточные и западные школы во времена Карла Великого, их отношение между собой, к классическим и древне-христианским и постановка в них богословия».
(Магистерская диссертация). СПБ, 1881.
«Св. Предтеча и Креститель Господень Иоанн». Внебогослужебные беседы.
Москва, 1890.
«Борьба за иконопочитание в Византийской империи».
Москва, 1890.
«Разделение Церкви на две половины – восточную и западную». Москва, 1891.
«Фотий, Патриарх Константинопольский», Тысячелетие со дня кончины.
СПБ, 1892.
«Св. Тарасий, Патриарх Цареградский и седьмой Вселенский Собор». СПБ, 1893.
«Преподобный Феодор Студит и его время».
Москва, 1896.
«Святитель Стефан Пермский».
Москва, 1896.
«Притчи Господа нашего Иисуса Христа». Внебогослужебные беседы. Два выпуска. Москва, 1897
«Св. учители веры и благочестия» – 12 книг житий.
Душеспасительное чтение на каждый день года.
СПБ и Москва, 1899–1908.
«Чудеса Господа нашего Иисуса Христа».
Москва, 1901.
«Св. мученик Зонифатий», СПБ, 1908.
«История христианской Православной Церкви”.
Москва, 1908.
«Св. Алексий, митр. всея Руси и чудотворец”.
Чтение для народа.
СПБ, 1909.
Пространный христианский катехизис Православной Церкви, в изложении безвопросном. Курс повторительный.
Москва, 1909.
Беседа на святое Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
«Приб. к «ЦВ» 1912, № 31, стр.1239.
”Гол. Церкви” 1912, июль, стр.33–49.
«Успение Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии”.
«Приб. к «ЦВ” 1912, № 32, стр.1263.
«Гол. Церкви” 1912, август, стр.19–37.
«Жизнь Пресвятыя и Преблагословенныя Богородицы и Приснодевы Марии”. Душеспасительные беседы.
Сергиев Посад, 1914.
«Поучение в день Пятидесятницы”.
«Гол. Церкви” 1912, апрель, стр.21–32.
«Святые первоверховные апостолы Петр и Павел”.
«Гол. Церкви” 1912, май, стр.27–52.
Слово на день Воздвижения Честного и Животворящего Креста.
«Гол. Церкви» 1912, сент., стр.13–26.
Притча Спасителя о богаче и нищем Лазаре». (Лк.16:19–31)
«Гол. Церкви» 1912, окт.стр.16–43.
«Вход во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии».
«Гол. Церкви» 1912, ноябрь, стр.36–51.
«Притча о званных на Вечерю».
«Гол. Церкви» 1912, дек., стр.19–35.
«Слово на Рождество Пресвятыя Богородицы».
«Гол. Церкви» 1912, авг. – сент., стр.25–33.
Литература:
«Церк.Вед.«1908, №11, стр.55.
-»- 1912, №34, стр.332.
-«- 1913, №48, стр.534
«Приб. к «ЦВ'1908, №10, стр.492–493.
-»- 1908, №11, стр.541.
-«- 1912, №48–49, стр.1964.
-»- 1913, №11, стр.507.
-"- 1914, №20, стр.932.
«Моск.Еп. Вед.” 1915, №46–47.
«Ист. Вести.” 1908, май, стр.265.
«Русск. Инок» 1915 №23, стр. 1384, 1385.
«Душеп. Чтение” 1915, №6, стр.1ll,112.
Булгаков, стр.1406.
НЭС т.IX, стб. 658, 659.
БЭС т.II, стб.1898.
В.Г(линский), стр.47, 49.
«Состав Св. Прав. Всер. Син.и Рос.Церк.Иерархии на 1910 год»,
стр.18–19.
Заметки и дополн.Е.М. № 102.