Андроник (Никольский Владимир), архп. Пермский и Соликамский
Родился I августа 1870 года. Сын диакона Ярославской епархии.
В 1891 г. окончил Ярославскую духовную семинарию и в 1895 Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия Во время обучения в академии принял иноческий сан с именем Андроника.
День Ангела 17 мая.
По окончании академии в этом же 1895 г. был рукоположен в сан иеромонаха и назначен помощником инспектора Кутаисской духовной семинарии.
С 1896 по 1897 последовательно был преподавателем и инспектором Ардонской Александровской миссионерской дух. семинарии.
С 1897 по 1899 числился членом миссии в Японии, ректором Александровской миссионер. семинарии в сане архимандрита.
С 1900 был ректором Уфимской духовной семинарии.
С 1906 5.·ΧΙ – Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры архим.Андроник был хиротонисан во епископа Киотосского и назначен помощником начальника Русской Духовной Миссии в Японии. Хиротонию совершали митрополиты: С.-Петербургский Антоний, Московский Владимир, Киевский Флавиан и целый ряд святителей.
В июле 1907 епископ Андроник был уволен на покой, а в октябре того же года командирован в Холм для замещения епископа Евлогия во время сессии Государственной думы.
14 марта 1908 г. епископ Андроник был назначен епископом Тихвинским, первым викарием Новгородской епархии.
В марте 1913 года епископ Андроник переведен епископом Омским и Павлодарским, а в июле 1914 года назначен епископом Пермским и Соликамским.
В 1915 был возведен в сан архиепископа и с 1915 года по 1918 год именовался архиепископом Пермским и Соликамским.
В 1917–1918 гг. член предсоборного совещания Всероссийского Церковного Собора в Москве.
Был ревнителем православия, подвижник.
Скончался мученически в Перми в 1918–1919 гг. и там же погребен. Почитатель Богоматери и ее иконы «Знамение»·
Труды :
Все путевые заметки объединены в отдельной книге «Миссионерский путь в Японию».
Казань, 1899·
«Миссионерский путь в Японию, путь до Константинополя».
«Прав.Собес.» 1899, февраль, стр.248–260.
«Миссионерский путь в«Японию, путь от Константинополя до Афин».
«Прав.Собес.» 1899, апр., стр.499–511·
«Миссионерский путь в Японию, достопримечательности Рима».
«Прав.Собес.» 1899, июль-авг., стр.156–176.
«Миссионерский путь в Японию, путь от Рима до Японии».
«Прав.Собес.» 1899, ноябрь, стр.585–614.
«Миссионерский путь в Японию. Путь от Америки до Японии».
«Прав.Собес.» 1899, дек., стр.687–706.
Воспоминания его о Преосвященном Николае, миссионере Японии.
«Прав.Собес.» 1900, окт., стр.427–437·
«Христос-Искупитель по учению св.отцов Церкви».
«Прав.Собес.» 1902, сент., стр.137·
Слово при открытии миссионерских курсов для духовенства Омской, Тобольской и Томской епархий.
«Церк.Вед.», 1913, № 30, стр.1363.
«Божественный бисер под сатанинской оболочкой».
(Из пастырских наблюдений).
«Кормчий» 1912, № 20, стр.239–241.
«Размышления епископа»·
«Голос Церкви» февраль-апрель, 1913.
«Миссионерский путь в Японию, путь от Афин до Рима через Бар-град»·
«Прав.Собес.» 1899, май, стр.613–624.
«Христианское правило жизни для всеобщего счастья».
«Приб. к «ЦВ» 1913, № 49, стр.2263.
«О проповеди Христа в Японии».
«Церк.Вестн.» 1903, № 3, стб.65–69·
Письма архиерея к иереям. Пермь, 1915·
Литература:
«Церк.Ведом.» 1896, № 36, стр.343.
-«- 1906, № 43, стр.457.
-»- 1908, № 12, стр.57
-«- 1914, № 32, стр.377.
«Приб. к «ЦВ» 1906, № 43, стр.2858.
-»- 1906, № 45, стр.2948.
-«- 1913, № II, стр.119.
-»- 1918, № 5, стр.171.
«Изв.Каз.еп.» 1913, № II, стр.375.
-«- 1911, № 27–28, стр.839.
«Рус. Архив» 1912, № 3, стр.383.
«ЖМП» 1960, № 8, стр.63,64.
«Святоотеч.христоматия» стр.246.
«Русск.Паломн.» 1913, № 26, стр.415.
«Церк.Вестн.» 1910, № 7, стр.202.
«Прав.Собес.» 1899, май, стр.613–624.
-»- 1899, июль-авг., стр.155–176.
-«- 1899, сентябрь, стр.309–317.
-»- 1899, майоктябрь, стр.420–434.
«Мисс.Календарь» на 1907 г., стр.129.
ФАМ I № 22, стр.2.
«Состав Св.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1917 г., стр.250–251.
Булгаков, стр.1407.
БЭС т.I, стб.169·
Er ließ das über die Bolševiki verhängte Anathema verkünden und wurde daraufhin verhaftet. Er soll in der Nacht zum 4.6.1918 erschlagen und an der Straße von Perm‘ nach Motovilicha (Arbeitervorstadt) begraben worden sein.
Literatur:
M. Pol‘skij, Novye mučeniki 1,69–70; 178; 11,283.