Источник

Александр (Светланов Андрей Иванович), еп.Калужский и Боровский

Родился в 1839 году в селе Нижняя Маза, Сызранского уезда, Симбирской губернии. Отец его занимал должность пономаря при местной церкви. Среди убогой обстановки пономарского дома и протекли первые годы жизни будущего святителя.

Среднее образование он получил в Симбирской семинарии, по окончании которой в 1860 году 27.IX был рукоположен во священника в село Городищи, откуда перешел в Кильдюшево и, наконец, в село Киртели.

Более десяти лет наслаждался о.Андрей тихой, счастливой семейной жизнью.

Будучи в инородческом приходе, молодой священник ревностно занялся проповеданием слова Божия, имея редкий дар импровизации. В 1871 году о.Андрей, овдовев, поступил в Казанскую Духовную Академию, которую окончил в 1875 году со степенью кандидата магистра. По окончании Академии был назначен на должность законоучителя Нижегородской классической гимназии.

Через пять лет по окончании Академического курса о.Андрей представил в Совет Академии и публично защитил магистерскую диссертацию, на тему: «История иудейства в Аравии и влияние его на учение Корана». За это сочинение был удостоен степени магистра богословия. Получив высшее образование и заняв более высокое положение, он не ограничился проповедями, но уже перешел на более серьезную работу и занялся литературной деятельностью.

24.IX.1883 принял иночество с именем Александра и был назначен ректором Вифанской Семинарии и 25.IX возведен в сан архимандрита.

30.VI.1885 хиротонисан во епископа Можайского, вик.Московской епархии.

II.I.1892 переименован во епископа Дмитровского, I-го вик. Московской епархии. Во время болезни митрополита Леонтия управлял некоторое время Московской митрополией.

Добрый, благожелательный, кроткий, всем доступный своей церковно-административной деятельностью он приобрел уважение со стороны Московского духовенства и искреннюю любовь всех москвичей.

В то же время Преосвященный Александр продолжал и свою учено-литературную деятельность. Сразу после защиты диссертации им было написано ряд духовно-нравственных сочинений.

Преосвященный Александр хотя и не получил специального музыкального образования, но был искусным знатоком пения и музыки и композитором духовных песнопений. Из его композиций наиболее известны: «Божественная Литургия Св.Иоанна Златоуста, М.лит.В.Гросса»; «Литургия Преждеосвященных Даров»; «Служба преп.Сергию», написанная к юбилею 500-летнему со дня кончины преподобного; «На реках вавилонских», две «Херувимских»; «Догматики 8-ми гласов» – рукопись и некоторые каноны на двунадесятые праздники; «Единородный Сыне»; гимн «Надежду мою в Бозе полагаю» св.Димитрия Ростовского.

Все музыкальные композиции преосвященного, по некоторым отзывам, чужды искусственности, умилительны, мелодичны и отличаются глубоко трогательным и возвышенным характером. Он написал и теоретическое сочинение – «Реализм в церковном пении».

В период временного управления Московской митрополией появились его статьи об «Англиканской церкви», об «Ультрамонтанстве Утрехтской церкви» и многие другие. Тогда же начал печататься в «Душеполезном чтении» еще один труд Преосв.Александра: «Иисус Христос по Евангелию». В это же время были изданы им в большом количестве общедоступные для народа брошюрки религиозно-нравственного содержания.

29 января 1894· года епископ Александр был назначен епископом Калужским и Боровским.

Радостно и торжественно встречала Калуга своего нового епископа. Здоровым, бодрым и энергичным предстал он пред взором жителей Калуги. Его открытое, умное лицо, светлый и располагающий к себе взгляд, ласковое обращение и приветливая речь сразу возбудили к нему симпатию. Со словом «мира» обратился он тогда к своей новой пастве. И этот мир, взаимное согласие и единение всех своих пасомых поставил он желанной целью своей деятельности. К миру, согласию и взаимной любви призывал он всех своих калужских чад в своих частых поучениях, без чего не обходилось почти ни одного его служения. Для нравственного назидания своих чад продолжал он издавать и общедоступные брошюрки.

Чутко стоял он на страже духовно-нравственных интересов своей паствы и всегда спешил своим простым, но ясным и высоко­авторитетным словом разъяснить и уврачевать всякое уклонение от закона евангельского, какое только замечал в вере и жизни своих многочисленных пасомых. Беседы его по поводу секты хлыстов – одно из проявлений бдительности архипастыря.

Для всех доступный, ко всем внимательный и ласковый, замечательно простой в обхождении, он невольно располагал к себе всех и всякого, от всякого последнего человека до высокопоставленного в гражданском ранге сановника, от бедного псаломщика до заслуженного городского протоиерея. Все безбоязненно шли к своему архипастырю и отцу, всех ожидала у него радушная встреча, сочувственное слово, добрый совет, полезное наставление. Как литератор, епископ Александр заботился о распространении литературы в своей епархии. Он в Калуге открыл епархиальную библиотеку и по разным местам епархии книжные склады. Способствовал открытию братств, церковно-приходских попечительств. Улучшил церковное хозяйство в своей епархии, радел об обновлении храмов. Вообще, в епархиальной деятельности преосвященный отличался своей ревностью о благе епархии. Служение его, всегда искренно благоговейное, сердечное и внятное, производило сильное впечатление на слушателей своим простым величием и невольно возбуждало в них молитвенное настроение. Глубокий знаток церковного пения и сам композитор, Преосвященный Александр строго следил за «церковностью» в богослужебных напевах и всячески старался вывести из употребления столь несвойственное Православной Церкви, но, к сожалению, весьма распространенное по калужским церквам (благодаря некоторым непризнанным местным регентам-композиторам) так называемое «итальянское» пение. Особенно любил владыка участвовать в торжественных крестных ходах, на которые всегда смотрел, как на могучее средство для возбуждения и поддержания в народе истинно благочестивых чувств. Не долго пришлось управлять Калужской епархией епископу Александру. Тяжелая болезнь – рак горла и шеи свела в могилу епископа. Бессильным оказались и крепкое дотоле здоровье епископа, и горячие молитвы о нем пасомых, и искусство лучших врачей, и народные домашние средства. Все мучения владыка переносил твердо, с смиренной покорностью воле Божией, неся ниспосланный ему свыше крест.

Скончался 8.Х.1895 года. Кончина его была мирная и безмятежная. Погребен в Лаврентьевском монастыре города Калуги.

Труды :

Речь при наречении во епископа. «Прав.Обозр.», 1885, июль, стр.558–562.

«История иудейства в Аравии и влияние его на учение Корана». (Магистерская диссертация). Казань, 1875·

«Опыт объяснения заповедей Божиих». Н.Новгород, 1878.

«Изложение учения Православной Церкви о церковной иерархии, благодати, таинствах с приложением статьи о загробной жизни». Н.Новгород, 1879·

«Изложение учения Православной Церкви».

«Церк.Общ.Вестник», 1879, № 117·

«Нравственный образ Иисуса Христа и его благотворное влияние на жизнь человечества».

1880 год.

«Слово в первый день Пасхи». Н.Новгород, 1881.

«Вечное блаженство святых». Перевод с франц. СПБ, 1881.

«Евангельские чтения для народных школ на славянском языке».

Н.Новгород, 1882.

«Основание нравственной жизни – религия и высочайший образ нравственно-общественной жизни Богочеловек Иисус Христос». Публичная лекция. Н.Новгород, 1882.

«Нравственные уроки в словах и речах».

Н.Новгород, 1882.

«Акты св.мучеников и их религиозно-нравственное значение».

Н.Новгород, 1882.

«Христианские храмы, их история и значение».

Н.Новгород, 1882.

«На память в Бозе почившего имп.Александра II. Нравственный образ его».

Н.Новгород, 1882.

«Слово в день тезоименитства имп.Александра Александровича».

Н.Новгород, 1882.

«Нравоучительные уроки священника к бывшим прихожанам в письмах».

«Евг. Чт.» 1887.

«Уроки по предмету православного катехизиса». М., 1889.

Свв.мученики и религиозно-нравственное значение их·

М., 1889.

«Церковь англиканская по праву ли присвояет себе название кафолической?»

М., 1892.

«Крещение Господне». М.1892.

«К торжеству 500-летия памяти преп. Сергия Радонежского чудотворца со дня блаженной кончины его».

М., 1892.

«Сретение Господне». М.1893.

«Иисус Христос по Евангелию». М., 1891–1893 гг.

«Рождество Христово». М., 1893.

«Спасительность Великого поста». М., 1893.

«Св.Великий пост». М·, 1893.

«Пиршество Иродов». М., 1893.

«Слова, речи и поучения». М., 1889–1694 гг.·

«О необходимых признаках истинности Св.Церкви».

М., 1894.

«День Пятидесятницы». M, 1895·

«Вознесение Господне». М., 1895·

«Торжественный вход Спасителя в Иерусалим». М., 1895·

«Светлое Христово Воскресенье». М., 1895·

Отзывы о нем

О прощании с ним учеников Виф.Семинарии.

«Моск.Церк.Вед.», 1885, № 27 и № 28.

Память Преосв.Александра, епископа Калужского.

Калуга, 1895, БЭЛ, т.I, стр.503.

Литература:

«Церк.Вед». 1892, № 3, стр.20.

-«- 1894, № 6, стр.57.

«Приб.к «ЦВ» 1889, № 2, стр.43.

-»- 1895, № 41, стр.1426–1429·

-«- 1888, № 9, стр.240.

«Церк.Вестн.» 1885, № 27/28.

-»- 1885, № 42, стр.1346.

-«- 1891, № 19, стр.298.

-»- 1891, № 51–52; стр.817

«Прав.Обозр.» 1885, июль, стр.563.

1885, т.III, стр.615–616.

1886, т.III,стр.414.

1888, июль, стр.560.

«Изв.Казанск.епарх.» 1885, № II, стр.260.

НЭС т.XXIX, стр.213.

«Крат.Биогр.Слов.» Венгерова т.I, стр.374,. 375, 935.

Булгаков т.I, стр.1405, 1412, 1495·

БЭС т.I, стр.117.

т.II, стр.2012–2013.

БЭЛ т.III, стр.114.

«Состав Св.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1895 г.» стр.92–93.

«Списки архиереев Иерархии Всерос.СПБ, 1896 г.» № 489, стр.73.

«Красный Архив» 1893, т.39, стр.138 (прим.53).


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 1. Аввакум (Боровков) – Афанасий (Сахаров). 1979. – 431 с.

Комментарии для сайта Cackle