Арсений (Стадницкий Авкоентий Георгиевич), митр.Ташкентский
Родился 22 января 1862 года, в семье священника Кишиневской епархии.
Родом был молдаванин.
В 1880 окончил Кишиневскую духовную семинарию и был назначен учителем Единецкого Духовного училища.
Высшее образование получил в Киевской духовной академии, которую окончил в 1885 г. со степенью кандидата богословия и со званием магистранта. По окончании академии назначен преподавателем Кишиневской семинарии.
В 1895 за свою диссертацию на тему: «Гавриил Бонуласко – Бодони, экзарх Молдовлахийский и митрополит Кишиневский», утвержден в степени магистра богословия. В этом же 1895 г. назначен инспектором Новгородской духовной семинарии и, по принятии монашества 30 декабря, рукоположен 31 декабря во иеродиакона.
I января 1896 г. рукоположен во иеромонаха и определен на должность инспектора Новгородской духовной семинарии, а затем определен ректором той же семинарии с возведением в сан архимандрита и настоятеля монастыря св.Антония Римлянина в Новгороде.
10 янв. 1897 г. назначен инспектором Московской духовной академии и исправляющим должность ординарного профессора по кафедре Библейской истории.
С 13 марта 1898 г. назначен ректором Московской духовной академии.
28 февр.1899 г. хиротонисан во епископа Волоколамского, третьего викария Московской митрополии, с оставлением в должности ректора Академии. Хиротония состоялась в Московском кафедральном соборе Христа Спасителя.
В 1903 епископ Арсений переведен на самостоятельную кафедру во Псков.
В 1904 защитил диссертацию на степень доктора богословия на тему: « Исследования и монография по истории Молдавской Церкви». Часть I-я. «История Молдавской епархии и их святителей со времени основания государства и до наших дней» и утвержден в степени доктора Церковной истории.
Обширная педагогическая опытность епископа Арсения и выдающиеся труды его в этой области, привлекли к нему внимание Св.Синода и он был приглашен в 1905 году на пост члена Учебного Комитета при Св.Синоде, где и проявил свои блестящие способности руководителя церковным просвещением в России.
В 1906 назначен председателем Учебного Комитета при Святейшем Синоде. В этом же году был назначен членом Предсоборного Присутствия и состоял в нем председателем 5-го отдела о реформе церковно-учебных заведений.
В 1907 возведен в сан архиепископа и в этом же году был избран членом Государственного Совета от монашествующего духовенства. Будучи архиепископом Псковским и Порховским, архиепископ Арсений в 1909/1910 годах был утвержден в звании почетного члена Казанской духовной академии во внимание к его ученым трудам и плодотворной архипастырской деятельности. Указом Свят. Синода от 5 ноября 1910 года архиепископ Арсений назначен архиепископом Новгородским и Старорусским.
В 1912 председательствовал на Московском противоалкогольном съезде.
6 дек.1912 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.
В августе 1917 года на Всероссийском Поместном Соборе был один из трех кандидатов в патриархи (митр. Тихон, митр.Антоний Храповицкий и Арсений Стадницкий), по жребию избран митрополит Тихон.
29 ноября 1917 года возведен в сан митрополита.
С 1922 по 1923 епархией не управлял.
Митрополит Арсений совместно со многими другими архиереями высказывался за немедленную сдачу ценностей на борьбу с последствиями голода весною 1922 года на Поволжье.
С 1927 года был постоянным членом временного патриаршего Синода.
II авг.1933 года был назначен митрополитом Ташкентским.
9 мая 1934 года награжден правом ношения двух панагий.
30 сентября 1935 года награжден предношением креста.
Скончался 28 января 1936 года в Ташкенте и там же погребен.
Митрополит Арсений был человек тяжелого характера, но справедливый и прямой. Уставщик церковной службы и пения. Формалист. Священников, имевших камилавки, но приезжавших без камилавок, не допускал к себе на прием, пока они не привезут свою камилавку, хотя бы надо было обратно ехать за 150 км. Митр.Арсений был известный духовный писатель и выдающийся оратор политический (в Госуд.Совете) и блестящий проповедник. Неутомимый исследователь в области местной церковной старины и автор многочисленных богословских трудов, простое перечисление которых, заняло бы слишком много времени и места.
Его выступления в Святейшем Синоде, Государственном Совете и в общественных церковных собраниях считались блестящими, как образцы выдающейся импровизации.
Владел сильным голосом – басом.
Литературные труды митр. Арсения заслужили ему репутацию выдающегося духовного писателя и ученого. Еще будучи студентом Киевской духовной академии, он был награжден Макарьевской премией за свою книгу: «Дневник студента-паломника на Афоне». Будучи затем преподавателем Кишиневской духовной семинарии, он десять лет состоял редактором «Кишиневских Епархиальных Ведомостей», причем им лично было написано для этого издания около ста различных статей и заметок, преимущественно церковно-исторического содержания. Печатались работы, главным образом, в академических журналах: в журнале Московской духовной академии, в «Богословском Вестнике» с 1897 по 1907 годы.
Труды:
Речь при наречении его во епископа.
«Приб. к «ЦВ» 1899, № 10, стр.419.
«Гавриил Бонулеско-Бодони, экзарх Молдовлахийский и митрополит Кишиневский». (Магистерская диссертация).
Кишинев, 1894.
«Из современной церковной жизни в Румынии»·
Сергиев Посад, 1901.
«Дневник студента-паломника на Афон»·
Киев, 1886.
«Положение православного духовенства в Румынии».
Кишинев, 1889·
«В стране священных воспоминаний».
Сергиев Посад, 1902.
«Материалы для истории Бессарабии».
Кишинев, 1892.
«Речь пред благодарственным молебном».
«Богосл.Вестн.» 1899, май, стр.110.
Речь пред молебном по случаю начатия учения в Моск.дух.акад. (об образовании характера, как цели воспитания).
«Богосл.Вестн.» 1899, кот., стр.189.·
Речь при пострижении в монашество и.д.доцента Академии Ивана Петровых, в иночестве Иосифа.
«Богосл.Вестн.» 1901, окт., стр.211.
Речь при пострижении в монашество студента 2-го курса Моск. дух.академии Сергия Симанского, в иночестве Алексия, 9 февраля 1902 года.
«Богосл.Вестн.» 1902, март, стр.431.
Речь при пострижении в монашество студента 4-го курса Моск. дух .акад. Михаила Сенцова, в иночестве Леонида 9 марта 1902 года.
«Богосл.Вестн.» 1902, апр., стр.641.
Речь при пострижении в монашество кандидата Академии И.Абурруса, в иночестве Игнатия 7 июня 1903 года.
«Богосл.Вестн.» 1903, июль-авг·, стр.393.
Речь в Государственной думе при обсуждении законопроекта о старообрядческих общинах.
«Приб.к «ЦВ» 1910, № 25, стр.1025·
Слово, произнесенное при освящении придельного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Спасо-Елеазаровой пустыни 5 августа.
«Приб. к «ЦВ» 1910, № 38, стр.1599·
Речь высокопреосвященного при прощании с Псковской паствой 14 ноября 1910 года в Псковском кафедральном соборе.
«Приб. к «ЦВ» 1910, № 49, стр.2129–2132.
Речь высокопреосв.архиепископа Новгородского при вступлении на Новгородскую кафедру, в Софийском соборе 2 дек. 1910 г.
«Приб. к «ЦВ» 1910, № 51–52, стр.2246–2249.
Архипастырское воззвание.
«Приб. к «ЦВ» 1912, № 2, стр.43.
Речь пред панихидой в Софийском соборе 6 сентября по убиенном Председателе Совета Министров Столыпине·
«Приб. к «ЦВ» 1911, № 38, стр.1559.
Речь, произнесенная пред открытием религиозно-нравственных бесед в Софийском соборе 2 октября.
«Приб. к «ЦВ» 1911, № 43, стр.1819.
Речь о церковном пении.
«Приб. к «ЦВ» 1911, № 47, стр.1995.
Речи в заседании Государственного Совета 4 ноября 1911 г. при обсуждении законопроекта о переходе из одного вероисповедания в другое.
«Приб. к «ЦВ» 1911, № 50, стр.2158.
Речь в заседании Государственного Совета при обсуждении законопроекта о введении всеобщего начального образования.
«Приб. к «ЦВ» 1912, № 9, стр.378.
Речь, сказанная при открытии противоалкогольного съезда в Москве 6 августа 1912 года.
«Приб. к «ЦВ» 1912, № 34, стр. 1343.
Речь при погребении архиепископа Гурия 4 марта 1912 г.
«Приб. к «ЦВ» 1912, № II, стр.457·
«Ферапонтов монастырь».
«Приб. к «ЦВ» 1912, № 17, стр.691.
«Послание возлюбленным православным чадам Церкви Новгородской о Господе радовашися».
«Приб. к «ЦВ» 1912, № 22, стр.885.
Речь в Софийском соборе при встрече С.-Петербургского митрополита Владимира, I декабря 1912 года.
«Приб. к «ЦВ» 1912, № 50, стр.1987.
Речь при открытии религиозно-нравственных учений в новоосвященном епархиальном доме, 2 декабря 1912 года.
«Приб. к «ЦВ» 1912, № 50, стр.1987–1990.
Речь при открытии Новгородского Церковно-Археологического общества 3 января 1913 года.
«Приб. к «ЦВ» 1913, № 4, стр.173.
Речь, сказанная в Софийском соборе при встрече блаженнейшего патриарха Антиохийского Григория 4, 25-го апреля 1913 года в половине 12-го ночи.
«Приб. к «ЦВ» 1913, № 18–19, стр.781–782.
Речь при вручении жезла новопоставленному епископу Тихвинскому Алексию (Симанскому) 28 апреля 1913 года в Софийском соборе (в присутствии Его Блаженства Патриарха Антиохийского Григория 4).
«Приб. к «ЦВ» 1913, № 18–19, стр.782–784.
Воззвание к 29 августа, празднику трезвости.
«Приб. к «ЦВ» 1913, № 33, стр.1457.
Речь в Заседании Государственного Совета 13 янв. 1914 г. при обсуждении законопроекта о продаже спиртных напитков.
«Приб. к «ЦВ» 1914, № 4, стр.171.
Речь в заседании Государственного Совета «7 янв.1914 г.
«Приб. к «ЦВ» 1914, № 5, стр.241.
Речь в заседании Государственного Совета при обсуждении законопроекта.
«Приб. к «ЦВ» 1914, № 7, стр.367.
«На духовной страде». «Слова и Речи».ТомI,
СПБ, 1914 г., стр.1–13, 1–336.
Речь, сказанная в Софийском соборе 30 июля 1914 года по прочтении манифеста об объявлении войны Болгарии.
«Приб. к «ЦВ» 1914, № 33, стр.1449.
Исследования и монографии по истории Молдавской Церкви.
Часть 1-я.
История Молдавских епархий и их святителей со времени основания государства и до наших дней.
Часть 2-я.
Разные моменты и важнейшие деятели Румынской Церкви в 19 веке.
«Прав.Собес.» 1915, обложки, Указ, на труд.
«Сущим в переселении».
«Приб.к «ЦВ» 1915, № 41, стр.2171.
Речь, сказанная в Софийском соборе, по прочтении манифеста об объявлении войны Болгарии.
«Приб. к «ЦВ» 1915, № 43, стр.2229.
О современных нуждах церковного пения (по поводу выхода из печати 3-го издания «Спутника псаломщика»).
«Приб. к «ЦВ» 1916, № 36, стр.879.
Доклад Арсения, архп.Новгородского «О русско-румынских отношениях».·
«Приб. к «ЦВ» 1916, № 52, стр.1223.
«Румыны, получившие образование в русских духовно-учебных заведениях»·
Кишинев, 1891.
Журнал секунд-майора фон Роана о войне при завоевании Молдаванин и Валахии в 1787–1790 гг. с историческими и топографическими примечаниями.
Кишинев, 1892.
«Архимандрит Андроник, игумен Ново-Нянецкого монастыря в Бессарабии».
Кишинев, 1895·
Речь при вручении жезла еп.Варсонофию Кирилловскому 8 января 1917 года.
«Приб. к «ЦВ» 1917, № 2, стр.24–26.
В «Кишиневских Епархиальных Ведомостях» в разное время напечатаны следующие статьи:
«Происхождение церковного пения с богослужебной и музыкальной стороны».
«Жены-мироносицы, как образец деятельной любви ко Господу»
«О христианском мире».
«Проклаво-Измаильская епархия».
«О соборе окружников и противоокружников в Кишиневе в 1886 году».
«Была ли в г. Бельцах резиденция Молдавского митрополита».
«Амфилохий, епископ Хотинский», в конце 18 столетия».
«Житие св. Иоанна Сочавского».
«Меры к развитию просвещения в Бессарабии».·
«Об отношении веры к знанию».
Литература:
«Церк.Вед.»
1899, № 9, стр.53.
-«-
1903 э № 50, стр.391.·
-»-
1904, № 46, стр.488.
-«-
1906, № 3, стр.39.
-»-
1907, № 8, стр.35.·
-«-
1910, № 46, стр.427.·
-»-
1912, № 50, стр.461.
«Приб. к «ЦВ»
1899, № 10, стр.418–422.
-«-
1900, № 24, стр.964–966.
-»-
1903, № 50, стр.1976.
-«-
1904, № 46, стр.1875·
-»-
1911, № 38, стр.1559·
-«-
1912, № II, стр.478.
-»-
1912, № 34, стр.1343.
-«-
1918, № 5, стр.171.
-»-
1910, № 49, стр.2129–2132·
-«-
1910, № 51–52, стр.2246–2249
«Церк.Вестн.»
1895, № I, стб.21–23.
-»-
1904, № 6, стб.172.
-«-
1908, № 7, стб.195.
-»-
1908, № 37, стб.1166.
-«-
1910, № 7, стб.215.
-»-
1910, № 20, стб.607.
«Изв.Каз.еп.»
1905, № I, стр.28.
-«-
1908, № 41, стр.1185.
-»-
1912, № 29, стр.848–849.
-«-
1912, № 47, стр.1451.
-»-
1914, № II, стр.334.
-«-
1914, № 46, стр.1464.
«Прав.Собес.»
1897,
февраль, стр.10.
-»-
1905,
апрель, стр.727·
-«-
1914,
ноябрь, стр.6.
-»-
1916,
январь, стр.5 отчет.
«Рус.Паломн.»
1912, № 47, стр.742.
-«-
1904, № 2, стр.32.
-»-
1905, № 3–4, стр.53–54.
(Отзыв проф.А.Бронзова
о его
работах)·
«ЖМП»
1932, № 11–12, стр.I.
-«-
1935, № 23–24, стр.I.
-»-
1957, № 12, стр.37·
«Богосл.Вестн.»
1899,
март.
-«-_
1901,
март, стр.493.
-»-
1901,
апрель, стр.665·
«Истор.Вестн.»
1904,
июль, стр.281–283.
«Симбирск.Еп.Вед.»
1899, № 9, стр.344.
«Отдых христ.»
1908,
авг.-сентябрь, стр.59
«Красный Архив».
1928,
т.26, стр.120, 123.
«Кормчий»
1917, № 19, стр.224.
«Очерк жизни и деятельности Преосв.Арсения, епископа Псковского и Порховского»·
Псков, 1904.
«Мисс.Календарь».1907, стр.129.·
«Церк.Обновл.» 1923,№ 8, стр.I.
Булгаков, стр.1406, 1407, 1410.
БЭС т.I, стб.235.·
БЭС т.II, стб.1936.
НЭС т.III, стб.730, доп. т.I, стр.155.
ФПС I, № 4, стр.I.
ФПС II, стр.I.
ФПС 4, стр.2.
ФПС 5, № 31.
ФАМ I, № 28, стр.3.
«Состав Св.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1917 год», стр.74–75.·
Er wurde 1919 verhaftet (Butyrka-Gefängnis) und nach Turkestan verbannt; von hier schrieb er an M Sergij einen Protestbrief gegen dessen Zusammenarbeit mit dem Staat.
Er starb in der Verbannung in Turkestan.
Literatur:
M. Pol'skij, Novye mučeniki 1,148–149; 181; II 281.