Источник

Антоний (Соколов Иаков Григорьевич), еп.Черниговский и Нежинский

Родился 9 окт.1850 года в Рязанской области, в семье сельского священника.

Семья, среди которой он рос, была самая скромная, простая. Родители воспитывали его в духе христианского благочестия, по старинным русским обычаям: с детства приучали ходить всегда в храм Божий, стоять в нем благоговейно, читать и петь в церкви, дома свято исполнять все благочестивые обычаи, соблюдать строго посты Православной Церкви и вообще, все то, что сохранилось от благочестивой русской старины.

Восьми лет он был отдан в духовное училище, находясь, однако под благодетельным влиянием своих родителей.

В 1864 он поступил в Рязанскую духовную семинарию и обучался в ней до 1870 года. Время, в которое проходил он курс учения в семинарии, было неспокойным и опасным в том отношении, что, вследствие великого брожения в обществе и литературе, юношество увлекалось разными мечтательными теориями и сбивалось с прямого пути.

Но и в такое время он сохранил в себе неповрежденную веру в Промысл Божий и святое Евангелие. Благочестивые обычаи, внедренные в его сердце родителями, он старался соблюдать, хотя и не всегда в надлежащей строгости.

К русскому, родному питал самые горячие чувства и ненавидел все противное. К иноземному и иноверческому не лежала его душа. Модные и либеральные идеи он не только не воспринимал, но и всячески противился им.

20 дек. 1870 года поступил на службу по духовно-учебному ведомству в Касимовское духовное училище. И здесь, как и в семинарии, он жил уединенно, избегал всяких светских развлечений и удовольствий. Правда, он питал некоторое влечение к семейной жизни, но оно не могло заглушить в нем того высшего стремления, которое он имел в своем сердце. Богу угодно было устранить его от мирского ига и поставить на путь иночества.

В 1875 году он поступил в Московскую духовную академию, которую и окончил в 1879 году со степенью кандидата богословия. Жизнь в стенах академии под покровом преп.Сергия укрепила в нем окончательно религиозные и политические убеждения.

28 сентября 1879 года он был назначен преподавателем Киевской духовной семинарии. Здесь он, как воспитатель, старался ограждать и оберегать юношество от увлечения пагубными наклонностями и дурными примерами. Здесь же ему пришлось теснее и ближе соприкоснуться с монашеством, и это сближение подготовило его к принятию иноческого чина.

I сентября 1883 года он принял монашество и был определен инспектором Вифанской духовной семинарии, а II октября – рукоположен во иеромонаха.

4 янв.1885 года переведен ректором в Подольскую духовную семинарию.

Инспекторская и ректорская служба, как он сам рассказывал о себе, многотрудная и многосложная по самому своему существу, дала ему возможность изучить характеры и нравы людей, присмотреться к разным явлениям жизни и частью познакомиться с обществом. Борьба с различными злоупотреблениями, дурными явлениями и страстями людей принесла также ему пользу. В нем выработалось терпение, установился более верный взгляд на людей, закалялся характер, приобретена большая опытность. Он перенес ряд душевных и телесных испытаний, при которых он чувствовал присутствие Божие и которое произвели в нем глубокую веру в то, что Господь Бог, хотя и посылает людям искушения, но дает всегда и выход из них. Правда, иногда он изнемогал от тяжести окружавших его обстоятельств, но вера в помощь Божию избавляла его от крайнего изнеможения души и после усердной молитвы он получал облегчение.

7 января 1885 года возведен в сан архимандрита.

24 сентября 1889 года хиротонисан во епископа Новгород-Северского, вик. Черниговской епархии.

С 19 янв. 1891 года – епископ Старорусский, вик. Новгородской епархии.

21 ноября 1892 года – епископ Кирилловский, вик. Новгородской епархии.

С 3 сентября 1693 года – епископ Черниговский и Нежинский.

Будучи епископом Черниговским, в течение последних лет вел жизнь затворника и отшельника.

Скончался 20 апреля 1911 года внезапно от паралича сердца. Похоронен под спудом Черниговского Троицкого монастыря в архиерейской усыпальнице.

Много потрудился для прославления Св.Феодосия Черниговского, при нем были открыты его нетленные мощи.

С 1879 года был деятельным сотрудником Киевского семинарского журнала «Руководство для сельских пастырей».

Преосвященный Антоний своей строго-нравственной, без умствований, верой и непоколебимой преданностью правилам и уставам церкви, суровым аскетическим житием – воскрешает тип древних святителей-аскетов и подвижников.

Для благочестивого святителя правила, уставы и обряды Церкви были также священны и бесценны, как и правила веры, и он стремился с ревностью исповедника одинаково твердо, и мужественно охранять и отстаивать и малое и великое в церкви, не применяясь к обстоятельствам и не взирая на лица.

Он был великим подвижником и постником. С самого момента принятия им монашества, он в дни Страстной седмицы вкушал только один раз в неделю – в Четверг.

Он избегал всяких приемов и сам никуда не ездил. Его путь был в Троицкий монастырь, где он жил, и в кафедральный собор, где он молился. Одежда его была проста – черная ряса, под­рясник, кожаный пояс и простые четки. Его забота была о бед­ных из духовного звания, сиротах, вдовах, которым он помогал из своих личных средств. Один день в неделю был отведен для помощи нищим и нуждающимся. Для этого специально было сделано окошечко в комнате под архиерейскими покоями, из которого инок выдавал приходившим по несколько монет.

Служение владыки в храме было вдохновенное, он горел любовью к Богу; особенно он любил читать акафисты у мощей святителя Феодосия, и читал со слезами.

Обращение его с духовенством было кроткое, отеческое, почему и кончина его вызвала великую скорбь среди верующих и духовенства.

Как инок, он строго исполнял монашеские обеты и считал, что инок, последовавший за Христом, должен отречься от матери и отца, братьев и сестер. Так он и поступил, когда однажды к нему приехали отец с матерью. Он принял их, благословил, поклонился им до земли и велел отвести в приготовленное помещение, где они и были до своего отъезда. А когда собрались уезжать, он опять их благословил, поклонился в ноги и велел им дать все необходимое в дорогу.

Церковное пение любил простое. Также не любил и не допускал электрического освещения в храме, считая это нарушением древнего благочестия. От чтеца он требовал четкого неторопливого чтения. В своем монастыре он не пропускал ни одной будничной службы.

Владыка никогда не фотографировался и избегал этого. Однако, такой строгий взгляд владыки на это был нарушен более либеральными архиереями: архиепископ Питирим Курский и Владыка Антоний сфотографировали его в гробе.

Литература:

«Церк.Вед.»

1889, № 35, стр.329·

-«-

1891, № 4, стр.29·

-»-

1891, № 20, стр.174.

-«-

1893, № 37, стр.289·

«Приб. к «ЦВ»

1889, № 39, стр.1160.

-»-

1911, № 18, стр.790–791·

«Церк.Вест.»

1891, № 5, стр.74.

«Прав.Собес.»

1909,

июнь, стр.749·

«Рус.Паломн.»

1889, № 36, стр.434.

-«-

1889, № 40, стр.483.

-»-

1911, № 26, стр.415, 416

«Рус.Инок»

1911,

вып.9, стр.56–57·

«Мис.Кален.»

1907,

стр.129·

Булгаков, стр.1407, 1417·

БЭС т.I, стб.199·

БЭС т.II, стб.2364.

«Состав Св.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк.Иерархии

на 1894 г., стр.88.

на 1903 г., стр.116.

на 1905 г., стр.102.

на 1906 г., стр.98.

на 1910 г., стр.130–131.

Литература:

«Списки архиереев Иерархии Всерос.»

СПБ 1896, № 517, стр. 78.


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 1. Аввакум (Боровков) – Афанасий (Сахаров). 1979. – 431 с.

Комментарии для сайта Cackle