Феодосий, архиепископ Новгородский (Великоновгородский) и Великолуцкий (Яновский Федор Михайлович)

Феодосий родился в шляхетской семье на Смоленщине. По мнению П. Петрова, Феодосий обучался в Московской Заиконоспасской академии, а по мнению историка В. Аскоченского – в Киево-Могилянской академии. Периодом его обучения считаются 80-е годы XVII столетия. Насколько обширно было образование Феодосия, неизвестно; неизвестно также, продолжал ли он образование за границей по примеру своих сверстников. Он не обнаруживал особой учёности, но считался человеком образованным. По словам архиепископа Новгородского Феофана (Прокоповича; † 1736), Феодосий, любя учёных, предпочитал простых, и от него не осталось ни одного литературного труда.

Был рясофорным послушником Московского Симонова монастыря. Неизвестно также, как попал он в Симонов монастырь и по каким побуждениям принял монашество. За клевету на архимандрита Симонова монастыря Варфоломея (это была простая жалоба на суровость Варфоломея) Феодосий попал в число нарушителей монашеской дисциплины и был сослан в оковах в Троице-Сергиев монастырь. Архимандрит Троице Сергиева монастыря Иов (впоследствии митрополит Новгородский; † 1716) принял в нём участие и освободил от оков.

В 1697 году архимандрит Иов, получив назначение на Новгородскую кафедру, взял с собой Феодосия.

В 1701 году митрополит Иов рукоположил Феодосия в игумены, а в 1704 году назначил его архимандритом Новгородского Спасо-Варлаамиева Хутынского монастыря.

Митрополит Иов умел ценить людей образованных, отличавшихся деловыми качествами. Архимандрит Феодосий не проявил себя как писатель, не был он заметен и как проповедник, зато обладал недюжинными способностями как администратор, и потому стал ближайшим помощником Новгородского архиерея. Вскоре он стал известен царю Петру I. Между архимандритом Феодосием и царём установились дружеские отношения.

27 октября 1704 года архимандрит Феодосий, минуя митрополита Иова, писал прямо царю, жалуясь на келаря Венедикта. С этого времени архимандрит Феодосий стал всё больше опираться на высшую государственную власть, игнорируя своего непосредственного духовного руководителя. Особенно это проявилось в 1708 году, когда митрополит Иов послал архимандрита Феодосия в Москву за типографией Симеона Полоцкого. В Москве архимандрит Феодосий встретился с царём и был назначен духовным судьёй в Санкт-Петербург для заведования церковными делами вновь завоёванных городов: Ямбурга, Нарвы, Копорья. Шлиссельбурга. Митрополит Иов был только уведомлен о новом назначении своего архимандрита и должен был благословить его на новое служение. Митрополит Иов дал ему инструкцию относительно его практической деятельности. По-видимому, и митрополит Иов, и царь Пётр I ценили в Феодосии административные таланты, любовь к просвещению. Феодосий был человеком энергичным, обладавшим практическим умом и умевшим приспосабливаться к требованиям времени. Такие люди нужны были Петру I.

Главным делом архимандрита Феодосия было построение церквей и снабжение их всем необходимым, а также организация церковного надзора за причтами и паствой. Кроме того, Феодосий предпринял строительство Александро-Невского монастыря, стремясь как можно крепче связать себя с Санкт-Петербургом. Строительство началось в 1710 году.

В 1712 году Феодосий был назначен архимандритом будущей лавры. Теперь он уже не нуждался более в поддержке митрополита Иова и вёл себя совершенно независимо, хотя формально оставался в его подчинении, т. к. Санкт-Петербург в то время относился к Новгородской епархии. Отношения архимандрита Феодосия с митрополитом Иовом окончательно испортились, о чём свидетельствует одно резкое письмо митрополита к Феодосию, написанное, по-видимому, около 1710–1712 годов. Трудно найти более мрачные краски, чем те, какими изображал теперь преосвященный Иов своего прежнего любимца. Но архимандриту Феодосию не страшен был гнев митрополита Иова, так как он больше уже не мог повлиять на его судьбу.

В начале 1721 года архимандрит Феодосий был хиротонисан во епископа Новгородского и Великолуцкого с возведением в сан архиепископа. По указу Петра I архиепископ Новгородский Феодосий стал первым вице-президентом Святейшего Синода. Архиепископ Феодосий был энергичным церковным администратором. Во вверенной ему епархии было построено много новых церквей. Он заботился о материальном благосостоянии духовенства своей епархии. Обращал особое внимание на искоренение разных недостатков в церковной жизни. Ревностно боролся против раскола в епархии, участвовал в заседаниях Тайной Канцелярии.

Но, как отмечают историки, добившись высокого положения, епископ Феодосий уклонился от монашеских идеалов, повёл невоздержанную светскую жизнь и даже решил завести ассамблеи, наподобие Петровых. Всё это требовало много денег, и Феодосий стал прибегать к незаконным источникам. С приобретением власти возросла в нём и гордость, он меньше стал считаться с людьми.

27 апреля 1725 года архиепископ Феодосий за резкие высказывания в адрес императрицы Екатерины I был арестован. 11 мая 1725 года ему был вынесен приговор, по которому он был сослан в далёкий Николо-Корельский монастырь Архангельской епархии в заключение.

21 июня того же года он был уже в монастыре. Его заточили в подземную келью под церковью. Но в скором времени участь его ещё ухудшилась. В момент объявления приговора следствие по его делу ещё не было закончено.

8 сентября 1725 года,с выявлением новых фактов преступления, был объявлен новый указ, по которому с Феодосия сняли сан; «чернец» Феодосий был переведён в худшую тюрьму в этом же монастыре, холодную, сырую. Сражённый всем происшедшим, Феодосий прожил недолго.

5 февраля 1726 года он скончался в своём заточении простым «чернецом Феодосом». По особому распоряжению он был погребён в Кирилло-Белозерском монастыре. Никто решительно не жалел несчастного Феодосия. Ему выпала печальная участь погибнуть без сочувствия к своему несчастью: «пожал то, что посеял».

Литература:

Рункевич С.Г. Александро-Невская лавра 1713–1913: Историческое исследование доктора церковной истории С.Г. Рункевича. СПб., 1913, стр. 17–347, 560, 807.

Морошкин И.Я. Феодосий Яновский, архиепископ Новгородский // Русская старина. 1887, июль, октябрь, ноябрь.

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868.

Чистович И.А. Новгородский митрополит Иов, жизнь его и переписка // Странник. СПб., 1861, февраль.

Прилежаев Е. Новгородские епархиальные школы: в Петровскую эпоху // Христианское чтение. СПб., 1887, № 6.

Толстой М.В. Рассказы из Истории Русской Церкви. М. 1901, стр. 629.

Рункевич С.Г. История Русской Православной Церкви под управлением Святейшего Синода. СПб., 1900, т. 1.

Тихонравов Н. Московские вольнодумцы начала XVIII в. и Стефан Яворский // Русский вестник. 1870. Кн. 9 и др.

Терновский Ф. Стефан Яворский // Труды Киевской духовной академии. Киев. 1860–1917; 1864, т. 1.

Есипов Г.В. Раскольнические дела XVIII столетия. СПб., 1861–1863.

Есипов Г.В. Чернец Феодосий // Отечественные записки. 1862, № 6.

Соловьёв С.M. История России с древнейших времён: в 6 кн. Изд. 3. СПб., 1911. Кн. 4, стр. 257, 277, 427, 803, 804, 806, 809, 810, 817, 863, 910, 917, 1190.

Устрялов Н.Г. История царствования Петра Великого. СПб., 1858.

Павлов А.М. Описание Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, с хронологическими списками особ, погребённых в церквах и на кладбищах лаврских. СПб., 1842.

Здравомыслов К.Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времён до настоящего времени: Краткие биографические очерки. – Новгород, 1897.

Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем и Академией: в 2 т. Киев. 1856.

Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 37, 51, 269.

Булгаков С.В. Настольная книга для священно- церковнослужителей, – Киев, 1913, стр. 1407.

Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872, № 21.

Григорьевский М. Николаевский Корельский монастырь. – Архангельск, 1898, стр. 18, 19.

Краткое историческое описание монастырей Архангелогородской епархии. – Архангельск, 1902, стр. 296–297.

Церковные вопросы в России, или русские духовные ведомости Браила. 1896, стр. 40, 47.

Историко-статистическое описание Санкт-Петербургской епархии, – СПб., 1896. вып. 1.

Ссыльные XVIII в. в Архангельском крае // Архангельские губернские ведомости. 1875. № 24–26.

Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896. № 21.

Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 6.

Амвросий (Орнатский), архиепископ. История Российской Иерархии: в 6 т. М. 1807–1815, т. 1, стр. 81.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Киевской Духовной Академии. Киев. 1843.

Дела архива Александро-Невской Лавры и вышедшие два тома описания их.

Письма Феодосия к Петру Великому, Екатерине и др., хранящиеся в Государственном Архиве.

Летописи русской литературы и древностей: в 5 т. / Под ред. Н. Тихонравова. – M., 1859–1863, т. 2 (письмо Иова к Феодосию).

Записки Геннинга-Фридриха Бассевича. М. 1858, ч. 2, а также // Русский архив. М. 1865, № 1, 2, 5, 6.

Берхгольц Ф.В. Дневник камер-юнкера Берхгольца, ведённый им в России в царствование Петра Великого с 1721–1725 год. Пер. с нем. И. Аммон. М. 1857–1860, в 4х ч.

Православный собеседник. Казань. 1897, декабрь, стр. 730–733.

Православный собеседник. Казань. 1907, январь, стр. 106; апрель, стр. 551–556; июль-август, стр. 290.

Исторический вестник. СПб., 1896, апрель, стр. 156, 159.

Православное обозрение. М. 1863, январь, стр. 56–72.

Православное обозрение. М. 1868, июль, стр. 402.

Русская старина. СПб., 1877, т. 18, стр. 719.

Русская старина. СПб., 1879, т. 24, стр. 746; т. 26, стр. 14, 22, 23, 195.

Русская старина. СПб., 1882, октябрь, стр. 304.

Русская старина. СПб., 1886. январь, стр. 19. 20, 34.

Русская старина. СПб., 1888, февраль, стр. 419.

Русская старина. СПб., 1901, январь.– 1904, октябрь, стр. 114.

Русская старина. СПб., 1910, май, стр. 404–422.

Подлинное дело Новгородского архиепископа Феодосия // Русский архив. М. 1864, вып. 2.

Русский архив. М. 1901. Кн. 1, № 3, стр. 359.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П.П. Сойкина. СПб., б. г, т. 2, стр. 1675.

Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М. 1896–1913, т. 25, стр. 346–356.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 19.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 8, ч. 1, стр. 78, 103, 175, 176, 295, 303, 394, 509, 525, 555, 557; ч. 2, стр. 483.

Комментарии для сайта Cackle