Феодосий, святитель, митрополит Московский и всея Руси (Бывальцев)

1475; память в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых

До епископской хиротонии был архимандритом Московского Чудова монастыря.

23 июня 1454 года хиротонисан во епископа Ростовского митрополитом Киевским и всея Руси Ионою († 1461; память 31 марта/13 апреля, 27 мая/9 июня, 15/28 июня) с возведением в сан архиепископа.

В 1455 году владыка Феодосий был осуждён за нарушение церковного устава, которое заключалось в том, что в навечерие Богоявления Господня, случившееся тогда в воскресенье, разрешил мирянам вкушать мясо, а инокам рыбу и молоко, и сам вкушал, несмотря на предостережения со стороны некоторых священников и даже мирян. Митрополит Иона призвал его на Собор в Москву и едва не лишил сана. Однако полное раскаяние и смирение архиепископа Феодосия отвратили гнев митрополита Ионы. После этого случая владыка Феодосий стал чрезвычайно осмотрительным к самому себе, осторожным с паствою и требовательным к духовенству.

В 1458 году архиепископ Феодосий прибыл в Белозерск и здесь написал ко всему местному духовенству окружную грамоту, приглашая их на Собор. «Как вы в продолжение уже четырёх лет моего архиепископства не приходили к соборной Ростовской церкви, чтобы поучиться истинному любомудрию, и от нашего смирения благословения не просите, и наставлений от Божественного Писания и правил святых отцов слышать не хотите, и о церковном исправлении и своём стаде небрежёте, и всячески заблудили от правого пути, то вот я сам, сознавая свой пастырский долг, подвигся прийти сюда к вашей любви ради вашего спасения. Поэтому я созываю Собор в городе Белозерске, в церкви святого Василия, и благословляю вас, чтобы вы все без всякого прекословия явились ко мне на тот Собор ко дню Крещения Господня. А кто не явится, тот будет лишён священства, а если и потом, несмотря на моё запрещение, дерзнёт священствовать, то будет проклят».

3 мая 1461 года архиепископ Феодосий был избран митрополитом Московским и всея Руси. При избрании и поставлении митрополита Феодосия особое значение придавалось согласному волеизъявлению митрополита Ионы, великого князя и освящённого Собора. Василий II незадолго до смерти святителя Ионы сначала созвал епископов, находившихся тогда в Москве, а затем они совместно «поговорили» с митрополитом Ионой о благословении им преемника на «святую Русскую митрополию»; святитель «обговорил... с великим князем», а также с епископами, «избрал и благословил» преемника «на своё место», дал на его имя благословенную грамоту, скреплённую подписью и печатью, и положил на престол в Успенском соборе. Она была обнародована после смерти святителя Ионы, копии с неё были разосланы всем епископам с приглашением в Москву для поставления новоизбранного митрополита. Избрание и поставление митрополита Феодосия ознаменовало собой окончательное установление автокефалии Русской Церкви – уже митрополит Иона не имел утверждения ни Константинопольского патриарха с его Собором, ни Византийского императора, а после падения Константинополя в 1453 году Империя перестала существовать.

Жизнь Русской Православной Церкви в условиях самостоятельности была подчинена задачам внутреннего устроения, противостояния «латинству» и ересям; духовный авторитет Церкви и её поддержка способствовали успехам борьбы против ордынского ига и укреплению государственного единства. Спустя месяц после вступления на кафедру митрополит Феодосий обратился с посланием к Новгородскому владыке Ионе: «Ты знаешь, сын мой, что в Литовскую землю пришёл ученик Исидоров Григорий и что король его принял и дал ему престол Киевский. Если этот Григорий по каким либо делам пришлёт к тебе кого-либо из своих, то ты, помня своё обещание, данное при поставлении твоём и повторенное в твоих грамотах к великому князю и Собору русских епископов, не принимай и ни в чём не проси благословения от того Григория и не внимай его писаниям и поучениям. Да и детей твоих духовных в Новгороде и Пскове укрепляй твёрдо, чтобы они не принимали его благословения и поучения и не посылали к нему ни с чем, чтобы не поколебалась от ересей наша Православная Церковь».

Деятельность митрополита Феодосия была отмечена заботой об исправлении приходского духовенства. Особенную строгость он проявил к духовенству митрополичьей епархии. Митрополит еженедельно собирал священников с целью поучения. Специальные распоряжения касались вдовых священников, которых он приказывал постригать в монахи. Тех священников, которые имели наложниц, предписывалось штрафовать и лишать сана. Многие церкви остались без священников, и действия митрополита вызвали недовольство. Стремление митрополита Феодосия «нужею навести на Божий путь» священников и мирских лиц окончилось, согласно известию Летописного свода, неудачей.

В 1464 году он вынужден был оставить митрополию официально «ради тяжкого своего недуга», а по известию того же свода, из-за непопулярности введённых им строгих дисциплинарных мер: «многыя бо церкви без попов, и начаша его проклинати; он же слышав се разболеся того ради, и здрав бысть и сниде в келию к Михайлову Чюду в монастырь».

В Чудовом монастыре митрополит Феодосий взял на своё попечение одного расслабленного старца и служил ему, омывал его струпы. Около десяти лет провёл митрополит Феодосий в смиренном подвиге.

В конце жизни он перешёл в Троице-Сергиев монастырь, где и скончался 15 октября 1475 года. Погребён в Чудовом монастыре, в Архангельской церкви.

Труды:

Похвальное слово апостолам Петру и Павлу // Известия императорской Академии наук: в 10 т. 1852–1863, т. 3, стр. 322–328.

Слово на Рождество Богородицы // Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. М. 1844–1891, ч. 16, стр. 213.

Сказание о чуде, бывшем при гробе святителя Алексия // Полное собрание русских летописей: в 24 т. / Изд. Археографическою комиссией. СПб., 1841–1921, т. 6, стр. 325.

Послание к духовенству Белозерской страны с обличением в нерадении к званию // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1. № 64.

Пять других посланий // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1, № 57, стр. 78, 275, 276, 277; № 77.

Церковь и семья в их взаимных отношениях. – Полтава. 1907.

Кондаки и икосы на Успение Пресвятой Богородицы.

Послание митрополита Феодосия в Новгород о защите церковной недвижимости и святительских прав Новгородского архиепископа, особенно в сфере суда // Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссией: в 39 т. СПб., 1872–1927, т. 6, № 97.

Послание митрополита Феодосия в Новгород с призывом не иметь с митрополитом Григорием никакого общения // Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссией: в 39 т. СПб., 1872–1927, т. 6, № 95; Русский феодальный архив XIV– первой трети XVI века. М. 1986–1992. Вып. 5, стр. 1006.

Литература:

Толстой М.В. Рассказы из Истории Русской Церкви. М. 1901, стр. 239. прим. 37, с. 274, прим. 18.

Шемякин В.И. Москва, её святыни и памятники. M., 1896, стр. 125, 127.

Титов А.А. Ростовская иерархия, (материалы для истории Русской Церкви). М. 1890.

Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Изд. 2. Владимир, 1901–1902, т. 2, стр. 576.

Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 5, 162, 331.

Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Изд. 2. М. 1903, стр. 370.

Булгаков С.В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1405, 1418.

Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М. 1852, стр. 96.

Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 427.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. Изд. 3. СПб., 1884, стр. 110–111.

Карамзин Н.М. История государства Российского: в 12 т. Изд. 3. СПб., 1842–1843, т. 6. прим. 629.

Иерархи Ростово-Ярославской паствы в преемственном порядке с 992 года до настоящего времени. Ярославль, изд. Яросл. епископ попечительства. 1864.

Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры, составленное по рукописным и печатным источникам профессором Московской Духовной Академии А.В. Горским в 1841 году, с приложениями архимандрита Леонида. М. 1852, стр. 63,

Полное собрание русских летописей: в 24 т. / Изд. Археографическою комиссией. СПб., 1841–1921, т. 3, стр. 141; т. 5, стр. 273; т. 6. –С. 325–326.

Московский кафедральный Чудов монастырь. М. 1896, стр. 45.

Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. СПб., 1891, № 549.

Московский некрополь; в 3 т. СПб., 1907–1908. –Т. 3.С. 415.

Список погребённых в Троице-Сергиевой Лавре от основания оной до 1880 г. [893 имени]. М. 1880, № 65.

Исторический вестник. СПб., 1885, октябрь, стр. 96.

Православный собеседник. Казань. 1867, июнь, стр. 113; ноябрь, стр. 166.

Русский архив, М. 1900. Кн. 2, № 7, стр. 337.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П.П. Сойкина. СПб., б. г, т. 2, стр. 2413.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. СПб., 1890–1907, т. 41 (кн. 82).С. 913 и далее.

Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М. 1896–1913, т. 25, стр. 325–327.

Лурье Я, стр. Феодосий Бывальцев // Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л., 1989. Вып. 2, ч. 2, стр. 456, 457.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 4, ч. 1, стр. 22, 35–39, 45, 72, 275, 279. 281, 284, 290, 511, 514; ч. 2, стр. 31, 40, 41, 93, 100, 105, 160, 171, 209, 229, 251, 253.

Синицына Н.В. Русская Церковь в период автокефалии: Учреждение патриаршества // Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М. 2000, стр. 66, 67.

Комментарии для сайта Cackle