Симон, святитель, митрополит Московский и всея Руси (Чиж)
† 1511, память в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых
С 1490 года – игумен Троице-Сергиева монастыря. Имел прозвище Чиж, о чём сообщает Летопись Типографская (ПСРЛ, Пг., 1921, Пг., т. 24, с. 213); сообщение это подтверждает и список митрополитов в сборнике ГПБ, собр. Погодина, № 1571.
6 сентября 1495 года избран и наречён на Московскую митрополию.
20 сентября 1495 года хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Московского и всея Руси. Поставление Симона на митрополичью кафедру сопровождалось новым и сложным церемониалом. Великий князь сам вручил главе Русской Церкви пастырский жезл и обратился к нему с приветственной речью. После посвящения митрополит Симон ездил вокруг города на осляти, причём осла водил под ним боярин великого князя. Митрополит Симон благословил на великое княжение сначала внука Ивана III Димитрия, а затем его сына Василия Ивановича.
В правление митрополита Симона преимущественно по его почину и всегда под его председательством неоднократно созывались Соборы для решения важнейших вопросов церковной жизни. На Соборе 1503 года, созванном для благоустроения Православной Церкви, был составлен соборный ответ Ивану III о монастырском землевладении. Митрополит Симон был единомышленником и покровителем преподобного Иосифа Волоцкого († 1515, память 9/22 сентября). Принимал активное участие в Соборе 1504 года против ереси жидовствующих. Его поддержка сыграла решающую роль в исходе ссоры между волоколамским игуменом Иосифом Волоцким и архиепископом Новгородским Серапионом († 1516, память 16/29 марта). Незадолго до смерти митрополит Симон «по великого князя слову» взял «прощение» у Серапиона. Митрополит Симон – муж непорочной жизни, великого смирения, украшенный всеми добродетелями.
26 апреля 1511 года митрополит Симон заболел и скончался 30 апреля 1511 года. Однако по другим данным, весной 1511 года он оставил митрополию и уехал в Троицкий монастырь, а скончался 12 января 1512 года (ПСРЛ, т. 24, с. 217.). Погребён был в Архангельской церкви Чудова монастыря. Позже его останки были перенесены в Успенский собор Московского Кремля, где покоятся и доныне.
Митрополит Симон был весьма начитанным человеком, прекрасно знал Священное Писание и каноническую литературу. Об этом свидетельствуют его собственные сочинения и обращённые к нему послания (архиепископов Новгородских Геннадия и Серапиона, преподобного Иосифа Волоцкого). Сохранились рукописи – вклады митрополита Симона: в Троицкий монастырь он вложил Толковый Апостол (ГБЛ, собрание МДА, ф. 173, № 17), а в Московский Успенский собор – Златоструй (ГИМ, Успен. собр. (бум.), № 14) и Евангелие-апракос (Гос. Оружейная палата, № 15004).
Митрополит Симон был хорошим иконописцем; известна написанная им икона Божией Матери Владимирская.
Труды:
Поучение священнослужителям // Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1. № 109.
Ставленная грамота преподобному Корнилию Комельскому от 1 февраля 1501 года // Муравьев А.Н. Русская Фиваида на Севере. СПб., 1855, стр. 60, 61.
Окружное послание о милостыне, собираемой святогорским старцем Герасимом (1495–1505) // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1. № 103.
Послание духовенству в Пермь о соблюдении пастырских обязанностей (22 августа 1501). – Там же, № 112.
Послание мирянам в Пермь против языческих обычаев (22 августа 1501). – Там же. № 112.
Послание во Псков по поводу постановления собора 1503 г. о вдовых священниках (15 июля 1504) // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедицией Академии наук: в 4 т. СПб., 1836, т. 1, 383.
Литература:
Соловьёв С.М. История России с древнейших времён: в 6 кн. Изд. 3. СПб., 1911. Кн. 1, стр. 1400, 1412, 1544, 1555, 1558, 1560.
Карамзин Н.М. История государства Российского: в 3 кн. из 12 т. Изд. 3. СПб., 1842–1843, т. 7. прим. 383.
Шемякин В.И. Москва, её святыни и памятники. М. 1896, стр. 125, 127, 207.
Димитрий (Самбикин), архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковью или местно чтимых: в 14 вып. – Каменец-Подольск, Тверь, 1892–1902. Вып. 8, апрель, стр. 199–204.
Житие святителя Серапиона, архиепископа Новгородского. – Свято-Троицко-Сергиева лавра. 1912, стр. 14, 15, 19, 22, 25, 45.
Строев ПМ. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 5, 138.
Булгаков С.В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1405.
Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Изд. 2. М. 1903, стр. 366.
Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М. 1852, стр. 97.
Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Изд. 2. – Владимир, 1901–1902, т. 2, стр. 372.
Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 427.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 13.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. Изд. 3. СПб., 1884, стр. 122.
Московский кафедральный Чудов монастырь. М. Свято-Троице-Сергиева лавра, 1896, стр. 45.
Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 кн., 2 кн. доп. М. 1903–1911, 1908, 1916, доп. т. 2, стр. 443, прим. 2.
Московский некрополь; в 3 т. СПб., 1907–1908, т. 3, стр. 103.
Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. СПб., 1891, № 522.
Русская старина. СПб., 1882, апрель, стр. 83; июнь, стр. 64.
Православный собеседник. Казань. 1867, июнь, стр. 150.
Русский архив. М. 1895. Кн. 1, № 1, стр. 15.
Русский архив. М. 1900. Кн. 2. № 7, стр. 333.
Полный православный богословский энциклопедический словарь; в 2 т. / Изд. П.П. Сойкина. СПб., б. г, т. 2, стр. 2061.
Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М. 1896–1913, т. 8, стр. 493–494.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 4, ч. 1, стр. 68, 78, 82–85, 179, 185, 209, 233, 268, 328, 340, 341, 490; т. 4, ч. 2, стр. 15.
Буланин Д.М. Симон (по прозвищу Чиж) // Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л., 1989. Вып. 2, ч. 2. – С, 336–339.
Синицына Н.В. Русская Церковь в период автокефалии; учреждение патриаршества // Православная энциклопедия. М. 2000. – Русская Православная Церковь, стр. 73.