Феодор, святитель, епископ Ростовский

† 1023, память 8/21 июня, 23 мая/5 июня в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня/ 6 июля в Соборе Владимирских свят

По происхождению грек. Прибыл в Киевскую Русь из Константинополя в свите духовных лиц, сопровождавших святителя Михаила, митрополита Киевского († 992, память 30 сентября/13 октября), который крестил великого князя Владимира († 1015; память 15/28 июля) в 987 году в Корсуни.

После крещения киевлян летом 988 года великий князь Владимир вместе с сыновьями и первым митрополитом Киевским Михаилом объезжали русские города, ревностно распространяя христианство. В Чернигов, Белгород, Переяславль, Новгород, Владимир-Волынский были поставлены епископы.

В 990 году митрополит Михаил посвятил в сан епископа сопровождавшего его святителя Феодора и назначил его на новоустроенную кафедру в Ростове Великом. Рукописное житие святителя Леонтия Ростовского († 1164; память 23 мая/5 июня) свидетельствует: «Бысть первый епископ Ростову Феодор и крести Ростовскую землю и Суздальскую».

В первый же год святитель воздвиг в Ростове христианский храм (из дуба) в честь Пресвятой Богородицы, который простоял 168 лет. Усердие епископа к распространению христианства озлобляло язычников. Множество обид пришлось вынести святителю от идолопоклонников, подстрекаемых волхвами. Они постоянно оскорбляли и унижали святителя. В результате он был вынужден покинуть Ростов Великий. По выражению Степенной книги, святитель «изнемог» от упорных язычников и «неверных людей», не принимавших крещения.

Святитель Феодор поселился в местности, где позднее возник город Суздаль. В кратком рукописном сказании о святителе Феодоре, хранившемся в ризнице Суздальской соборной церкви, повествуется: «Приям святитель Феодор паству словесных овец в Суждальской стране и, видя их помраченными, начал, возлагая на Бога упование, сеяти семя слова Божия, идольские капища разрушая; храмы же святые во славу Божию созидая и украшая. Зряще бо народи богоугодное житие его и кроткий нрав и слыша богодухновенное учение его, по премногу удивляшася, обращахуся в веру Христову и приимаху святое крещение».

Таким образом, суздальская местность, входившая в то время в состав Ростовской епархии, обязана христианским просвещением святителю Феодору, который поэтому и был поименован впоследствии Суздальским. Ревностная архипастырская деятельность епископа Феодора навсегда осталась в благодарной памяти края, вписавшего столь славные страницы в историю России. Память о его проповеди сохранилась впоследствии в стенной надписи 1635 года над мощами святителя Феодора.

Епископ Феодор преставился в Суздале, но летописи не сообщают года его блаженной кончины; по некоторым сопоставимым данным, её можно отнести ко времени не позднее 1023 года. Дата прославления святителя точно неизвестна, но, в соответствии с древним преданием, обретение его святых мощей произошло ещё до нашествия хана Батыя, до 1237 года.

В 1754 году епископ Суздальский и Юрьевский Порфирий (Крайский; † 1768) предлагал Святейшему Синоду освидетельствовать мощи епископа Феодора. Указом от 27 августа 1755 года Святейший Синод постановил: «Нет никакого сумнительства, вновь освидетельствовать несть потребы, а оставить в таком же, как доныне были, состоянии и почитании».

В 1794 году стараниями епископа Суздальского и Владимирского Виктора (Онисимова; † 1817), нетленные мощи святителя Феодора были положены в раку из позолоченного серебра и открыто почивали с тех пор по левую сторону от иконостаса в Суздальском соборном храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Над мощами святителя ещё с 1635 года существует настенная надпись: «В лето 6948 первый благоверный и великий князь Владимир просвети Суждальскую землю святым крещением и паству вручи епископу Феодору». Служба святителю Феодору, а также его Житие, написаны иноком Григорием, подвизавшимся в Суздальском Евфимиевом монастыре. В иконописном подлиннике о святителе Феодоре сказано: «Подобием сед, брада аки Василия Великаго, подоле; ризы святительские и омофор, на главе клобук белый».

Литература:

Протопопов Д.И. Жития святых, чтимых православною российской церковью...: в 12 т. – M., 1884–1885, июнь, стр. 147–149.

Амвросий (Орнатский), архиепископ. История Российской иерархии: в 6 т. M., 1807–1815, т. 1, стр. 114.

Титов А.А. Ростовская иерархия, (материалы для истории Русской Церкви). M., 1890.

Титов А.А. Суздальская иерархия, (материалы для истории Русской Церкви). М. 1892, – Вып. 4.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно: Опыт описания жизни их: в 3 т. Изд. 3. СПб., 1882, т. 2, июнь, стр. 66–68.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. СПб., 1864–1886, т. 1, стр. 6, прим. 25.

Нарбеков В.А. Третий Областной историко-археологический съезд во Владимире 1906 г. 20–26 июня. Чит. на заседаниях Церковного историко-археологического общества Казанской епархии 20 и 27 февраля, 13 и 20 марта 1907 года. Казань. 1907, стр. 100.

Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых / Сост. Д.А. Эристов, M.Л. Яковлев. СПб., 1862, стр. 243–244.

Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Изд. 2. Владимир, 1901–1902, т. 2, стр. 153.

Толстой М.В. Рассказы из Истории Русской Церкви. М. 1901, стр. 16, 47.

Толстой М.В. Древние святыни Ростова Великого. Изд. 2. М. 1860.

Голубинский Е Е. История Русской Церкви: в 2 т. М. 1880, т. 1, 1-я половина, стр. 174.

Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М. 1903, стр. 143, 426, 555.

Барсуков Н.П. Источники русской агиографии. СПб., 1882, стр. 590.

Булгаков С.В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1417.

Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 99.

Никоновская летопись // Полное собрание русских летописей: в 24 т. / Изд. Археографическою комиссией. СПб., 1841–1921, т. 1, стр. 105.

Летопись о ростовских архиереях с примеч. чл. корр. А.А. Титова / Изд. Общества любителей древней письменности. СПб., 1890. Иерархи Ростово-Ярославской паствы в преемственном порядке с 992 года до настоящего времени. – Ярославль, изд. Яросл. епископ попечительства, 1864.

Книга степенная царского родословия // Полное собрание русских летописей: в 24 т. / Изд. Археографическою комиссией. СПб., 1841–1921; 1908, 1, стр. 153.

Полное собрание русских летописей: в 24 т. / Изд. Археографическою комиссией. СПб., 1841–1921, т. 1, стр. 150; т. 2, стр. 88.

Краткое описание о св. святителях Феодоре и Иоанне Суздальских чудотворцах. Владимир, 1885.

Сергий (Спасский), архиепископ. Верный месяцеслов всех русских святых. М. 1903, стр. 19.

Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. СПб., 1891, № 669.

Русский провинциальный некрополь / [Шереметевский В.В.]. М. 1914, т. 1, стр. 996.

Православный собеседник. Казань. 1858, февраль, стр. 299.

Православный собеседник. Казань. 1860, май, стр. 77–78.

Православный собеседник. Казань. 1901. март, стр. 302–303.

Исторический вестник. СПб., 1886, т. 23, стр. 76.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П.П. Сойкина. СПб., б. г, т. 2, стр. 2412.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. СПб., 1890–1907, т. 41, стр. 902.

Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М. 1896–1913, т. 25, стр. 316.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 22.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 2, стр. 20, 32, 38, 46, 105, 109, 138, 397, 425, 429, 452.

Минея июнь. М. 1986, ч. 1, стр. 234–235.

Комментарии для сайта Cackle