Трифон, святитель, архиепископ Ростовский, Ярославский и Белозерский

1468; память 23 мая/5 июня в Соборе Ростово-Ярославских святых

Время и место рождения неизвестны.

С 1453 года – архимандрит Московского Новоспасского монастыря. Был духовником великого князя Московского Василия Васильевича Тёмного.

13 мая 1462 года хиротонисан во епископа Ростовского и Ярославского с возведением в сан архиепископа.

6 августа 1467 года отказался от епархии и поселился в Спасо-Ярославском монастыре.

Скончался 30 декабря 1468 года. Погребён в Спасо-Ярославском монастыре рядом с епископом Ростовским и Ярославским Прохором († 1328), под каменной часовней монастыря.

Почитался народом как благочестивый подвижник за праведную и богоугодную жизнь.

Архиепископ Трифон – свидетель знаменательного события в жизни города Ярославля – открытия мощей святого благоверного князя Ярославского и Смоленского Феодора Ростиславича Чёрного († 1299) и его сыновей Давида († 1321) и Константина († до 1321), которое состоялось 5 марта 1463. Тела этих праведников по какой-то неизвестной причине оставались не преданными земле в продолжение более чем ста лет, и гробы стояли в склепе под церковью Спасского монастыря в Ярославле. В правление последнего Ярославского князя в 1463 году архимандрит Христофор стал ходатайствовать перед князем о разрешении похоронить покойных князей. Но во время предшествовавшей погребению торжественной панихиды произошло несколько исцелений. Тогда отложили намерение погребать их и оставили на прежнем месте. Начавшиеся от мощей чудотворения продолжались, и о них было сообщено архиепископу Трифону в Ростов. Но архиепископ Трифон, по словам «Сказания о прославлении мощей», «неверием обдержим, не имяше веры (к чудесам), мняше волшебство быти». Побуждённый этим неверием, он послал в 1467 году в Ярославль своего соборного протопопа Константина, «да шед посмотрит мощей чудотворцевых и видит, исцеления от них по правде ли будут». Протопоп, также не имея твёрдой веры о совершившихся чудесах и не встретив в обители ожидаемого почёта к своей особе, накричал на архимандрита Спасского монастыря и так грубо приступил к осмотру мощей, что разорвал схимнический аналав на князе Феодоре Ростиславиче. По словам «Сказания», он внезапно поражён был тяжкою болезнью, от которой избавился только после долговременного пребывания при мощах для слёзного раскаяния в своём грехе. Владыка Трифон, услышав о случившемся с протопопом, впал в расслабление, отказался от кафедры и приказал немедленно везти себя в Ярославль, в Спасский монастырь, к мощам чудотворцев, при которых и оставался до конца своих дней, оплакивая своё неверие.

Литература:

Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Изд. 2. М. 1903, стр. 77, 342.

Толстой М.В. Рассказы из Истории Русской Церкви. М. 1901, стр. 117, прим. 5.

Булгаков С.В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1418.

Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 398.

Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 142.331.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 23.

Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. М. 1892–1898, ч. 1, стр. 50. Описание Псково-Печерского первоклассного монастыря. М. 1909, стр. 64.

Исторический вестник. СПб., 1895, август, стр. 398.

Исторический вестник. СПб., 1904, февраль, стр. 706.

Журнал Московской Патриархии. M., 1945, № 12, стр. 45.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – M., 1994–1997, т. 4, ч. 1, стр. 39, 296, 297; ч. 2, стр. 31

Комментарии для сайта Cackle