Тихон, митрополит Казанский и Свияжский (Воинов Тимофей Васильевич)

Родился 21 февраля 1655 года в Нижнем Новгороде.

8 апреля 1677 года пострижен в монашество в патриаршем Благовещенском монастыре в Нижнем Новгороде.

3 июля 1679 года назначен патриаршим ризничим.

22 февраля 1692 года рукоположен во иеромонаха.

3 апреля того же года возведён в сан архимандрита Московского Новоспасского монастыря.

21 апреля 1695 года хиротонисан во епископа Сарского и Подонского с возведением в сан митрополита.

25 марта 1699 года переведён митрополитом Казанским и Свияжским.

Скончался 24 марта 1724 года. Погребён в соборной Казанской церкви.

При назначении на Казанскую кафедру митрополита Тихона царь Пётр I поставил перед ним задачу начать миссионерскую работу среди инородцев, прежде всего царь имел в виду черемисов (марийцев), которые активно участвовали в восстании Степана Разина. Первыми миссионерами были священник Феодор Раифский и его сын, молодой иеромонах Алексий, оба они владели языком черемисов. В 1701–1705 годах миссионерам удалось близ Казани крестить 3.500 черемисов, для которых было сооружено семь храмов. В 1709 году митрополит основал в Казани первую школу для сыновей новокрещенных, которую посещали 32 ученика, в большинстве своём чуваши. По Часослову их обучали русской письменности, а также церковному пению. Митрополит надеялся, что таким образом сможет воспитать и дать начальное образование клирикам, знающим языки инородцев. В период его управления Казанской епархией были крещены ещё 438 черемисов. Для усиления миссионерской деятельности митрополит Тихон между 1720 и 1724 годами восстановил запустелый Юнгинский Спасский монастырь, который позднее стал одним из центров миссионерской деятельности. 2 ноября 1722 года царь Пётр I издал указ об освобождении новокрещенных от рекрутчины, затем последовал дополнительный указ Сената, освободивший новокрещенных черемисов на три года от налогов.

Митрополит Тихон писал царю и Святейшему Синоду о необходимости большего числа школ и сельских церквей. Для этого нужны были средства, которых казна выделяла крайне мало. Собственных денег епархии не хватало из-за возросших в связи со шведской войной государственных налогов. Ежегодное пособие в 1.000 рублей, выделенное Сенатом 1 сентября 1720 года на школьные нужды, перестало поступать уже в следующем году. Из синодальных средств митрополит Тихон получил для миссии лишь 666 рублей, сумма совершенно недостаточная. Ранее он уже сообщал Святейшему Синоду, что 30.000 старокрещенцев, т. е. потомков татар, принявших крещение в XVI и XVII веках, не имели ни священников, ни храмов, из-за чего многие семьи отпали от Православия. Как выход из создавшегося положения митрополит Тихон предложил Святейшему Синоду насильственные меры, например, запрет погребений на мусульманских кладбищах и разрушение этих кладбищ. Далее, – говорил митрополит, – надо определить детей из этих семей в школы и основать новые, а главное – государственная власть должна поддержать миссионерство всеми средствами. Этот жёсткий план осуществлён не был.

В Казанской епархии митрополит Тихон вёл также усиленную борьбу с расколом, который был сильно распространён в его епархии. Святитель остался в памяти знавших его как архипастырь благочестивый, заботливый о благе своей паствы. Отличался любовью к храмоздательству. В Нижнем Новгороде над гробом родителей выстроил Благовещенский собор. Большую часть своего имущества он завещал на построение храмов и монастырей.

Исполняя указ царя Петра I о заведении школ при архиерейских домах и монастырях, митрополит Тихон собрал более пятидесяти учеников и открыл при Казанском Феодоровском Троицком монастыре школу, которая по регламенту должна была содержаться за счёт монастырей. Но монастыри не скоро стали доставлять содержание школе, преосвященный же одними своими собственными доходами не мог содержать всех учеников. Поэтому они вскоре были распущены, осталось только пять человек.

К основным реформам Петра I митрополит Тихон, как и многие представители древней русской иерархии, относился неблагосклонно, но поддерживал царя в его реформах, способствующих укреплению Российского государства, жертвуя денежные суммы на содержание войск.

Литература:

Леонид (Кавелин), иеромонах. История церкви в пределах нынешней Калужской губернии и калужские иерархи. Калуга, 1876, стр. 106, 107.

Булгаков С.В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1401.

Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872, № 1.

Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 243.

Толстой М.В. Рассказы из Истории Русской Церкви, М. 1901, стр. 599.

Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 144, 289, 1036.

Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896, № 1.

Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православных исповеданий Российской империи. Изд. 2. СПб., 1879, т. 1, стр. 31, № 212315.

Сказание о чудотворной иконе Божией матери Грузинской, СПб., 1886, стр. 65.

Известия по Казанской епархии. 1888, № 13, стр. 325; № 18, стр. 596–597.

Известия по Казанской епархии. 1899. № 15, С, 702, 703, 705, 710.

Известия по Казанской епархии. 1902. № 6, стр. 264–266.

Известия по Казанской епархии. 1907, № 42, стр. 1312.

Православный собеседник. Казань. 1900, апрель, стр. 473.

Православный собеседник. Казань. 1901, январь, стр. 1719.

Православный собеседник. Казань. 1907, сентябрь, стр. 419, 420, 433; ноябрь, стр. 698.

Православный собеседник. Казань. 1915, июль-август, стр. 397.

Православный собеседник. Казань. 1858, август, стр. 565–566.

Православный собеседник. Казань. 1859, май, стр. 8688.

Самарские епархиальные ведомости. 1878, № 22, стр. 454.

Симбирские епархиальные ведомости. 1898, № 17, стр. 6.

Симбирские епархиальные ведомости. 1901, №4, стр. 131.

Русская старина. СПб., 1887, июль, стр. 2.

Русская старина. СПб., 1907, т. 130, стр. 90.

Русский архив. М. 1899. Кн. 2, № 6.–С. 360.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А.П. Лопухина и Н.Н. Глубоковского. СПб., 1900–1911, т. 7, стр. 707.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П.П. Сойкина. СПб., б. г, т. 2, стр. 1138.

Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М. 1896–1913, т. 20, стр. 580.

Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 144.

Н. Д[урново] Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 40, 49.

Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700–1917// Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 8, ч. 1, стр. 63; ч. 2, стр. 213–214.

Комментарии для сайта Cackle