Тимофей, архиепископ Смоленский и Дорогобужский
Котляров [Вещезеров] Трофим Тимофеевич
Родился 23 июля 1782 года в селе Костырях Рославльского уезда Смоленской губернии в семье священника.
Первоначально обучался в Смоленской духовной семинарии.
1 сентября 1800 года поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию.
В 1806 году окончил курс академии и 1 сентября определён учителем Смоленской духовной семинарии.
10 июля 1817 года назначен инспектором семинарии, профессором философии и смотрителем уездных и приходских училищ.
18 ноября 1821 года пострижен в монашество;
20 ноября рукоположен во иеродиакона;
21 ноября рукоположен во иеромонаха.
9 июля 1822 года возведён в сан архимандрита и определён настоятелем Смоленского Троицкого монастыря.
1 сентября 1822 года назначен ректором Харьковского коллегиума.
7 октября 1828 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии.
С 24 февраля 1834 года – епископ Смоленский и Дорогобужский.
26 августа 1856 года возведён в сан архиепископа.
16 мая 1859 года уволен на покой в Поречскую Ордынскую пустынь Смоленской епархии.
24 июля 1862 года скончался. Погребён в Ордынской пустыни, в правом приделе Софийского собора.
Епископ Тимофей снискал расположение императора Николая I в связи с известным возмущением военных поселян в 1831 году. Граф А.А. Аракчеев, скрываясь от возмутившейся толпы, прожил несколько дней и ночей в Хутынском монастыре у владыки Тимофея, переодетый в крестьянское платье. Когда на первой панихиде по убитым во время возмущения иеродиакон возгласил «о убиенных рабех Божиих», владыка Тимофей громко повелел говорить: «о невинно убиенных рабех Божиих». Между присутствующими поселянами произошло волнение, но епископ Тимофей ещё громче повторил своё приказание и потом произнёс увещание на тему о раскаянии и признании вины, заключив: «Кровь невинных вопиет на вас пред Господом». Через два часа после панихиды прибыл на место происшествия император Николай I и был свидетелем ещё продолжавшегося волнения. Владыка Тимофей был награждён орденом святой Анны I степени, но без упоминания этого события в рескрипте, а вскоре, в 1834 году, владыка Тимофей был назначен на Смоленскую кафедру. В этом назначении выразилась особая милость к нему императора, ибо во избежание непотизма2 обычно не назначали епископов на места их рождения.
Владыка Тимофей и сам был, по-видимому, не очень доволен назначением в родные места и первую свою проповедь начал словами: «Несть славен пророк в отечестве своем», которые ему впоследствии неоднократно приходилось повторять в защиту от своих многочисленных недоброжелателей, упрекавших его более всего в непотизме.
Архиепископ Тимофей отличался глубоким благочестием, простодушием, искренностью, которые сильнее слов действовали на паству. Очень уважаем был в Новгороде за свою ревность о Боге, правдивость и удивительное нестяжание. Служение его в Смоленской епархии продолжалось 25 лет. Его стараниями в Смоленске был укреплён Богоявленский собор (1840–1843), построен придел во имя святого мученика Меркурия Смоленского. В 1852 году построил двухэтажный корпус для Вельского духовного училища. Главной заслугой преосвященного Тимофея является учреждение им женского духовного училища для девиц из семей духовного сословия при Вяземском Аркадьевском девичьем монастыре (1849). Nepotismus, от итал. nepote «племянник». Непотизм обозначал обычай предоставлять самые доходные и почеьные места своим родственникам. Прим. ред.
Архиепископ Тимофей усердно боролся против раскола, за что в 1855 году получил благодарность от Святейшего Синода.
В 1856 году награждён орденом святого Владимира большого креста. Ежедневно поучал паству как в храме, так и вне его. Приходившим к нему за благословением говорил: «Да научит тебя Господь творить волю не свою, а Божию». В епархиальных делах был крайне недоверчив. Малейшая неприятность со стороны высшего начальства повергала его почти в болезненное состояние, он хотел, чтобы и мимолётная тень не падала на него и на окружающих его. После выговора кому-либо, даже заслуженного, всегда просил прощения. Особенным расположением его пользовались монастыри и монашествующие, почему его называли «монахолюбивым». Архиепископ Тимофей любил уединение, и когда ушёл на покой, всё время проводил в молитве, чтении и благочестивом размышлении.
Литература:
Санковский А.В. Краткое описание церквей Смоленской епархии. – Смоленск, 1898, вып. 1, стр. 15, 31, 38, 140.
Кедров Д. Пути Промысла Божия в событиях недавнего прошлого (сборник назидательных рассказов). Изд. 2, стр. 95.
Жмакин В.И., протоиерей. Игумения Вяземского Аркадиевского монастыря Августа (в миру княжна Ширинская-Шихматова). М. 1897, стр. 93, 116, 146.
Булгаков С.В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. – Киев. 1913, стр. 1413.
Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 775.
Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872, № 263.
Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 592, 596.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 20. 33.
Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М. 1852, стр. 493, 494.
Зверинский В.В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем: в 3 т. СПб., 1890–1897, т. 2, стр. 255.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896. № 263.
Памятная книжка Смоленской губернии на 1862 год. Смоленск, 1862. Отд. 2, Материалы для истории и статистики, стр. 37, 38.
Историко-статистическое описание Смоленской епархии. СПб., 1864, стр. 145, 373.
Ордынская пустынь Смоленской епархии. СПб., 1873, стр. 15, 40.
Христианское чтение. СПб., 1890, январь-февраль, стр. 112.
Русская старина. СПб., 1885, октябрь, стр. 163.
Русская старина. СПб., 1887, январь, стр. 33; март, стр. 664.
Странник. СПб., 1862, № 312, С. 491–493.
Смоленские ведомости, 1879, № 10, стр. 396–419.
Душеполезное чтение. М. 1897, ч. 2, стр. 132, 418–419, 426, 428, 431, 641, 644, 645.
Душеполезные размышления. М. 1878–1887; 1884, стр. 170.
Журнал Московской Патриархии. М. 1945, № 7, стр. 49, 50.
Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. М. 1903–1912, т. 7, стр. 460, 465–474.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П.П. Сойкина. СПб., б. г, т. 2, стр. 2082.
Русский биографический словарь: в 25 Т. СПб.; М. 1896–1913, т. 20, стр. 553–555.
* * *
Nepotismus, от итал. nepote «племянник». Непотизм обозначал обычай предоставлять самые доходные и почеьные места своим родственникам. Прим. ред.