Стефан, митрополит Рязанский и Муромский, местоблюститель патриаршего престола (Яворский Семён Иванович)
Родился в 1658 году в польском местечке Явор или Яворов в мелкопоместной шляхетской семье. Местечки с названием Яворов есть и в Галиции, и на Волыни, но биографы Стефана не смогли установить, с каким из них связано имя патриаршего местоблюстителя. Отец Стефана ещё в ранней молодости переселился в деревню Красиловка близ Нежина, чтобы избежать преследования со стороны униатов.
Приблизительно в 1683 году Стефан поступил в Киево-Могилянскую коллегию, где проучился до 1684 года. Здесь на него обратил внимание его учитель, иеромонах Варлаам (Ясинский; † 1707), ставший позднее архимандритом Киево-Печерского монастыря, а затем Киевским митрополитом.
Вероятно, Варлаам (Ясинский) посоветовал Стефану отправиться для завершения духовного образования за границу. Чтобы поступить в иезуитское училище, Яворский, как и другие его современники, принял католичество. На юго-западе России это было делом обычным. Впрочем, учителя-иезуиты мало верили в то, что перемена вероисповедания происходила по убеждению; во многих случаях по окончании коллегии учащиеся снова возвращались в Православие. Стефан изучал философию в Львове и Люблине, а затем богословие в Вильно и Познани; усвоил все начала схоластической премудрости, искусно писал стихи на латинском, польском и русском языках, писал великолепные панегирики. В польских школах он основательно познакомился с католическим богословием и усвоил враждебное отношение к протестантизму.
В 1689 году Стефан вернулся в Киев, принёс покаяние в своём отречении от Православной Церкви и был принят снова в её лоно, но римско-католическое влияние присутствовало в его богословских взглядах всю жизнь, сказавшись особенно сильно в его резком неприятии протестантизма. Эти факты из жизни Стефана послужили в дальнейшем для его врагов поводом называть его «папистом».
В 1689 году по совету Варлаама (Ясинского) он принял монашество и проходил монашеское послушание в Киево-Печерской лавре.
В 1690 году митрополитом Киевским Варлаамом (Ясинским) Стефан был определён в Киевскую коллегию сначала учителем риторики и пиитики, затем, в следующем 1691 году, префектом и профессором философии, а позднее и профессором богословия.
В 1697 году Стефан стал известным проповедником и был назначен игуменом Свято-Никольского Пустынного монастыря, который тогда находился вне Киева.
Он был ближайшим помощником Киевского митрополита Варлаама (Ясинского) в его сношениях с московским правительством, неоднократно исполнял различные церковно-административные поручения и ездил в Москву. В январе 1700 года митрополит, отправляя Стефана с другим игуменом в Москву, послал с ним письмо патриарху, в котором просил учредить Переяславскую епархию и поставить епископом одного из двух игуменов, присланных им. Он не пробыл в Москве и нескольких недель, как, благодаря неожиданному происшествию, на него обратил внимание молодой царь Пётр I. В это время умер один из ближайших сподвижников царя воевода А.С. Шеин и на погребении его, в присутствии царя, проповедь поручили говорить игумену Стефану (Яворскому). Петру I понравилась и проповедь, и сам проповедник. Он указал патриарху Адриану посвятить Стефана в архиереи в какую-нибудь из великорусских епархий, «где прилично, не в дальнем расстоянии от Москвы», Стефан, тяготевший к Киеву, пытался отказаться от этой чести, но 7 апреля 1700 года он был хиротонисан во епископа Рязанского и Муромского с возведением в сан митрополита.
16 декабря 1701 года после смерти патриарха Адриана, по указанию царя, Стефан назначен местоблюстителем патриаршего престола.
Выбирая Стефана, Пётр I видел в нём прежде всего человека учёного, с западным образованием, которого он не находил среди московского духовенства. Пётр I назначил Стефана также проректором Московской Славяно-греко-латинской академии, где тот ввёл в число предметов латынь, а к преподаванию привлёк учёных из Киева. Кроме того, в глазах Петра I Стефан был человеком новым, свободным от традиций старой московской партии, Однако для Петра I Стефан оказался слишком консервативным. Пока деятельность Петра I была посвящена политике, войне и заботам о просвещении, Стефан вполне сочувствовал ей. Ранние проповеди Стефана, посвящённые военным успехам Петра I – взятию Шлиссельбургской крепости, основанию Петербурга, победе под Полтавой, носят чисто панегирический характер. Но это отношение к Петру I и его делам мало-помалу менялось.
Церковно-административная деятельность Стефана была незначительна, власть местоблюстителя, сравнительно с патриаршей, была ограничена Петром I. В духовных делах в большинстве случаев Стефан должен был совещаться с собором епископов. С течением времени ограничения церковной власти со стороны царя усилились. Он решил уничтожить патриаршество, в церковные суды ввёл представителей гражданской власти. В результате всего этого митрополит Стефан оказался в рядах приверженцев старины, стал помехой Петру I и терял мало-помалу своё влияние. Собственно, митрополит Стефан по складу своей жизни, по своему образованию вовсе не был приверженцем старины, но католические принципы, им усвоенные, мешали ему сочувствовать преобразователю, благоволившему к протестантам и протестантизму. Иногда содержание его протеста совпадало с содержанием протеста, шедшего из партии приверженцев старины. Как и последние, митрополит Стефан не соглашался с царём в вопросах о размере церковной власти. В своих проповедях он нередко делал неприязненные намёки на действия царя. Неудовлетворённость своим положением с течением времени стала тяготить Стефана, хотя он не был ни гордецом, ни карьеристом. Сознавая свою неспособность к открытой борьбе, митрополит не раз просил об увольнении, но тщетно.
В 1706 году Стефан ездил в Киев, откуда с большой неохотой вернулся в Москву. Когда в 1707 году умер Киевский митрополит Варлаам (Ясинский), Стефан обратился с просьбой к царю освободить его от местоблюстительства и назначить митрополитом в Киев, но Пётр I не согласился. Пётр I держал его при себе до самой его смерти, проводя под его иногда вынужденным благословением все неприятные для Стефана реформы. У митрополита Стефана не хватало силы открыто разорвать с царём, и в то же время он не мог примириться с происходящим. Своё резкое осуждение церковной политики царя Стефан высказал в проповеди «О соблюдении заповедей Божиих», произнесённой им в день святого Алексия, человека Божия, 17 марта 1712 года. В заключение своей проповеди Стефан восклицал: «Молим убо, святче Божий: покрый твоего тезоименника, нашу едину надежду, покрый его в крове крыл твоих, яко любимаго птенца, яко зеницу, от всякаго зла соблюди невредимо!» Хотя это было произнесено ещё до открытого разрыва царевича с Петром I, противопоставление отца сыну слишком явственно, а симпатии Стефана к Алексею и его взглядам вместе с критикой в адрес Петра I слишком очевидны. Именно по этой причине Стефану было запрещено выступать с проповедями в течение трёх лет. С этого момента отчуждение между Петром I и Стефаном всё увеличивалось. Сенат тем временем вызывал местоблюстителя на свои заседания, как будто тот был подчинён Сенату, и требовал от него отчёта. Царю быстро доложили об этом, и Пётр I оставил Стефана в покое, но сохранил в силе сенаторское запрещение ему проповедовать.
В 1713 году началось дело лекаря Дмитрия Тверитинова и других, увлекавшихся лютеранством. В ходе расследования, которое производилось Преображенским приказом и духовными судьями, назначенными митрополитом Стефаном, было обнаружено отступничество Тверитинова, равно как и большая популярность его взглядов среди населения. Тем не менее, Пётр I был против публичного осуждения и наказания Тверитинова и его последователей, требуя от Стефана ограничиться наложением на виновных епитимии. Стефан не согласился с таким исходом дела. Тверитинов бежал из Москвы в Петербург, где нашёл защитников в кругу сенаторов. Теперь сам Сенат взял на себя ведение этого дела, 14 июня 1714 года он признал Тверитинова православным и представил Стефану торжественно объявить о православии Тверитинова и его сторонников. Стефан считал для себя невозможным выполнить распоряжение Сената и 28 октября 1714 года представил Петру I подробный доклад об этом деле. Государю не понравилось непослушание митрополита Стефана, равно как и его выпады против иностранцев-протестантов, помощью которых царь так дорожил. 14 декабря последовал сенатский указ, вызывавший Стефана в Петербург, но не как представителя Русской Церкви, а как свидетеля по делу Тверитинова. Таким образом, возникло положение, при котором Стефан из обвинителя превращался в обвиняемого, что он и почувствовал немедленно после начала заседаний. Позже Стефан описывал в письме к Петру I, как унижали его в Сенате и как сенаторы «с великим стыдом и жалем» изгнали из «судебной избы». Сенату не удалось полностью осуществить свои намерения в этом деле, потому что некоторые из приверженцев Тверитинова оказались более упорными, чем их учитель. Так, Фома Иванов, отправленный на покаяние в Чудов монастырь, расколол там топором несколько икон, в результате чего его присудили к сожжению на костре как нераскаянного еретика. Другие по совершении покаяния были разосланы по монастырям. Сам Тверитинов, выказавший надлежащее раскаяние, спустя некоторое время, в 1718 году, был отпущен на волю. Принеся покаяние, он просил Святейший Синод о помиловании. В 1723 году Синод снял с него отлучение и снова принял его в лоно Церкви. Известное сочинение митрополита Стефана «Камень веры», направленное против протестантизма вообще и против его распространения в России в частности, было написано и под впечатлением дела Тверитинова.
В 1718 году во время суда над царевичем Алексеем царь Пётр I дал указание митрополиту Стефану приехать в Санкт-Петербург и не разрешал ему выезжать до самой смерти, лишая его этим даже той незначительной власти, которой он отчасти пользовался. Приблизительно в это же время возник инцидент с игуменом Феофаном (Прокоповичем; † 1736). Митрополит Стефан не желал, чтобы игумен Феофан получил епископское звание. Он видел в его учениях, в его лекциях сильные следы протестантского влияния, считая его кальвинистом и еретиком. Царь же, выслушав оправдания игумена Феофана, назначил его 7 апреля 1718 года епископом Псковским. Митрополит Стефан должен был принести извинения перед епископом Феофаном. Он сделал это, чувствуя себя правым. Церковно-административная деятельность Стефана совершенно прекратилась; он не принимал никакого участия в подготовительных действиях к церковной реформе, без него писался Духовный регламент, церковное управление также шло мимо его рук. Пытался было митрополит Стефан выяснить своё положение и в 1718 году спрашивал царя:
1) возвратиться ли ему в Москву или жить в Санкт-Петербурге;
2) где жить в Санкт-Петербурге;
3) как управлять ему издали своей епархией;
4) вызывать ли архиереев в Санкт-Петербург;
5) как замещать архиерейские места.
Царь предписал ему жить в Санкт-Петербурге, построить подворье на свои деньги, Рязанской епархией управлять через Крутицкого архиепископа. И в заключение царь писал: «...а для лучшего впредь управления мнится быть удобно Духовной коллегии, дабы удобнее такие великие дела исправлять было возможно». В феврале 1720 года устав Духовной коллегии был утверждён; через год был открыт Синод. Президентом Синода царь назначил митрополита Стефана, меньше всех других сочувствовавшего этому учреждению. Стефан отказывался подписывать протоколы Синода, не бывал на его заседаниях и никакого влияния на синодальные дела не имел. Царь, очевидно, держал его только для того, чтобы, пользуясь его именем, придать известную санкцию новому учреждению. За всё время пребывания в Синоде митрополит Стефан находился под следствием по политическим делам в результате постоянной клеветы на него. При расследовании оговоры оказывались не имеющими оснований, выяснялась его невиновность, но постоянные допросы сокращали жизнь митрополита Стефана.
27 ноября 1722 года митрополит Стефан умер в Москве, на Лубянке, в Рязанском подворье. В тот же день тело его вынесено в Троицкую при Рязанском подворье церковь, где оно и стояло до 19 декабря, то есть до прибытия в Москву императора Петра I и членов Святейшего Синода.
20 декабря в церкви Успения Пречистой Богородицы, именуемой Гребневская, состоялось отпевание митрополита Стефана. Тело его, согласно завещанию, было отправлено в Рязань, где 27 декабря и погребено в Успенском соборе, на правой стороне, у самого иконостаса.
В 1799–1804 годах, при возобновлении Успенского собора, гроб с останками святителя был перенесён с подобающей честью в древний Архангельский собор, под сводами коего исстари погребались Рязанские архипастыри; здесь он положен в алтаре, на правой стороне, где ризница. В день празднования иконе Божией Матери «Знамение» (27 ноября) в Рязанском соборе произносилась «вечная память приснопамятному Стефану, митрополиту Рязанскому». Свою библиотеку митрополит Стефан пожертвовал основанному им Нежинскому Благовещенскому монастырю, который называл «Нежинский Богородичный Назарет».
Труды:
Камень веры. М. 1728; Киев, 1730: М. 1749.
О хранении заповедей Господних // Христианское чтение. СПб., 1867, № 1, стр. 829.
Знамения пришествия антихристова и кончины века. М. 1703.
Православие и неправославие.
Виноград Христов. – Чернигов, 1698.
Собрание сочинений. М. 1804.
Литература:
Поторжинский М.А. История русской церковной проповеди в биографиях и образцах с половины IX–XIX вв. Изд. 2. Киев. 1891, стр. 329.
Богословский М.С., протоиерей. Московская иерархия. Патриархи. М. 1895, стр. 46–49.
Здравомыслов К.Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времён до настоящего времени. Краткие биографические очерки. – Новгород, 1897, стр. 80–86.
Тихонравов Н. Московские вольнодумцы начала XVIII в. и Стефан Яворский // Русский вестник. 1870–1871.
Есипов Г.В. Раскольничьи дела XVIII столетия. СПб., 1861, 1863, т. 1. Последователи учения об антихристе: 1. Варлаам Левин, стр. 3–57; 2. Григорий Галицкий, стр. 59–84.
Знаменский П.В. Духовные школы России до реформы 1808 г. – Казань. 1881.
Архангельский А. Духовное образование и духовная литература при Петре Великом. Казань. 1883.
Морозов П.О. Феофан Прокопович как писатель. СПб., 1880.
Розанов Н.П. История Московского епархиального управления со времени учреждения Святейшего Синода (1721–1821): в 3 т. (5 кн.). М. 1869–1870, т. 1.
Смирнов С.К., протоиерей. История Московской славяно-греко-латинской академии. – M., 1855.
Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем Академией: в 2 т. Киев. 1856, т. 1, стр. 225–229, 245–249.
Каптерев Н.Ф. профессор. Сношения Иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством (1699–1707). М. 1891.
Морев И.В., протоиерей. Митрополит Стефан Яворский в борьбе с протестантскими идеями своего времени. [СПб.], 1905.
Морев И.В., протоиерей. Камень веры митрополита Стефана Яворского, его место среди отечественных противопротестантских сочинений и характеристические особенности его догматических воззрений. СПб., 1904.
Рункевич С.Г. История Русской Церкви под управлением Святейшего Синода. СПб., 1900, стр. 62–91, 166–177.
Рункевич С.Г. Архиереи петровской эпохи в их переписке с Петром Великим. СПб., 1906, вып. 1.
Рункевич С.Г. Александро-Невская Лавра 1713–1913: Историческое исследование доктора церковной истории С.Г. Рункевича. СПб., 1913, стр. 400–404, 554.
Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868.
Чистович И.А. Неизданные проповеди Стефана Яворского // Христианское чтение. СПб., 1867, февраль, стр. 259–279: март, С. 414–429.
Самарянов В. Празднование 800-летия г. Рязани. Рязань, 1896.
Соловьёв С.М. История России с древнейших времён: в 6 кн. Изд. 3. СПб., 1911. Кн. 3, стр. 1361, 1362, 1364, 1365, 1579, 1372, 1476, 1527; кн. 4, стр. 18–21, 182, 255–262, 269–274, 275, 277, 280, 291, 410, 426, 427, 445, 484, 488, 917, 921, 1101, 1503–1506; кн. 5, стр. 214.
Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. М. 1893, вып. 4.
Евгений (Болховитинов), митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви. СПб., 1827, т. 2, стр. 251–255.
Новиков Н.И. Опыт исторического словаря о российских писателях. Из разных печатных и рукописных книг, сообщённых известий и словесных преданий. Изд. 1. СПб., 1772.
Голиков И.И. Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам. Изд. 1. М. 1788–1789; Изд. 2. М. 1837–1843.
Воздвиженский Т.Я. Историческое обозрение Рязанской иерархии и всех церковных дел сея епархии от учреждения её до нынешних времён... М. 1820.
Бантыш-Каменский Д.Н. Словарь достопамятных людей русской земли, содержащий в себе жизнь и деяния знаменитых полководцев, министров и мужей государственных, великих иерархов православной Церкви, отличных литераторов и учёных, известных по участию в событиях отечественной истории: в 5 ч. М. 1836, ч. 1, стр. 101–104.
Самарин Ю.Ф. Стефан Яворский и Феофан Прокопович. М. 1880 // Собрание сочинений Ю.Ф. Самарина; в 10 т. М. 1877–1896, т. 5, стр. 252.
Соколов И. Отношение протестантизма к России в XVI и XVII вв. М. 1880. Пекарский П. Наука и литература при Петре Великом: в 2 т. СПб., 1862, т. 1, 2.
Пекарский П. Наука и литература при Петре Великом: в 2 т. СПб., 1862, т. 1, 2.
Скворцов Г.А. Патриарх Адриан, его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последнее десятилетие 17 века. Казань. 1913, стр. 106–108, 117, 118.
Толстой М.В. Рассказы из Истории Русской Церкви. М. 1901, стр. 604–606, 613, 614, 619, 620, 627–628.
Эдинг Б.Н. Ростов Великий, Углич. Памятники художественной старины. М. изд. Кнебель, [1914], стр. 36.
Попов М.С., священник. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. СПб., 1910, стр. 120, 130, 131, 193, 234, 235.
Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. СПб., 1905, стр. 10–16, 29, 46.
Захарченко М.М. Киев теперь и прежде [988–1888], Киев, 1888, С. 106, 198.
Едлинский М.Е., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю святорусскую от начала христианства на Руси до позднейших времён: в 3 т. Изд. 4. СПб., 1901–1903. – T. 3, стр. 147–160.
Заведеев П. История русского проповедничества от XVII в. до настоящего времени. – Тула, 1879, стр. 40.
Срезневский В.И. Сборник писем И.Т. Посошкова к митрополиту Стефану Яворскому. СПб., 1900.
Устрялов Н.Г. История царствования Петра Великого. СПб., 1858, т. 3, стр. 357.
Терновский Ф. Очерки из истории русской иерархии в XVIII в. (Стефан Яворский) // Древняя и Новая Россия. 1879, № 8, стр. 305–320.
Королёв А.В. Стефан Яворский, митрополит Рязанский. СПб., 1908.
Муравьев А.Н. Жития святых Российской Церкви, также иверских и славянских: в 12 т. СПб., 1855–1858, сентябрь, стр. 366–367.
Пыпин А.Н. История русской литературы: в 3т. СПб., 1898–1899. –Т. 3.
Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 21, 416.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. О церковно-ораторских произведениях митрополита Стефана // Воскресное чтение. 1850–1851, XIV, стр. 257–265.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. Харьков. 1859–1861. Кн. 1, стр. 268–273.
Булгаков С.В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1405, 1411.
Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872, № 2.
Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год / Ред. А. Гатцук. М. 1832–1891; 1882, стр. 135.
Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 291, 303, 805, 910.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896, № 2.
Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения, стр. 686, 696, 700.
Местоблюститель патриаршего престола митрополит Рязанский Стефан Яворский и Дмитрий Тверитинов // Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. М. 1844–1891, 1862. Кн. 3.
История Нежинского Богородичного монастыря, М. 1815.
Щегольков Н.М. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранные Николаем Щегольковым. Арзамас, 1911, стр. 61.
Амвросий (Орнатский). архиепископ. История Российской иерархии: в 6 т. М. 1807–1815, т. 1, стр. 133.
Бекетов П.П. Портреты именитых мужей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. М. 1843, стр. 27, 28.
Письма и бумаги императора Петра Великого. СПб., 1887, т. 1–3.
Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1833, февраль, стр. 141.
Православный собеседник. Казань. 1897, ноябрь, стр. 620.
Православный собеседник. Казань. 1899, июнь, стр. 776.
Православный собеседник. Казань. 1902, сентябрь, стр. 129.
Православный собеседник. Казань. 1907, январь, стр. 106, июль-август, стр. 290, 401.
Православный собеседник. Казань. 1908, апрель, стр. 501.
Православный собеседник. Казань. 1914, июнь, стр. 1017.
Православный собеседник. Казань. 1915, июль-август. С. 396.
Труды Киевской духовной академии. Киев. 1860–1917; 1874, июль, стр. 72–121.
Труды Киевской духовной академии. Киев. 1875, январь, стр. 118–128; март, стр. 631–647; май, стр. 486–505.
Труды Киевской духовной академии. Киев. 1878, апрель, стр. 129–190; май, стр. 280–281, 293–298.
Церковный вестник. СПб., 1891, № 7, стр. 104.
Русский инок. 1911, февраль, стр. 65, вып. 4.
Родосский Стефан, священник. Стефан Яворский, митрополит Рязанский и Муромский, экзарх и местоблюститель Всероссийского патриаршего престола//Странник. СПб., 1863, ноябрь, стр. 33–51.
Покровский Н. Борьба с протестантскими идеями в петровское время и князь Михаил Кропоткин // Русский вестник. М. 1872, сентябрь, стр. 203–234.
Православное обозрение, – М. 1863, декабрь.
Православное обозрение, – М. 1868, июль, стр. 387; сентябрь, стр. 29–33.
Православное обозрение, – М. 1871, январь, стр. 80–90, август.
Исторический вестник. СПб., 1881, февраль, стр. 421.
Исторический вестник. СПб., 1888, февраль, стр. 480.
Исторический вестник. СПб., 1889, май, стр. 316.
Исторический вестник. СПб., 1891, июль, стр. 195.
Исторический вестник. СПб., 1896, май, стр. 595.
Исторический вестник. СПб., 1906, август, стр. 523.
Русская старина. СПб., 1876. апрель, стр. 877.
Русская старина. СПб., 1879, апрель, стр. 747; май, стр. 14; июнь, стр. 383–384.
Русская старина. СПб., 1880, январь, стр. 124–125; март, стр. 733.
Русская старина. СПб., 1882. январь, С. 81.
Русская старина. СПб., 1885, октябрь, стр. 158.
Русская старина. СПб., 1886, январь, С. 6–11, 23, 24, 26, 36, 265.
Русская старина. СПб., 1887, июль, С. 15, 22–26.
Димитрий (Градусов), архиепископ. Гордость Рязани – митрополит Стефан Яворский // Журнал Московской Патриархии. М. 1946, № 6, стр. 45–53.
Уржумцев П. Святыни невских берегов // Журнал Московской Патриархии. М. 1958, № 9, стр. 16.
Журнал Московской Патриархии. М. 1944, № 9, стр. 16; № 12, стр. 52.
Журнал Московской Патриархии. М. 1959, № 11, стр. 49.
Известия по Казанской епархии. 1869, № 20, стр. 605.
Известия по Казанской епархии. 1884, №6, стр. 235.
Православный собеседник. Казань. 1859, май, стр. 86–88.
Иловайский Д.И. Моим возражателям // Русский архив. М. 1889. Кн. 2, стр. 129.
Русский архив. М. 1870. № 4 и 5, стр. 762.
Русский архив. М. 1872, № 9. С. 1672.
Русский архив. М. 1895. Кн. 3, № 11, С. 407.
Русский архив. М. 1900. Кн. 3, № И, стр. 428.
Русский архив. М. 1901. Кн. 1, № 3, стр. 356–357, 359–362.
Русский архив. М. 1903.Кн. 2, № 5, стр. 88; № 8, стр. 98.
Русский архив. М. 1910. Кн. 1, № 2, стр. 301.
Русский архив. М. 1912, № 6, стр. 297; № 9, стр. 21.
Всемирный календарь. СПб., 1917, стр. 103.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А.П. Лопухина и Н.Н. Глубоковского. СПб., 1900–1911, т. 8, стр. 187–193.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П.П. Сойкина. СПб., б. г, т. 2, стр. 1973. 2118.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. СПб., 1890–1907, т. 31 (кн. 62), С. 638–641.
Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М. 1896–1913, т. 19, стр. 413–422.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи, М. 1888, стр. 36.