Спиридон, митрополит Киевский (Сатана)

Родился в городе Твери. Приняв монашество, уехал в Константинополь, где патриархом и всем освящённым Собором был избран и 15 сентября 1475 года хиротонисан в митрополита Киевского.

Поставление Спиридона в митрополиты объясняется следующими обстоятельствами. В 70-е годы XV века шла ожесточённая борьба за митрополию «всея Руси» между московским и литовским митрополитами. Спиридон, выступив в качестве третьего претендента, сумел получить от Константинопольского патриарха посвящение в этот сан. По всей видимости, Москва опасалась его более всего, как представителя тверской политической силы. Московские власти запретили владыке Спиридону вступать во всякое общение с тверским епископом. В «утверждённой» грамоте епископа Вассиана (Стригина-Оболенского;

1508), получившего Тверскую кафедру в 1477 году, специально сообщается о Спиридоне: «А к митрополиту Спиридону, нарицаемому Сатане, взыскавшая во Цариграде поставлениа, во области безбожных турков, от поганаго царя, или кто будет иный митрополит поставлен от латыни или от Турскаго области, не приступити мне к нему, ни приобщениа, ни соединениа ми с ним не имети никакова» (РИБ, СПб., 1880, т. 6, с. 683–684). О поставлении на «киевскую митрополию всея Руси» сам Спиридон говорит в наиболее раннем из дошедших до нас своём произведении – в «Изложении о православней истинней нашей вере». Король Казимир не принял Спиридона как избранного без всякого участия литовской паствы и поставленного ещё при жизни наречённого митрополита Киевского Мисаила (Пеструцкого-Друцкого;

1480). В Литве Спиридон оказался в заточении. В Летописях Софийской II и Львовской под 1482 годом рассказано о безуспешной попытке Спиридона прибегнуть к помощи Ивана III для своего освобождения (ПСРЛ, СПб., 1853, т. 6, с. 233). Очевидно, Спиридон был очень деятельным и ловким человеком, так как здесь же в летописи отмечено, что прозвище Сатана он получил за свою «резвость». И, видимо, не без оснований было сказано о поставлении его в митрополиты «по мзде». Когда и при каких обстоятельствах Спиридону удалось освободиться из заточения и перебраться на Русь, остаётся неизвестным. Но и на Руси отрицательно отнеслись к притязаниям Спиридона на Киевскую митрополию, в епископской присяге времени митрополита Симона (1511, память в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых) упоминался Спиридон среди лиц, от которых отрекалась Русская Церковь (РИБ, т. 6, с. 451–452). Предпринимал ли Спиридон на Руси какие-либо шаги в связи с присвоением ему митрополичьего сана – неизвестно, но, тем не менее, он оказался в заточении в Ферапонтовом монастыре. Случилось это между 1483 и 1503 годами.

Митрополит Спиридон принадлежал к числу людей образованных и начитанных. Сохранились три сочинения, принадлежащие Спиридону. Два из них написаны по заказу, следовательно, он был известен как человек пишущий. Первым по времени написания из сохранившихся произведений Спиридона является «Изложение о православней истинней нашей вере», обращённое им ко всей его духовной пастве. В самом начале «Изложения» он сообщает о целях своего сочинения – описание семи Вселенских Соборов. Далее Спиридон рассказывает о себе, о своём поставлении в митрополиты и об изгнании, затем уже говорит о Соборах. Рассказывая о борьбе Вселенских Соборов с ересями, Спиридон каждый раз добавляет о своём отрицательном отношении к этим ересям и предаёт их проклятию, а себя считает невинно пострадавшим за Православие. Заканчивая текст «Изложения», он обращается к самим иерархам – «настольникам» и убеждает их вооружаться против ополчения вражия, ревностно оберегать и пасти словесное стадо, в котором Дух Святой поставил их епископами и пастырями; не увлекаться пристрастием к земным благам и жестокосердием, а церковные имения употреблять по удовлетворении нужд церковных на пособие нищим, сиротам, вдовицам и на выкуп пленных, а «не на своя страсти». «Изложение» митрополита Спиридона даёт повод догадываться, что хотя он не был принят королём и находился в заточении, но ни православная литовская паства, ни её святители не чуждались его как своего первосвятителя, может быть, потому именно, что он поставлен был самим патриархом в Царьграде, и, не доверяя слуху, будто бы поставлен по мзде и по приказанию султана. Спиридон обращается к ним без всякого чувства недовольства или неприязни, которые были бы так естественны, если бы он был отвергнут своею паствою; напротив, обращается со словами любви и пастырской попечительностью, ясно свидетельствующими, что между ним и теми, к кому он писал, существовали добрые отношения. «Изложение о православней истинней нашей вере» не опубликовано, рукопись хранится в ГПБ, Соф. собр., № 1451, л. 243–261 об.

В 1503 году игумен Соловецкого монастыря Досифей, составивший Житие Зосимы и Савватия Соловецких, уговорил находившегося в заточении в Ферапонтовом монастыре Спиридона отредактировать и переписать заново жизнеописание Зосимы и Савватия, что последний и сделал. До нас дошёл наиболее ранний текст Жития Зосимы и Савватия только в редакции Спиридона. Игумен Досифей обратился к Спиридону, «понеже бе муж мудр, измлада извыче и добре умея божественная писаниа новая и ветхая» (ГБЛ, Волок. собр., № 659, л. 309). Помимо Досифея, считавшего, что Спиридон знает «писаниа новая и ветхая», архиепископ Новгородский Геннадий (Гонзов; † 1504, память 4/17 декабря), одобривший обращение Досифея за помощью к Спиридону, тоже отметил эрудированность последнего: «Сий человек в нынешняя роды бяше столп церковный, понеже измлада извыче священная писаниа» (ГБЛ, Волок, собр., № 659, л. 309 об.).

Будучи уже девяностолетним старцем, примерно в 10-е годы XVI века, Спиридон написал ещё одно произведение, оформленное в виде послания и известное в научной литературе под названием Послания о Мономаховом венце. Оно было написано Спиридоном в ответ на запрос какого-то очень влиятельного лица, имя которого в дошедших до нас рукописях не сохранилось. Как сообщает сам Спиридон, перед ним была поставлена задача изложить происхождение династии русских великих князей на фоне важнейших событий мировой истории. В целом Спиридон справился с возложенным на него заданием: он дал фактический материал для прославления и обоснования высокого авторитета великокняжеской власти.

Митрополит Спиридон принял схиму с именем Савва и умер на 91 году жизни. Митрополит Макарий (Булгаков; † 1882) считал, что скончался митрополит Спиридон между 1503–1505 годами (по другим сведениям, в 1509 году). Характеризуя личность митрополита Спиридона, митрополит Макарий писал: «Спиридону не суждено было управлять Литовскою православною митрополией, на которую он был поставлен, но в ряду всех её митрополитов, действительно управлявших ею за настоящий период, мы не встречаем ни одного, который бы равнялся со Спиридоном по уму и образованию или, точнее, оставил по себе такие же литературные памятники своего ума и образования».

Труды:

Изложение о православней истинней нашей вере (ГПБ, Соф., собр., № 1451, л. 243–261 об.).

Житие преподобных Зосимы и Савватия соловецких по записям инока Досифея (ГПБ, Солов., собр., № 175).

Послание о Мономаховом венце / Жданов И.Н. Повести о Вавилоне и «Сказание о князьях владимирских» // Журнал министерства народного просвещения. СПб., 1891, т. 10, стр. 325–362; Зимин А.А. Античные мотивы в русской публицистике конца XV в. // Феодальная Россия во всемирно-историческом процессе. М. 1972, стр. 129–138.

Литература:

Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М. 1871, стр. 202–220.

Яхонтов И.А. Жития святых северо-русских подвижников Поморского края, как исторический источник. – Казань. 1882, стр. 17–32.

Жданов И.Н. Русский былевой эпос. Исследования и материалы. СПб., 1895, стр. 65–69, 81–90, 589–603.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. СПб., 1864–1886, т. 9, стр. 63–68.

Карамзин Н.М. История государства Российского: в 3 кн. из 12 т. Изд. 3. СПб., 1842–1843, т. 5, прим. 309; т. 6, прим. 629.

Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 3.

Булгаков С.В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1402.

Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 607.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 13.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. Изд. 3. СПб., 1884, стр. 125.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П.П. Сойкина. СПб., б. г, т. 2, стр. 2110.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. СПб., 1890–1907, т. 31 (кн. 61), стр. 223.

Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М. 1896–1913, т. 19, стр. 259–260.

Письма митрополита Киевского Евгения Болховитинова к петербургскому учёному библиографу В.Г. Анастасевичу. С предисловием Н.И. Полетаева // Русский архив. М. 1863–1917; 1889. Кн. 2, № 5, стр. 64.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 5, стр. 50–53, 381, 427.

Дмитриева Р.П. Спиридон-Савва (по прозвищу Сатана) // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Вып. 2, ч. 2, стр. 408–411.

Комментарии для сайта Cackle