Софроний, святитель, епископ Иркутский и Нерчинский (Кристалевский Стефан Назарьевич)

1771, память 30 марта / 12 апреля, 30 июня/13 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Санкт-Петербургских святых, 10/23 июня в Соборе Сибирских святых

Родился 25 декабря 1703 года в Малороссии, в Черниговском полку. Отец его, Назарий Фёдоров, был «посполитый человек» (то есть простолюдин, крестьянин; в данном случае – служивый крестьянского происхождения). Детские годы Стефана проходили в местечке Березань Переяславского уезда Полтавской губернии, где поселилась семья после увольнения отца со службы. Образование получил в Переяславской семинарии, затем поступил в Киевскую духовную академию. Получив духовное образование, Стефан поступил послушником в Красногорский Преображенский монастырь (позднее переименован в Покровский, а с 1789 года преобразован в женский монастырь) Золотоношского уезда (Переяславская епархия). 23 апреля 1730 года пострижен в монашество с именем Софроний, в честь святителя Софрония, патриарха Иерусалимского (память 11/24 марта),

В 1732 году в Киеве в Софийском соборе Софроний был рукоположен во иеродиакона, а потом – иеромонаха. О последующем периоде жизни святого Софрония в его послужном списке говорится следующее: «после посвящения в оном Золотоношском монастыре казначеем был два года, а потом взят по указу Переяславской епархии Преосвященного Арсения Берлова в дом его архиерейский, в котором был экономом восемь лет по взятии в Александро-Невский монастырь, от которого во оные годы в 1735 году послан был в Санкт-Петербург за делами его архиерейскими, за которыми в ходатайстве пребыл два года».

Во время пребывания иеромонаха Софрония по архиерейским делам в Петербурге на него обратили особое внимание в Синоде. Когда возникла необходимость пополнить братство Александро-Невского монастыря в Санкт-Петербурге, то в числе 29 иноков, вызванных из разных монастырей России, в январе 1742 года был вызван и будущий святитель, год спустя его назначили казначеем, а в 1746 году он был утверждён в должности наместника обители, которую исполнял более семи лет.

В помощь себе иеромонах Софроний вызвал своего земляка, уроженца города Прилуки, иеромонаха Синесия († 1787, память 10/23 мая, 10/23 июня в Соборе Сибирских святых) и поставил его строителем Ново-Сергиевой пустыни, приписанной к Александро-Невскому монастырю. С того времени дружба двух подвижников – иеромонаха Софрония и иеромонаха Синесия – всё более крепла в едином пастырском делании, они уже были неразлучны вплоть до своей кончины на Сибирской земле. В эти годы Софроний много трудов положил на благоустройство обители и на улучшение преподавания в находившейся при ней семинарии. Совместно с архиепископом Санкт-Петербургским Феодосием (Янковским; † 1750) он заботился о должном укомплектовании монастырской библиотеки.

После смерти Иркутского епископа Иннокентия II (Нероновича; † 1746) самая большая по территории Иркутская епархия шесть лет оставалась без духовного окормления.

Наконец императрица Елизавета Петровна указом от 23 февраля 1753 года рекомендовала Святейшему Синоду благочестивого наместника Александро-Невского монастыря Софрония как «лицо, не только достойное епископского сана, но и вполне могущее оправдать желание и надежды государыни и Синода подъять бремя епископского служения на далёкой окраине и удовлетворить нужды паствы в суровой стране, среди дикой природы и произвола людского».

18 апреля 1753 года, в Неделю о Фоме, в Большом Успенском соборе Московского Кремля Софроний был рукоположен во епископа Иркутского и Нерчинского. Архиепископ Московский и Севский Платон (Малиновский; † 1754), который участвовал в его хиротонии, преподал ему отеческие наставления на предстоящий подвиг, так как был хорошо знаком с особенностями сибирского духовного быта, предупреждал о своеволии местных властей и советовал подобрать надёжных помощников. Святитель Софроний не сразу отправился в Иркутскую епархию, а воспользовавшись советом владыки Платона, начал подбирать образованных и духовно опытных сотрудников. Святитель Софроний посетил свою первую Красногорскую обитель, был и у святынь Киева, где испрашивал благословение у киево-печерских угодников на своё служение.

20 марта 1754 года святитель Софроний прибыл в Иркутск. Вначале он заехал в Вознесенский монастырь – место жительства своих предшественников, молился на могиле святителя Иннокентия (Кульчицкого; † 1731, память 26 ноября/9 декабря). Для знакомства с паствою святитель Софроний предпринял продолжительные и трудные путешествия по епархии, посетив при этом Нерчинск, Киренск, Якутск. Посещения самоотверженного иерарха, умудрённого опытом и воодушевлённого ревностью по Бозе, всюду вносили свет евангельской истины и христианской любви. Немало трудов положено святителем по устроению и расширению дела Сибирской миссии. С этой целью он устраивал миссионерские станы, сам лично совершал многочисленные миссионерские поездки, давал пространные наставления миссионерам, заботился как о духовных, так и о материальных нуждах крещёных инородцев. Своё пребывание на Иркутской кафедре святитель ознаменовал также ревностным попечением о благолепии богослужения, постройке храмов, снабжением их утварью, колоколами, постройкой архиерейского дома, устройством духовной семинарии, причём лично разделял труд преподавателей. Он неустанно заботился о нравственном и материальном благополучии духовенства. Известны случаи заступничества епископа по поводу своеволия местных воевод, притеснявших жителей края. Много заботился владыка о повышении уровня жизни монашествующих, назначая настоятелями монастырей людей благочестивых, мудрых, деятельных, с большим жизненным и духовным опытом. В 1754 году святитель Софроний возвёл своего друга и сподвижника иеромонаха Синесия в сан архимандрита Вознесенского монастыря. Этот достопамятный настоятель послужил монастырю тридцать три года, до своей блаженной кончины.

В сентябре 1754 года святитель издал указ, в котором выражалась озабоченность обучением и воспитанием детей. Духовенству вменялось в обязанность обучение своих детей Часослову, Псалтири, пению и букварю, причём учение «должно было идти со всяким прилежанием и крайним рачением, дабы дети могли пономарскую и дьячковскую обязанность исполнять по достоинствам своим».

Святитель Софроний старался повсеместно водворить уставное богослужение, для чего вызывал к себе священников, диаконов, дьячков и пономарей, которые сослужили во время архиерейского богослужения, участвовали в хоре или иподиаконствовали. Особыми указами он восстановил правильное каждение и благовест.

Но среди многих забот он не забывал о своей внутренней духовной жизни. Сохранилось свидетельство келейника святителя Софрония, который сообщает, что святитель «пищу употреблял самую простую и в малом количестве, служил весьма часто, большую часть ночи проводил в молитве, спал на полу...» До конца своих дней святитель Софроний сохранял любовь к Красногорской Золотоношской обители, которая взлелеяла его в дни юности. Он постоянно способствовал поддержанию в ней благолепия, посылал для этого необходимые средства.

Чувствуя ухудшение здоровья, святитель Софроний подал прошение в Синод об увольнении его на покой. Но с ответом из Петербурга медлили, потому что трудно было подобрать достойного преемника. Последние дни жизни святитель Софроний провёл в молитвенном подвиге.

Скончался он в преклонных летах 30 марта 1771 года, на второй день Пасхи.

Благоговейное молитвенное почитание памяти святителя Софрония как угодника Божия началось непосредственно после его кончины. До погребения тело святителя целых шесть месяцев и десять дней находилось в им же самим устроенном Казанском приделе Иркутского собора, причём гроб стоял поверх пола и был прикрыт только крышкою. И только 8 октября 1771 года состоялось предание его земле. Все это время тело оставалось нетленным, что вместе с подвигами христианской добродетели, бывшими у всех в памяти, убедило жителей Иркутска в святости почившего иерарха. Вскоре от гроба святителя начали совершаться чудеса и исцеления больных, с верою прибегающих к усопшему праведнику.

Нетленность тела святителя Софрония была засвидетельствована в 1874 году, и после длительного неофициального местного почитания он был официально причислен к лику святых в 1918 году на Поместном Соборе Российской Церкви. На второй сессии этого Собора под председательством Святейшего Патриарха Тихона (Белавина; † 1925, память 25 марта/7 апреля, 26 сентября/9 октября) была утверждена Служба святителю Софронию. Тропарь в этой службе составлен архиепископом Иркутским Иоанном (Смирновым; † 1918). Другой тропарь употребляется ныне в Красногорском Золотоношском Покровском женском монастыре.

Литература:

Рункевич С.Г. Александро-Невская лавра 1713–1913: Историческое исследование доктора церковной истории С.Г. Рункевича. СПб., 1913, стр. 628–630.

Чистович И.А. Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии: в 10 т. СПб., 1869–1885.Т. 7, стр. 496.

Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 555.

Булгаков С.В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1401.

Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872, № 113.

Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 681.

Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896, № 113.

Историко-статистический очерк Золотоношского Красногорского Богословского монастыря. – Полтава, 1859, стр. 9–12.

Сергий (Спасский), архиепископ. Верный месяцеслов всех русских святых. М. 1903, стр. 70.

Православный собеседник. Казань. 1908, июль-август, стр. 214.

Православный собеседник. Казань. 1911, март, стр. 334.

Русский паломник. 1904, № 25, стр. 347.

Русский паломник. 1916, № 13, стр. 209–212.

Церковные ведомости. СПб., 1918, № 19– 20, стр. 109–110.

Церковный вестник. СПб., 1881, № 42, стр. 17.

Церковный вестник. СПб., 1891, № 33, стр. 517.

Русская старина. СПб., 1876, июль, стр. 712.

Известия по Казанской епархии. 1912, № 15, стр. 490.

Душеполезное чтение. М. 1903, май-август, стр. 441–455, 503–517; сентябрь-декабрь, стр. 282–296, 736–742.

Душеполезное чтение. М. 1904, январь-апрель, стр. 441–452; май-август, стр. 103–110, 276–304; сентябрь декабрь, стр. 47, 83–89, 610–617.

Русский инок. – Почаев, 1911.

Журнал Московской Патриархии. M., 1945, № 3, стр. 69.

Журнал Московской Патриархии. M., 1948, №3, стр. 26–30.

Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. М. 1903–1912; 1907, март, стр. 339–346.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А.П. Лопухина и Н.Н. Глубоковского. СПб., 1900–1911, т. 5, стр. 1028.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П.П. Сойкина. СПб., б. г, т. 1, стр. 955.

Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М. 1896–1913, т. 19, стр. 163–165.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 63.

Минея март. M., 1984, ч. 2, стр. 309–312.

Просвирнин Анатолий, священник. Святитель Софроний, епископ Иркутский, всея Сибири чудотворец // Журнал Московской Патриархии. М. 1971, № 9, стр. 67–78.

Комментарии для сайта Cackle