Феофан, архиепископ Новгородский (Прокопович Елеазар)

Родился 8 июня 1681 года в городе Киеве. Елеазар рано остался сиротой. Его воспитанием руководил дядя, иеромонах Феофан (Прокопович; † 1692), ректор Киево-Могилянской коллегии и настоятель Киево-Братского монастыря. До 1698 года Елеазар учился в Киевской коллегии. Затем, благодаря финансовой помощи одного киевского благодетеля, был отправлен за границу для завершения образования.

В Польше перешёл в унию и принял монашество с именем Елисей. Принятие униатства было неизбежным условием получения заграничного образования для православных. В базилианском ордене, к которому теперь принадлежал Прокопович, обратили внимание на юного талантливого монаха униата и направили его в Рим. Здесь он поступил в Коллегию святого Афанасия, основной задачей которой была миссионерская деятельность. Там он прошёл полный курс католической схоластической теологии. При внимательном знакомстве с организацией Католической Церкви, в нём зародилось резко отрицательное отношение к папизму. Отцы-иезуиты усиленно склоняли Прокоповича остаться в Италии и вступить в их ряды, но он отклонил подобные предложения.

В 1702 году Прокопович вернулся в Малороссию, отрёкся от униатства, принял Православие и был пострижен в монашество с именем Самуил (в 1705 году переменил своё имя, назвавшись в память своего покойного дяди Феофаном).

С 1704 года началась его педагогическая деятельность в Киевской духовной академии в качестве преподавателя пиитики.

В 1706 году перешёл преподавателем в класс риторики.

Один случай выдвинул его из среды своих сотоварищей. В связи с угрозой шведской интервенции в 1706 году Пётр I, специально приезжавший в Киев и обследовавший укрепления в старом городе, «усмотрел, что Киевская фортеция имеет зело худую ситуацию: того ради за благо рассудил фортецию сделать в ином месте, для которой за удобное место избрал монастырь Печерский», который к тому времени, в 1698–1700 годах, был обнесён новыми каменными стенами.

4 июля 1706 года Пётр I прибыл в Киев для основания Печерской крепости, посетил Софийский собор, где с приветственной речью к нему обратился Феофан. Речь была удачна по содержанию: Прокопович коснулся современных событий, умело и кстати воздав хвалу военным успехам Петра I. Блестящая речь была замечена государем.

В 1708 году Феофан был назначен префектом Киевской духовной академии и учителем философии.

10 июля 1709 года Феофан снова произносил перед царём Петром I, возвращавшимся после Полтавской победы через Киев, хвалебную речь в Софийском соборе. Блеснув не только красотой слога, но и политическим глубокомыслием, он отметил, насколько важна была победа под Полтавой для Петра I и какое значение она могла иметь в будущем.

В 1709 году князь Александр Меньшиков посетил Киево-Братский училищный монастырь, где с похвальным словом к нему обратился Феофан. Это выступление не осталось незамеченным. Меньшиков рекомендовал киевского проповедника Новгородскому митрополиту Иову († 1716) в архимандриты Юрьевского монастыря как «учительного человека».

В 1711 году Феофан назначен игуменом Киево-Братского монастыря, ректором академии и профессором богословия. С этого времени начался расцвет его академической деятельности. Он отверг господствующую в то время в киевских школах систему схоластического богословского преподавания и выдвинул учено-исторический и критический методы, выработанные протестантской богословской наукой. В силу нового духа или в силу блестящих талантов профессора Феофана его лекции по богословию пользовались в академии большим успехом. Но новаторский дух Феофана начал вызывать против него неудовольствие, и его начали обвинять в неправославии. Сослуживцами Феофана по Киевской академии были Феофилакт (Лопатинский; † 1741, впоследствии архиепископ Тверской) и Гедеон (Вишневский; † 1761, впоследствии епископ Смоленский), последний был учителем академии в период ректорства Феофана. Между ними возникали частые несогласия. Гедеон публично обвинял Феофана в неправославии.

Феофилакт также не симпатизировал Феофану и в 1712 году в Москве выступил против него публично.

В 1715 году Феофан был вызван в Санкт-Петербург. Он понимал, что этот вызов открывает ему дорогу к архиерейству, что, с одной стороны, радовало, а с другой, и страшило его. Феофан даже пытался отклонить от себя ожидавшую его честь. В письме к своему ученику и другу Я.А. Марковичу от 9 августа 1716 года он писал: «...Эта почесть меня так же привлекает и прельщает, как если бы меня приговорили бросить на съедение диким зверям...» Из-за болезни Феофан смог явиться к царю лишь 16 октября 1716 года.

Дело с назначением на кафедру несколько задержалось, так как Пётр I был за границей.

7 февраля 1718 года, по возвращении Петра I, игумен Феофан был назначен на Псковскую кафедру.

Вызванный в Санкт-Петербург для посвящения игумена Феофана во епископа митрополит Рязанский Стефан (Яворский; † 1722) не приехал, а отправил донос с обвинением Феофана в том, что он заражён «язвой кальвинскою». Феофану пришлось объяснять, что все обвинения несправедливы и основаны на неправильном толковании его учения.

1 июня 1718 года состоялось наречение, а 2 июня – хиротония игумена Феофана во епископа Псковского и Нарвского. Получив сан епископа, Феофан не поехал во Псков на епархию, а остался в Санкт-Петербурге в качестве ближайшего сотрудника Петра I в церковных делах. Его называли «скорым пером» Петра I.

В 1718 году Пётр I, учреждая коллегиальную форму управления для различных областей государственной жизни, решил создать для высшего управления церковной жизнью Духовную Коллегию. По его поручению епископ Феофан написал «Духовный регламент», в котором были указаны мотивы замены патриаршего управления Русской Церковью коллегиальным, права и обязанности Духовной Коллегии и её состав.

Указывая причины («вины») упразднения патриаршества и заменив его коллегиальной формой церковного управления, составитель «Духовного регламента» утверждал, что, «во первых бо, известнее взыскуется истина Соборным сословием, нежели единым лицем». Между тем общеизвестно, что Всероссийские Патриархи решали принципиальные вопросы церковного устройства и управления совместно с Освящённым Собором, состоявшим из всех архиереев Русской Церкви, а порой и других представителей духовенства. В то же время Духовная Коллегия состояла всего из двенадцати человек, в их числе только трое должны были быть епископами, а остальные – неподведомственными им клириками, при этом президент Коллегии в епископском сане не обладал никакими особыми правами.

Таким образом, нововведённая «коллегиальность» явилась ударом по традиционному в Православной Церкви началу соборности в церковном управлении. Все члены Коллегии назначались императором. «Сие же наипаче сильно есть, когда Коллегиум правительское под Державным Монархом есть и от Монарха установлено». В течение года (с февраля 1720 по февраль 1721 года) шёл сбор подписей под «Духовным регламентом» русских архиереев и настоятелей крупнейших монастырей. Они ставили свои подписи, опасаясь царского гнева.

Торжественное открытие Духовной Коллегии, которая по настоянию её членов получила наименование Святейшего Правительствующего Синода, состоялось 14 февраля 1721 года. На протяжении всего Синодального периода церковная реформа Петра I отрицательно воспринималась в широких церковных кругах. Из иерархов петровского времени, пожалуй, только один архиепископ Феофан был всецело предан этой церковной реформе, идеологом которой он фактически являлся.

Президент Синода митрополит Рязанский Стефан (Яворский) считал патриаршество необходимой и лучшей формой высшего церковного управления Русской Церковью. Против церковной реформы так или иначе высказывались также вице-президент Синода архиепископ Новгородский Феодосий (Яновский; † 1726), архиепископ Тверской Феофилакт (Лопатинский), митрополит Коломенский Игнатий (Смола; † 1741), архиепископ Ростовский Георгий (Дашков; † 1739), епископ Астраханский Лев (Юрлов; † 1755), митрополит Казанский Сильвестр (Холмский; †1735), епископ Корельский Маркелл (Родышевский; † 1742) и другие иерархи.

31 декабря 1720 года епископ Феофан возведён в сан архиепископа. После смерти митрополита Рязанского Стефана (Яворского) должность президента Святейшего Синода была упразднена, архиепископ Феофан по указу царя стал вторым, а Новгородский архиепископ Феодосий (Яновский) – первым вице-президентом Святейшего Синода.

Пётр I нередко делал архиепископу Феофану личные подарки: подарил ему несколько деревень, дарил значительные денежные суммы. У архиепископа Феофана в Санкт-Петербурге образовалось своё хозяйство. Псковскую епархию он посетил только на другой год после назначения и вернулся в Санкт-Петербург. Архиепископ Феофан приложил немало усилий для открытия в 1721 году в Санкт-Петербурге Славянской школы, которая с 1726 года стала именоваться Славяно-греко-латинской семинарией.

28 января 1725 года скончался великий преобразователь России Пётр I. В лице почившего монарха архиепископ Феофан лишился главной своей опоры. Но он не растерялся и со всей присущей ему энергией взялся содействовать плану воцарения императрицы Екатерины.

В правление Екатерины в сфере Церковной жизни не замедлило сказаться вступление на церковно-правительственное поприще лиц, тяготевших к русской церковной старине и отрицательно относящихся к петровским преобразованиям. Эта общая перемена настроения неблагоприятно сказалась на архиепископе Феофане. Первый вице-президент Синода архиепископ Новгородский Феодосий (Яновский) написал в Святейший Синод донос на владыку Феофана, в котором указывал, что в Псково-Печерском монастыре лежат на полу 70 икон со снятыми, ободранными окладами и драгоценными украшениями. Этот донос мог весьма повредить владыке Феофану как епархиальному архиерею, поскольку его отношение к иконам уже давно вызывало подозрения. Но обвинение в «ереси» рухнуло, как только выяснилось, что относительно икон распорядился архимандрит Маркелл (Родышевский), судья псковского архиерейского дома. Архиепископу Феофану удалось не только опровергнуть выдвинутые против него архиепископом Феодосием обвинения, но в своём защитительном письме он дал подробное перечисление злоупотреблений владыки Феодосия как епархиального архиерея, особо упомянув о его отрицательных высказываниях в адрес царствующей императрицы и её фаворита князя Александра Меньшикова. Участь Феодосия была решена. По указу императрицы он был сослан в Николо-Корельский монастырь, лишён епископского и священнического сана. 5 февраля 1726 года Феодосий скончался в монастыре простым «чернецом Федосом».

Архиепископ Феофан стал первым вице-президентом Синода и наследовал Новгородскую кафедру владыки Феодосия.

25 июня 1725 года владыка Феофан был назначен архиепископом Новгородским. Он настойчиво отказывался от этого лестного назначения и покорился только указу императрицы.

После назначения владыки Феофана первым вице-президентом Святейшего Синода последовало назначение вторым вице-президентом архиепископа Тверского Фефилакта (Лопатинского), который и возглавил оппозицию владыке Феофану в Синоде. Вскоре она настолько усилилась, что стало возможным назначение в Синод архиепископа Ростовского Георгия (Дашкова). В 1727 году членом Синода стал епископ Воронежский Лев (Юрлов). В июне того же года членом Синода стал находившийся на покое бывший митрополит Крутицкий Игнатий (Смола).

После образования 8 февраля 1726 года Верховного Тайного совета ухудшилось и положение Святейшего Синода в целом: он превратился в подчинённый орган. Падало и значение первого вице-президента Святейшего Синода. Противники владыки Феофана решили воспользоваться отсутствием у него поддержки в Верховном Тайном совете и вновь выдвинули старое обвинение по поводу икон. На этот раз к делу был привлечён архимандрит Маркелл (Родышевский), который 5 июля 1726 года представил в Верховный Тайный совет записку из 48 пунктов с обвинением Феофана в ереси и протестантизме. В свою защиту Феофан написал целый трактат, в котором он опровергал пункт за пунктом эти обвинения. Победа и на сей раз оказалась на стороне Феофана, а его противник был препровождён в Петропавловскую крепость. Вот как характеризует это дело и то время биограф преосвященного Феофана И.А. Чистович: «Потянулся процесс чрез долгие, долгие годы, чрез многие царствования, втянул в себя много значительных событий, вытянул жизнь из тысячи лиц, сломал много полезных государству людей и кончился судом Божиим. Феофан великий ум, государственный муж, первенствующий член Синода, – превратился в агента Преображенской канцелярии, являясь, смотря по времени и обстоятельствам, то доносчиком, то необходимым её членом. Надобно удивляться, как он не погиб в этом водовороте честолюбий, доносов, интриг, в водовороте, который увлёк Долгоруких, Меньшикова, Дашкова, Феофилакта и многое множество не столь заметных лиц. Какой это был находчивый и изворотливый ум, какая железная воля, какая настойчивость и непреклонность в достижении цели! Между прочим, таково было и время, что в смутах и интригах низвергали один другого, чтобы, в свою очередь, и себе ожидать такой же участи. Феофан всеми силами души вдался в этот водоворот и кружился в нём до самой смерти. Сколько людей погубил он совершенно напрасно, измучил, сжёг медленным огнём пытки и заточения – без всякого сострадания и сожаления!»

По вступлении на престол императора Петра II (внука императора Петра I) положение владыки Феофана ещё более пошатнулось. В Святейший Синод поступила от архимандрита Маркелла (Родышевского) новая обвинительная записка, составленная им уже в крепости, с подборкой еретических высказываний из писаний владыки Феофана. Однако Феофану удалось доказать, что упоминаемые сочинения были в своё время одобрены Синодом и, более того, написаны по поручению и с ведома царя Петра I.

Новые трудности для владыки Феофана возникли в связи с изданием в 1728 году сочинения митрополита Стефана (Яворского) «Камень веры», которое осуществил противник Феофана архиепископ Феофилакт (Лопатинский). Внезапная кончина несовершеннолетнего царя отодвинула богословские споры, возникшие в связи с этим изданием, и несколько облегчило положение Феофана.

После смерти императора Петра II, последовавшей 19 января 1730 года, императрицей была избрана Анна Иоанновна, племянница Петра I. 25 февраля 1730 года преосвященный Феофан написал торжественную оду, в которой выражалась «радость России» по поводу благополучного разрешения кризиса. Владыка Феофан не имел поводов роптать в эпоху «бироновщины». Он неограниченно властвовал в Синоде до самой своей кончины в 1736 году. Противникам Феофана, надеявшимся вернуть Церковь к допетровским временам, очень скоро пришлось почувствовать на себе его жёсткую руку.

20 мая 1730 года последовал высочайший указ императрицы Святейшему Синоду, в котором повелевалось пополнить его состав шестью духовными лицами. Святейший Синод в своём новом составе был послушным орудием Феофана, и теперь для Феофана наступил период мщения, потому что иначе назвать его деятельность того времени нельзя. Торжеству Феофана весьма способствовали его хорошие отношения с герцогом Э.И. Бироном.

Первой жертвой владыки Феофана стал епископ Воронежский Лев (Юрлов). Он был обвинён в том, что продолжал молиться во время богослужения за императрицу Евдокию, престолонаследницу Елизавету и остальных царевен, не вознося благодарственного молебна по случаю воцарения Анны. На основании донесения гражданских властей Святейший Синод должен был произвести расследование, которое усилиями единомышленников епископа Льва (Юрлова) – архиепископа Георгия (Дашкова) и митрополита Игнатия (Смолы) было затянуто до поступления подробного отчёта от самого Воронежского архиерея. После реорганизации Синода епископ Лев (Юрлов) был вызван для объяснений и сознался в том, что надеялся на поддержку со стороны архиепископа Георгия и митрополита Игнатия, после чего были привлечены к ответу и оба последние. Преосвященный Лев сначала был переведён в Астрахань, но, так как дело ещё не было закончено, ему не позволили отправиться в новую епархию. Вскоре, 2 октября, он был смещён, а 3 декабря лишён сана и сослан с именем Лаврентий в Крестный монастырь Архангельской губернии. 25 декабря 1730 года был лишён митрополичьего сана и Игнатий (Смола), сосланный сначала в Спасо-Каменный, а потом – в Свияжский монастырь, где его дружески принял митрополит Казанский Сильвестр (Холмский); оттуда Игнатия перевели в Корельский монастырь. Георгий (Дашков) по извержении из епископского сана был отправлен простым монахом в Спасо-Каменный монастырь. Митрополит Сильвестр (Холмский), встретивший осуждённого Игнатия (Смолу) как архиерея, был подвергнут допросу. Преосвященный Феофан не преминул напомнить и о других проступках митрополита, например, его неуважительных высказываниях о Екатерине I. Сильвестр был лишён митрополичьего сана и как простой монах в 1732 году был заключён в Выборгскую крепость. Придравшись к запозданию с благодарственным молебном по поводу восшествия на престол Анны Иоанновны, Святейший Синод лишил архиепископа Киевского Варлаама (Вонатовича; † 1751) епископского сана и сослал его в Кирилло-Белозерский монастырь.

Следующей жертвой владыки Феофана стал архимандрит Маркелл (Родышевский), который в марте 1729 года был освобождён из Петропавловской крепости, но в начале 1731 года Феофан представил в Тайную канцелярию донос на Маркелла и его единомышленников, обвиняя их в государственной измене, так как они поносили немцев и лютеранскую веру, критиковали «Духовный регламент», выказывая тем самым неуважение к существующим государственным законам. Розыск в Тайной канцелярии закончился тем, что Маркелл в 1732 году был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, но и оттуда продолжал рассылать свои «тетради» с обвинениями Феофана в ереси. В народе ходили слухи, что «еретик» Феофан преследует Маркелла за его православную веру. Вскоре после осуждения Маркелла и его приверженцев стали появляться новые памфлеты на Феофана. По монастырям продолжали находить сочинения против Феофана. Вскоре был задержан Феофилакт (Лопатинский), но 5 марта 1734 года после допроса был отпущен в Тверь. Однако уже в апреле 1735 года он вновь оказался перед судьями Тайной канцелярии. После трёхлетнего предварительного заключения Феофилакт (Лопатинский), последний противник Феофана в богословских спорах, 13 декабря 1738 года по повелению императрицы Анны Иоанновны был лишён епископского сана и заточён в Выборгскую крепость.

Архиепископ Феофан (Прокопович) скончался 8 сентября 1736 года в Санкт-Петербурге на Карповском подворье от застарелой каменной болезни, произнеся при кончине своей такие слова: «О главо, главо! разума упившись, куда ся приклонишь»? Из Санкт-Петербурга гроб с телом почившего архиепископа был доставлен в Новгород.

20 сентября 1736 года в Новгородском Софийском соборе епископ Корельский и Ладожский Иосиф († 1750), близкий друг и помощник архиепископа Феофана, совершил его отпевание. Погребён архиепископ Феофан в южной стороне Новгородского Софийского собора рядом с митрополитом Новгородским Иовом († 1716).

Архиепископ Феофан вёл переписку со знаменитым старовером, Выговским настоятелем Андреем Денисовым, приглашал его к себе на собеседование. По словам самих раскольников, Феофан был для них «возлюбленный о Христе брат».

Архиепископ Феофан был писателем, причём не только церковным, но и светским, Богословско-литературная и проповедническая деятельность не исчерпывали его многостороннего таланта. Он оставил немало произведений светского характера. Почти не было рода писательства, к которому не был бы причастен Феофан. Богослов, проповедник, канонист, юрист, историк, поэт совмещались в нём с разною степенью дарования, но, во всяком случае, в необыкновенном сочетании. Историк П.П. Пекарский в своей книге «Наука и литература в России при Петре Великом» писал: «Феофан, бесспорно, принадлежит к замечательнейшим и наиболее выдающимся личностям в русской истории первой половины XVIII столетия. В своей сфере это был такой же новатор, как и Пётр Великий в сфере государственной. Превосходя всех современников своего сословия умом, знаниями и дарованиями, Прокопович, подобно Петру, не скрывал своего недовольства, переходившего часто в презрение, ко всему, что напоминало ему старое и что становилось преградою для осуществления его любимых идей; подобно Петру, он также шёл к своей цели, не задумываясь над средствами, с тем же неумолимым постоянством и удивительною последовательностью».

Труды:

Богословское учение о состоянии неповреждённого человека или о том, каков был Адам в раю. М. 1785.

Духовный Регламент. Киев. 1823.

Записка о кончине Петра II и происках Долгоруких. ЦГАДА, ф. 3. Госархив, ед. хр. 6, 1730.

Зде же и другие священных историй знатные следы в еллинских баснях обретающияся прилагаются // Аполлодора Грамматика Афинейского библиотеки, или О богах. М. 1725.

Изображение келейного жития монахов Александроневского монастыря // Сборник курсивного письма первой половины XVIII в. – Отдел рукописей ЦНБ АН УССР. Шифр 435/356 С.

История императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии. М. 1788.

История о избрании и восшествии на престол... императрицы Анны Иоанновны. М. 1867.

Книжица в ней же повесть о распре Павла и Варнавы с иудействующими и трудность слова Петра Апостола о неудобоносимом иге пространно предлагается. М. 1784.

Копия с доклада епископа Псковского Феофана о семинарии времён Петра Великого. ЦГАДА, Госархив, ф. XVIII, ед. хр. 44.

Копия с пунктов, сочинённых архиепископом Феофаном Прокоповичем, писанных собственною его рукою, хранящихся подлинником в библиотеке его сиятельства графа Петра Борисовича господина Шереметьева // Сборник конца XVIII в. Отдел рукописей ЦНБ АН УССР, шифр 455/593 С.

К требователю сатиры г. С.А.К. Отдел рукописей ЦНБ АН УССР. Шифр I, 174 (ДА/П. 664).

Мнение архиепископа Новгородского Феофана об исправлении Библии. – Описание документов и дел, хранящихся в архиве Священного Правительствующего Синода. СПб., 1878, т. 2, ч. 2 (1722), № VIII.

Мнение преосвященного Феофана, архиепископа Новгородского, каковым образом и порядком надлежит багрянороднаго отрока наставлять в христианском законе // [Бильфингер Б.Г.]. Расположение учений его императорского величества Петра второго

Мнение преосвященного Феофана, архиепископа Псковского, о брачных разводах. Отдел рукописей ЦНБ АН УССР. Шифр 463/597.

О браках правоверных лиц с иноверными рассуждение, в святейшем правительствующем синоде сочинённое, на рапорт от артиллерии капитана Василия Татищева да бергмейстера Биера по рудному делу в Сибирскую губернию. СПб., 1721.

Объявление, когда и коей ради вины начался чин монашеский и каковой был образ жизни монахов древних и како нынешних исправить хотя по некоему подобию надлежит // Полное собрание законов Российской империи, 1830, т. 7, № 4450.

Объявление о предерзителях, неразсудно на мучения дерзающих // Полное собрание законов Российской империи. 1830, т. 6, № 4053.

О возношении имени патриаршего в церковных молитвах. Чего ради оное ныне в церквах Российских оставлено. СПб., 1721.

О завещании Новгородского архиепископа Феофана, о его библиотеке, о семинаристах, воспитываемых на его счёт, и пр. ЦГАДА, ф. XVIII, ед. хр. 83.

О монахах. ЦГАДА, ф. XVIII. ед. хр. 81.

Ответ Феофана Прокоповича на обвинение его архимандритом Маркеллом Родышевским.

Отдел рукописей ЦНБ АН УССР. Шифр 455/593 С.

Отяготительные обряды римской и греческой церкви. – Отдел рукописей ЦНБ АН УССР. Шифр 367/221 П.

Первое учение отроком. СПб., 1723.

Песня светская. – Отдел рукописей ЦНБ АН УССР. Шифр I, 174 (ДА/П. 664).

Письмо архиепископа Феофана Прокоповича к Рязанскому епископу с выговором от императрицы Анны Иоанновны за сочинённую им проповедь из притчи о неплодной смоковнице. ЦГАДА, ф. XVIII, ед. хр. 82.

Показание проречённого прежде в словесах Божиих и давно уже явившегося в мир великого антихриста // Сборник сочинений Феофана Прокоповича. Отдел рукописей ГБЛ. ф. 178. № 3051.

Правда воли монаршей в определении наследника державы своей. М. 1726.

Предисловие к доброхотному читателю // Книга устав морской. СПб., 1720.

Разглаголствие тектона си есть древодела с купцем. Отдел рукописей ЦНБАНУССР. Шифр ДА/П. 300.

Рассуждение о безбожии. М. 1774.

Рассуждение о нетлении мощей святых и угодников Божиих, в Киевских пещерах нетленно почивающих. М. 1786.

Рассуждение Новгородского архиепископа Феофана на изданную бывшим в России иезуитом Риберою книгу. ЦГАДА, ф. 153, ед. хр. 82 (оп. 1734).

Рассуждение о книге «Камень веры», приписываемое Феофану Прокоповичу (Молоток на «Камень веры»), – Отдел рукописей ЦНБ АН УССР, Шифр 341/714 С.

Регулы семинарии преосвященного Феофана, архиепископа великоновгородского и великолуцкого // Чистович И. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868.

Розыск исторический.., коих ради вин и в Яковом разуме были и нарицалися императоры римстии, как язычестии, так и христианстии, понтифексами... СПб., 1721.

Слово о любви к Богу // Христианское чтение. СПб., (1821–1917), ч. XXIII, 1838.

Слово в Неделю... о Лазаре и богаче // Христианское чтение. СПб., (1821–1917), ч. XXIII, 1838.

Сокращённое христианское учение... СПб., 1765.

Сочинения. М.Л., 1961.

Увещание о наставлении и исправлении многих невежд. Полное собрание законов Российской империи, т. 6, № 3891, 1830.

Христовы о блаженствах проповеди толкования. СПб., 1722.

Курс философии без заглавия, включающий логику, натурфилософию, этику. 1700–1709 гг. На лат. яз. – Отдел рукописей ЦНБ АН УССР. Шифр ДА/П. 43 (Р. 65).

Речь о заслугах и пользе физики // Рукописный сборник XVIII ст. Отдел рукописей ЦНБАН УССР. Шифр 195/620 С.

Вещи и дела, о которых духовный учитель народу христианскому проповедовать должен. М. 1784.

Родословная роспись великих князей и царей российских до государя Петра I, с кратким описанием знатнейших дел их и гравированным каждого портретом. СПб., 1717.

Краткая повесть о смерти Петра Великого. СПб., 1725.

Сказание о кончине Петра II и о вступлении на престол Анны Иоанновны. СПб., 1737.

Служба благодарственная Богу, в Троице Святой славимому, о великой, Богом дарованной победе над свейским королем Каролом вторым надесять и воинством его, содеянной под Полтавою в лето от воплощения Господня 1709, месяца июня в 27-й день.

Литература:

Соловьёв С.М. История России с древнейших времён: в 6 кн. Изд. 3. СПб., 1911. Кн. 3, стр. 1547, 1557–1559; кн. 4, стр. 274, 275, 277, 284, 285, 484, 626, 799, 800, 804, 805, 824, 917, 1050 и др.; кн. 5, стр. 531, 543.

Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого: в 4 т., 6 доп. СПб., 1858–1859.

Рункевич С.Г. История Русской Православной Церкви под управлением Святейшего Синода. СПб., 1900, т. 1.

Рункевич С.Г. Александро-Невская лавра 1713–1913: Историческое исследование доктора церковной истории С.Г. Рункевича. СПб., 1913, стр. 15–694.

Кедров Н.И. Духовный регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого. М. 1886.

Самарин Ю.Ф. Стефан Яворский и Феофан Прокопович. М. 1880 // Собрание сочинений Ю.Ф. Самарина: в 10 т. М. 1877–1896, т. 5.

Чистович И.А. Решиловское дело. Феофан Прокопович и Феофилакт Лопатинский: Материалы для истории первой половины XVIII в. СПб., 1861.

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868.

Извеков Д. Из истории богословской полемической литературы XVIII в. // Православное обозрение. М. 1871, август.

Извеков Д. Один из малоизвестных литературных противников Ф. Прокоповича // Заря. 1870, VIII.

Тихонравов Н.С. Трагикомедия Феофана Прокоповича «Владимир» // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1834–1917; 1879, ч. 203, кн. 5.

Петров Н. Святыни и древности Пскова. М. 1861, прилож, стр. 15.

Петров Н. Рассказы из истории Русской Церкви, стр. 617–620, 629.

Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века, СПб., 1905, стр. 53–68, 72, 73.

Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 года. – Казань. 1881.

Знаменский П.В. История Русской Церкви (учебное руководство). Казань. 1870.

Знаменский П.В. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра Великого. Казань. 1873.

Морев И.В., протоиерей. Камень веры митрополита Стефана Яворского, его место среди отечественных противопротестантских сочинений и характерные особенности его догматических воззрений: в 2 т. СПб., 1904.

Пекарский П.П. Наука и литература при Петре Великом. СПб., 1862.

Пекарский П.П. История Академии наук, т. 1.

Пыпин А.Н. История русской литературы: в 3 т. СПб,, 1898–1899, т. 3.

Стефанович, священник, Феофан Прокопович, как канонист. М. 1906.

Червяковский П. Материалы для истории православного богословия в России // Христианское чтение. СПб., 1876, 1877, 1878.

Морозов П.О. Феофан Прокопович, как писатель. Очерк из истории русской литературы в эпоху преобразования. СПб., 1880.

Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. М. 2001.

Барсов Н.И. Исторические, критические и полемические опыты. СПб., 1879.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. Изд. 3. СПб., 1884, стр. 289.

Глинский Б.Б. О титуле самодержавия, С. 567–603.

Едлинский М.Е., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю святорусскую от начала христианства на Руси до позднейших времён: в 2 т. Изд. 4. СПб., 1901–1903, т. 3, стр. 160–167.

Архангельский А. Духовное образование и духовная школа в России при Петре Великом. Казань. 1883.

Здравомыслов К.Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времён до настоящего времени. Краткие биографические очерки. – Новгород, 1897, стр. 58–75.

Корсаков Д.А. Воцарение императрицы Анны Иоановны. Исторический этюд Д.А. Корсакова: в 2 т. Казань. 1880.

Арсеньев К.И. Царствование Петра. СПб., 1839.

Громов. Преобразовательная деятельность Петра Великого по церковному управлению // Вера и Разум. Харьков, 1891. № 1, 2.

Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем и Академией: в 2 т. Киев. 1856, т. 1.

Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год / Ред. А. Гатцук. М. 1832–1891; 1882, стр. 136.

Вишневский Д.К. Киевская академия в первой половине XVIII в. Киев. 1903.

Попов Н.А. Татищев и его время. М. 1861.

Титлинов Б.В. Правительство императрицы Анны Иоанновны в его отношениях к делам Православной Церкви. Вильно, 1905.

Тихомиров Ф. Трактаты Прокоповича о Боге Едином по существу и Троичном в лицах. СПб., 1884.

Жмакин В. Церемониал погребения Феофана Прокоповича // Христианское чтение. СПб., 1882, ч. 1.

Евгений (Болховитинов), митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви. СПб., 1827, стр. 295–330.

Булгаков С.В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1407, 1410.

Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872, № 15.

Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896, № 15.

Житие Прокоповича, составленное Маркеллом Родышевским // Чтения в Обществе истории и древностей российских. М. 1846–1918; 1862. Кн. 1.

Письма и бумаги императора Петра Великого, СПб., 1887.

Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания 1721–1736 гг.

Амвросий (Орнатский), архиепископ. История Российской иерархии: в 6 т. М. 1807–1815, т. 1, стр. 81.

Щегольков Н.М. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранные Николаем Щегольковым. – Арзамас, 1911, стр. 65.

Церковные вопросы в России, или русские духовные ведомости Браила, 1896, стр. 40, 47.

Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. СПб., 1899, стр. 689, 699, 703–705.

Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1834–1917; 1833, № 7,

Чтения в Обществе истории и древностей российских. М. 1846–1918; 1864, ч. 4.

Известия по Казанской епархии. 1869, № 20, стр. 605.

Известия по Казанской епархии. 1879, № 21, стр. 600.

Известия по Казанской епархии. 1881. № 23, стр. 629.

Известия по Казанской епархии. 1884, № 22.

Православный собеседник. Казань. 1874, июнь, стр. 92.

Православный собеседник. Казань. 1878, июнь, стр. 203.

Православный собеседник. Казань. 1897, июль, стр. 291; ноябрь, стр. 624; декабрь, стр. 730–733.

Православный собеседник. Казань. 1907, июнь, стр. 834.

Православный собеседник. Казань. 1908, апрель, стр. 501, прим., и 506.

Православный собеседник. Казань. 1912, декабрь, стр. 847.

Труды Киевской духовной академии. Киев. 1860–1917, 1861, № 3.

Труды Киевской духовной академии. Киев. 1865 (книга записная исходящим за подписью преосвященного Феофана к разным персонам с 1 января 1728 года по 16 декабря 1729 года).

Труды Киевской духовной академии. Киев. 1870, август, стр. 574.

Труды Киевской духовной академии. Киев. 1878, апрель, стр. 147–156, 163; май, стр. 300–301, 307–309.

Труды Киевской духовной академии. Киев. 1879, июнь, стр. 188–193, 204.

Христианское чтение. СПб., 1869, апрель, стр. 620.

Христианское чтение. СПб., 1877, №8.

Христианское чтение. СПб., 1878, март, стр. 291.

Церковный вестник. СПб., 1891, № 7, стр. 103; № 37, стр. 588.

Исторический вестник. СПб., 1865, сентябрь, стр. 702.

Исторический вестник. СПб., 1881, февраль, стр. 456–458; июнь, стр. 424.

Исторический вестник. СПб., 1882, май, стр. 483–484.

Исторический вестник. СПб., 1883, январь, стр. 201, 202.

Исторический вестник. СПб., 1884, февраль, стр. 417–420.

Исторический вестник. СПб., 1886, апрель, стр. 159.

Исторический вестник. СПб., 1888, февраль, стр. 480.

Исторический вестник. СПб., 1892, февраль, стр. 497.

Исторический вестник. СПб., 1891, июль, стр. 195.

Исторический вестник. СПб., 1896, апрель, стр. 154, 156, 159, 160; июль, стр. 75.

Исторический вестник. СПб., 1900, октябрь, стр. 250.– 1905, апрель, стр. 219.

Исторический вестник. СПб., 1908, ноябрь, стр. 607–608.

Исторический вестник. СПб., 1913, февраль, стр. 595–596.

Исторический вестник. СПб.– 1915, октябрь, стр. 335.

Русская старина. СПб., 1870, т. 2, стр. 23–24.

Русская старина. СПб., 1872, декабрь, стр. 691.

Русская старина. СПб., 1874, апрель, стр. 798.

Русская старина. СПб., 1875, февраль, стр. 439.

Русская старина. СПб., 1876, апрель, стр. 723, 877.

Русская старина. СПб., 1879, май, стр. 2, 3, 4.

Русская старина. СПб., 1880, январь, стр. 124, 125.

Русская старина. СПб., 1882, январь, стр. 86.

Русская старина. СПб., 1886, январь, стр. 3–4, 6–9, 31; февраль, стр. 268, 278.

Русская старина. СПб., 1887, июль, стр. 1, 3.

Русская старина. СПб., 1888, ноябрь, стр. 414, 523.

Русская старина. СПб., 1904, август, стр. 454.

Прибавления к «Церковным ведомостям». СПб., 1914, № 20, стр. 935.

Православное обозрение. М. 1863, январь, стр. 48–106.

Православное обозрение. М. 1868, июль, стр. 392, 401; сентябрь, стр. 29.

Письмо архиепископа Новгородского Феофана Прокоповича к императрице Анне Ивановне с приложением перевода с двух писем об утеснениях в Австрии исповедующих греко-российскую веру // Русский архив. М. 1863. Кн. 4, стр. 299–302.

Письмо Феофана к Киевскому епископу Рафаилу // Русский архив. М. 1865. Кн. 4.

Письма Киевского митрополита Евгения Болховитинова к В.Г. Анастасевичу // Русский архив. М. 1889. Кн. 2, стр. 66, 69, 176, 181.

Воспоминания графини А.Д. Блудовой. – Русский архив. М. 1889. Кн. 1, стр. 68.

Выдержки из указов графа П.Б. Шереметева его управителям // Русский архив. М. 1898. Кн. 3. С. 5.

Лебедев А. Архиепископ Иаков Вечерков // Русский архив. М. 1916, Кн. 1, стр. 182.

Записки Феофана о жаловании синодальным членам // Русский архив. М. 1869. Кн. 9.

Опыт церковно-исторического эскиза // Журнал Московской Патриархии. М. 1946, № 3, стр. 38–43; № 4, стр. 61–72.

Московский Кремль // Русский архив. М. 1893. Кн. 3, стр. 34.

Русский архив. М. 1870, № 11, стр. 1953–1956.

Русский архив. М. 1872, № 5, стр. 997–1004; № 9, стр. 1672.

Русский архив. М. 1895. Кн. 3, № 10, стр. 220.

Русский архив. М. 1900. Кн. 2, № 8, стр. 409–411.

Русский архив. М. 1901. Кн. 1, № 3, стр. 359.

Русский архив. М. 1903. Кн. 1, № 3, стр. 539; № 4, стр. 38; кн. 3, № 9, стр. 251; № 10, стр. 253.– 1910. Кн. 1, № 2, стр. 301, 304.

Русский архив. М. 1912, №6, стр. 297.

Журнал Московской Патриархии. М. 1944, № 12, стр. 52, 57.

Волнянский Никита (Шабатин И.Н., проф.). Архиепископ Феофан Прокопович и его время. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П.П. Сойкина. СПб., б. г, т. 2, стр. 1675, 1936.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. СПб., 1890–1907, т. 41, стр. 929. Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.: М. 1896–1913, т. 25, стр. 399–448.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 19, 51.

Русская Православная Церковь 988–1988. Очерки истории I–XIX вв. М. 1988, вып. 1, стр. 75–76,

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 8, ч. 1, стр. 83–103, 175–181; ч. 2. С, 18.19, 21, 24–27.

Комментарии для сайта Cackle