Иоасаф, святитель, митрополит Московский и всея Руси (Скрипицын) († 1555; память 27 июля/9 августа, 6/19 июля в Соборе Радонежских святых и в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых)
Происходил из дворянского рода.
Пострижен в монашество в Троице-Сергиевом монастыре.
С 1529 года – игумен Троице-Сергиева монастыря.
9 февраля 1539 года хиротонисан во епископа Московского с возведением в сан митрополита.
3 января 1542 года низложен и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.
После 1547 года переведен в Троице-Сергиев монастырь.
Скончался 27 июля 1555 года в Троице-Сергиевом монастыре.
Первое летописное известие о Иоасафе (Скрипицыне) относится к 1530 году, когда он совершил крещение будущего царя Ивана Грозного (ПСРЛ, СПб., 1904, т. 13, с. 48). Он же крестил и второго сына Василия III, Юрия, родившегося в 1533 году. В 1539 году игумен Иоасаф совершил пострижение в схиму умирающего Василия III и оставался при нем до его кончины.
В результате борьбы за власть между князьями Бельскими и Шуйскими игумен Иоасаф был избран в митрополиты на третий день по низведении митрополита Даниила князем Иваном Васильевичем Шуйским. Хиротония Иоасафа в митрополиты состоялась на седьмой день с соблюдением всех правил. Избранный митрополит прочитал написанное по этому случаю «Исповедание православной веры».
Деятельность митрополита Иоасафа на Московской кафедре была непродолжительной и протекала в период смут, происходивших в малолетство Ивана Грозного. Поставленный в митрополиты по воле Шуйского, он принял сторону его противника Бельского. По «печалованию» митрополита к великому князю была снята опала с Ивана Федоровича Бельского. В том же году он ходатайствовал об освобождении Владимира Старицкого. В 1541 году Иван Бельский просил у него заступничества перед великим князем за своего брата Семена Федоровича. Но уже в начале января 1542 года митрополит Иоасаф был низложен. В «Царственной книге» приведены подробные обстоятельства лишения его митрополичьего сана. При захвате власти сторонниками князя Василия Шуйского они не захотели признавать митрополита Иоасафа. Мятежники бросали каменьями в окна келии митрополита и принудили его удалиться на Троицкое подворье, едва не убив святителя. Только просьбы игумена Троице-Сергиева монастыря Алексия, который именем преподобного Сергия умолял пощадить святителя, сохранили ему жизнь. 3 января 1542 года владыка Иоасаф был низложен и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.
После 1547 года митрополит Иоасаф был переведен из Кирилло-Белозерского в Троице-Сергиев монастырь. Отношение царя Ивана Грозного к опальному митрополиту оставалось благосклонным. В послании князю Андрею Курбскому царь говорит о митрополите Иоасафе как о жертве боярских распрей. Положительное отношение к личности митрополита Иоасафа сохраняется в «Царственной книге» на протяжении изложения всех событий, к которым он был причастен. В 1551 году во время работы в Москве Стоглавого Собора святителю Иоасафу присылали для просмотра и замечаний соборные постановления. В одном из своих замечаний он советовал, чтобы «полоняные деньги» брались из казны митрополита и из монастырей, а не собирались с крестьян, которые и так обременены большими податями.
Митрополит Иоасаф был человеком образованным для своего времени и много занимался литературной деятельностью. Ему приписывают составление Жития Серапиона, архиепископа Новгородского. Судя по сохранившейся библиотеке митрополита Иоасафа, он был большим любителем не просто книжности, но и ценителем художественного оформления рукописей. Многие рукописи из его библиотеки отличаются красивым письмом, а также внешним оформлением. В описи Троице-Сергиева монастыря 1642 года приведен большой перечень книг, принадлежавших некогда святителю. Уникальность библиотеки митрополита Иоасафа заключается в том, что в его коллекцию входят рукописи произведений его современников, с которыми он в той или иной степени был связан. Это, в частности, список «Круга миротворного», составленного по его благословению в 1540 году священником новгородского Софийского собора Агафоником. Собственностью владыки Иоасафа был сборник сочинений Максима Грека, представляющий собой собрание сочинений, составленное автором и собственноручно им правленное (РГБ, собр. МДА, фунд., № 42). Сборник был создан в самом конце сороковых – начале пятидесятых годов XVI века, когда Максим Грек проживал вместе с митрополитом Иоасафом в Троице-Сергиевом монастыре. Согласно Сказанию о Максиме Греке, улучшение положения Максима Грека в заточении наступило именно при митрополите Иоасафе.
Святитель Иоасаф мирно почил 27 июля 1555 года в Троице-Сергиевом монастыре.
Мощи его до сего времени почивают в Троице-Сергиевой лавре в южном притворе Троицкого собора, называемом Серапионовой палатой.
Труды:
Исповедание православной веры // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. – СПб., 1836. – Т. 1. № 184.
Житие Серапиона, архиепископа Новгородского // Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1879. – Кн. 2. – С. 47–49.
Переписка между митрополитом Макарием и бывшим митрополитом Иоасафом Скрипицыным // Судные списки Максима Грека и Исака Собаки / Изд. подгот. Н. Н. Покровский. – М., 1971. – С. 130–132.
Стоглав. – 3-е изд. – Казань, 1912. – С. 193–200.
Литература:
Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 1. – С. 1659, 1661, 1662; т. 2. – С. 31–33, 53–54, 59, 83, 414, 415, 425, 428.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 6. – С. 208.
Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Сергиев Посад, 1892. – С. 137.
Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры, составленное по рукописным и печатным источникам профессором Московской Духовной Академии А. В. Горским в 1841 году, с приложениями архимандрита Леонида. – М., 1890. ч. 2 – С. 80.
Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 337, 340, 351, 352,
прим., 361, 362.
Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых православною Российской Церковью...: в 12 т. – М., 1884–1885. – С. 338–340.
Кедров Н. И. Просветительская деятельность Троице-Сергиевой лавры в первые 3 века ее существования (краткий исторический очерк). – М., 1892. – С. 51.
Едлинский М. Е., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. – 2-е изд. – СПб., 1899.
Димитрий (Самбикин). архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. – Каменец-Подольск, Тверь. 1892–1902; вып. 4. – С. 359–360.
Зверинский В. В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем: в 3 т. – СПб., 1890–1897; 1892. – Т 2. № 1234.
Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. – СПб., 1882. – С. 259.
Голубинский Е. Е. История канонизации святых в русской церкви. – 2-е изд. – М., 1903. – С. 329.
Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. – М., 1852. – С. 185.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 452.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1405.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 5, 138.
Карамзин Н. М. История государства Российского: в 12 т. – 5-е изд. – СПб., 1842–1843. – Т. 7, прим. 312, 328, 331.
Н. Д[урново . Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 13.
Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. – СПб., 1891, № 551.
Месяцеслов Сергиевой лавры. – М., 1851. – С. 15–16.
Описание Сергиевой лавры. – М., 1842. – С. 73–74.
Московский некрополь: в 3 т. – СПб., 1907– 1908. – Т. 1. – С. 512.
Список погребенных в Троице-Сергиевой Лавре от основания оной до 1880 г. [893 имени]. – М., 1880, № 66.
Исторический вестник. – СПб., 1887, май. С. 259.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./ Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911. – Т. 7. – С. 167–171.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 1. – С. 1103.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907. – Т 13-а, кн. 26. – С. 718.
Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 8. – С. 292–293.
Шахматов А. А. Иоасафовская летопись // Журнал Министерства народного просвещения. – СПб., 1834–1917; 1904. июнь. – С. 69–79.
Полное собрание русских летописей: в 24 т. / Издано Археографическою комиссиею. – СПб., 1841–1921; 1904. т. 13. – С. 48, 132–133, 136, 140–141.
Розанов С. П. «Никоновский» летописный свод и Иоасаф, как один из его составителей // Известия по русскому языку и словесности Академии наук СССР. – 1930. – Т. 3. кн. 1. – С. 269–287.
Послания Ивана Грозного / Подг. текста Д. С. Лихачева и Я. С. Лурье. – М.; Л., 1951. – С. 34.
Иоасафовская летопись / Под ред. А. А. Зимина. – М., 1951. – С. 3–15.
Клосс Б. М. Библиотека московских митрополитов в XVI веке // Проблемы палеографии и кодикологии в СССР. – М., 1974. – С. 116.
Синицына Н. В. Максим Грек в России. – М., 1977. – С. 161–175.
Клосс Б. М. Никоновской свод и русские летописи XVI-XVII вв. – М., 1980. – С. 17–173.
Дмитриева Р. П. Иоасаф (Скрипицын) // Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л., 1988. – Вып. 2. ч. 1. – С. 409–411.