Иоасаф, митрополит Киевский (Кроковский или Краковский)
До 1670 года обучался в Киево-Могилянской коллегии, ректором которой в эти годы был Варлаам (Ясинский, † 1707), митрополит Киевский, ставший впоследствии покровителем Иоасафа.
Около 1673 года он отправился для завершения образования на Запад, где слушал лекции в разных заграничных учебных заведениях, в том числе в Коллегии святого Афанасия в Риме.
По возвращении из-за границы в Киев был пострижен в монашество в Киево-Печерской лавре и вскоре назначен профессором Киево-Могилянской коллегии.
Он обладал выдающимся педагогическим талантом и как преподаватель зарекомендовал себя с хорошей стороны.
В коллегии Иоасаф преподавал риторику (1683), философию (1685–1689), затем был префектом.
В начале 1689 года, оставаясь префектом коллегии, Иоасаф был избран игуменом Киевского Николаевского Пустынного монастыря, затем определен ректором на 1689/90 учебный год.
В 1693 году вторично назначен ректором коллегии и одновременно игуменом Киево-Братского монастыря.
За период своего ректорства (1693–1697) игумен Иоасаф много сделал для укрепления экономического положения коллегии и добился того, что она была признана высшим учебным заведением.
Добрую память о себе оставил игумен Иоасаф и в управляемых им монастырях (Киево-Братском и Николаевском Пустынном), значительно благоустроив их. В обеих обителях при нем были построены величественные каменные церкви на средства гетмана Мазепы И. С.
С 29 июня 1697 года Иоасаф был назначен архимандритом Киево-Печерской лавры, которую за 10 лет пребывания в ней значительно благоустроил.
19 октября 1707 года архимандрит Иоасаф собором Киевского духовенства был избран в митрополита Киевского.
15 августа 1708 года архимандрит Иоасаф в Москве был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Киевского.
Он управлял Киевской митрополией в трудное время. В своей церковно-общественной деятельности митрополит Иоасаф явил себя архипастырем весьма деятельным и ревностным защитником своей православной паствы, находившейся под польским владычеством. Он мудро и тактично умиротворял народ Малороссии.
Конец жизни митрополита был весьма печален. Он был оклеветан сыном Петра I царевичем Алексеем Петровичем, который под пыткой заявил, что якобы имел переписку с Киевским митрополитом Иоасафом, предлагавшим поднять народ на восстание с целью свержения Петра I и захвата престола. Митрополит Иоасаф был вызван в Петербург на допрос. Его, больного, успели довезти только до Твери, где он 1 июля 1718 года скончался в Тверском Михаило-Архангельском монастыре. Через несколько дней был получен царский указ о возвращении митрополита Иоасафа в Киев, так как царевич Алексей сознался, что напрасно оговорил митрополита.
Царь Петр I распорядился совершить погребение почившего «как обыкновенно», и погребение было совершено «по чину архиерейскому» преосвященным Варлаамом, архиепископом Тверским. Погребен митрополит Иоасаф в Тверской соборной церкви 24 августа 1718 года.
Митрополит Иоасаф был почитателем святой великомученицы Варвары; он составил ей акафист и установил чтение его в храмах по вторникам.
Труды:
Акафист святой великомученице Варваре.
Сказание об обретении мощей святой Юлиании.
Предисловие к служебнику.
Литература:
Сементовский Н. М. Киев, его святыни, древности, достопамятности и сведения, необходимые для его почитателей и путешественников. – 6-е изд. – Киев и СПб., 1881. – С. 63.
Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 625, 626.
Захарченко М. М. Киев теперь и прежде [988–1888]. – Киев. 1888. – С. 199, 226.
Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем – Академией: в 2 т. – Киев. 1856.
Барсуков Н. П. Путешествие по святым местам Запада и Востока Барского // Русский вестник. – М., 1884.
Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. – СПб., 1889. – С. 116.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев. 1913. – С. 1403.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 295, 299.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 7, 13, 18, 21.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 16.
Скворцов И. М. Описание Киево-Софийского собора. – Киев. 1854. – С. 30.
Киево-Златоверхо-Михайловский монастырь. Исторический очерк от основания его до настоящего времени. – Киев, 1889. – С. 69.
Серафим (Чичагов), архимандрит. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губернии. – 2-е изд. – СПб., 1903. – С. 25.
Известия по Казанской епархии. – 1879, № 24. – С. 693.
Православный собеседник. – Казань. 1867. ноябрь. – С. 183–184.
–»– 1907. апрель. – С. 537.
–»– 1914, май. – С. 949.
Труды Киевской духовной академии. – 1879, май. – С. 120–121.
Душеполезные размышления. – М., 1878–1887; 1884. – С. 393.
Русский архив. – М., 1912, № 6. – С. 295.
Иннокентий, епископ. Храм-памятник на Казацких могилах под Берестечком // Журнал Московской Патриархии. – М., 1954, № 3. – С. 15.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911. – Т. 7. – С. 177–180; т. 10. – С. 601.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 2. – С. 1328.
Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 8. – С. 289–290.