Симеон, архиепископ Сибирский и Тобольский
Родился в Новгородской губернии.
Монашество принял в Троицком Макариев-Желтоводском монастыре.
С 1649 года был игуменом Боровского Пафнутиева монастыря.
9 марта 1651 года в Московском Успенском соборе патриархом Иосифом хиротонисан во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан архиепископа. Вскоре по приезде в Тобольск построил при архиерейском доме домовую церковь во имя 40 мучеников Севастийских, в память дня своей хиротонии.
22 января 1654 года выехал в Москву для присутствия на Соборе по делу исправления богослужебных книг.
14 декабря 1654 года вернулся в Тобольск.
Архиепископ Симеон, сочувствовавший протопопу Аввакуму, находившемуся в изгнании в Тобольске, дал ему священническое место. Но и в Тобольске протопоп Аввакум скоро успел вооружить против себя многих. Дьяк архиепископского двора Иван Струна за что-то невзлюбил и преследовал дьячка той церкви, в которой служил Аввакум. Однажды, во время отъезда архиепископа Симеона в Москву, когда Аввакум с дьячком своим Антоном отправлял вечерню, Струна вбежал в церковь и схватил Антона на клиросе за бороду. Аввакум тотчас оставил службу, затворил и замкнул двери церкви, чтобы не впустить никого из пришедших с Струною, а самого Струну с помощью дьячка посадил на полу среди церкви и отстегал его ремнем «нарочито». Родственники Струны, также попы и чернецы, возмутили весь город, чтобы убить Аввакума, так что он целый месяц бегал от них и скрывался, иногда ночевал в церкви, иногда уходил к воеводе. Когда возвратился архиепископ, Аввакум пожаловался ему и прибавил, что в его отсутствие дьяк Струна не подверг никакому наказанию одного кровосмешника, взяв с него полтину. Владыка велел сковать дьяка Ивана Струну, но Струна ушел к воеводам в приказ. Воеводы отдали Струну на поруки боярскому сыну Бекетову. А владыка, по совету Аввакума, предал Струну в Неделю Православия проклятию. И это проклятие до того поразило Бекетова, что он вышел из себя и тут же в церкви бранил архиепископа и Аввакума, а на пути в дом свой внезапно скончался. Владыка и Аввакум приказали бросить тело несчастного среди улицы собакам и только через три дня похоронили. Полагают, что архиепископ Симеон сочувствовал и другим расколоучителям. За это патриарх Никон запретил в священнослужении архиепископа Симеона на целый год (с 25 декабря 1656 по 25 декабря 1657 года).
В августе 1660 года архиепископ Симеон самовольно выехал в Москву с жалобой на тобольского воеводу, боярина князя И. А. Хилкова. Дело это он не выиграл, но получил полное удовлетворение своего ходатайства о нуждах епархии.
1 марта 1663 года вторично выехал в Москву, по вызову государя.
16 февраля 1664 года уволен на покой и отправлен на обещание в Московский Покровский монастырь. В том же году на него возложена должность смотрителя и старшего справщика церковных книг на печатном дворе в Чудовом монастыре.
В 1675 году патриархом Иоакимом послан в Макариев-Желтоводский монастырь для свидетельствования мощей преподобного Макария, скончавшегося 25 июля 1444 года.
Скончался архиепископ Симеон в Московском Чудовом монастыре, но неизвестно когда (в 1678 году был еще жив).
Архиепископ Симеон был человек прямой, энергичный, ревниво оберегал свои права и отстаивал права угнетаемых. «Повелено нам, богомольцам твоим, – говорил он в одной записке царю, – беспомощным в напастях руку помощи подавать», поэтому у него были частые столкновения с воеводами.
Много потрудился святитель над благолепием службы, над благоустройством церквей. Во время его управления Сибирской епархией в ней были основаны монастыри: Межугорский Иоанно-Предтеченский (1653), Кодинский Свято-Троицкий, Спасский в городе Якутске, Турханский Троицкий (1660), Алексиевский (во имя Алексия, человека Божия) в городе Томске (1662), Троицкий в Киренске (1663).
Время управления Сибирскою епархией преосвященным Симеоном ознаменовано прославлением некоторых чудотворных икон и явлением мощей мученика Василия Мангазейского († 1602; память 22 марта/4 апреля). В августе 1659 года по благословению архиепископа Симеона было произведено свидетельствование мощей святого Василия.
Литература:
Стафилевский И. Краткое сказание о жизни и чудесах преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца. – СПб., 1891.
Сулоцкий А. И., протоиерей. Тобольские и томские архипастыри, или Краткая история Тобольской и Томской епархии. – Омск, 1881.
Абрамов Н. А. Симеон, архиепископ Сибирский и Тобольский (1651–1664) // Странник. – СПб., 1867, № 8, август.
Путинцев М. Архипастыри Тобольской епархии. – Омск, 1892. – Ч. 2, отд. 1 (Тобольские епархии).
Диев М. Я., протоиерей. Поверка иерархических каталогов Российских древних епархий с летописями и актами (рукопись архива Святейшего Синода). – 1859. – С. 821–827.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1415.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 317, 571.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 53.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 861.
Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 18. – С. 462–463.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 7. – С. 152, 294.
Минея март. – М., 1984. – Ч. 2. – С. 142–144.