Серафим, епископ Самарский и Ставропольский (Протопопов Симеон Иванович)
Родился в 1818 году в городе Москве в семье священника.
Первоначально обучался в Московской духовной семинарии.
В 1840 году поступил в Московскую духовную академию.
12 декабря 1844 года, по окончании курса духовной академии, назначен учителем Казанской духовной академии.
15 ноября 1845 года получил степень магистра и назначен бакалавром Казанской духовной академии.
8 ноября 1847 года пострижен в монашество; 19 ноября рукоположен в иеродиакона, 20 ноября – во иеромонаха.
С 11 июля 1851 года – профессор Казанской духовной академии.
8 июня 1852 года возведен в сан архимандрита.
27 июня 1854 года назначен инспектором Казанской духовной семинарии, редактором журнала «Православный собеседник» и членом цензурного комитета.
11 октября 1855 года переведен ректором Симбирской духовной семинарии.
9 июня 1856 года перемещен на ту же должность в Тверь.
31 декабря 1857 года поставлен настоятелем Тверского Отроча монастыря.
10 апреля 1866 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии.
С 14 апреля 1869 года – епископ Смоленский и Дорогобужский.
2 октября 1874 года перемещен епископом Рижским и Митавским.
8 декабря 1877 года назначен епископом Самарским и Ставропольским.
В 1886–1888 годах присутствовал в Святейшем Синоде по вопросу изменения и дополнения учебной программы духовных училищ.
Скончался 11 января 1891 года после двухмесячной тяжелой болезни. Погребен в Самарском Александро-Невском соборе, в приделе святителя Алексия.
Епископ Серафим по своим личным качествам, образованию, твердости характера и непреклонности воззрений и убеждений был одним из выдающихся иерархов Русской Церкви.
Он не писал для печати, но беседа его, постоянно умная и поучительная, всегда отличалась тактом, многоведением, замечательною критическою оценкою фактов и глубиною мысли. Он оставил о себе прекрасную память в Казанской духовной академии. Был отличным администратором по управлению епархией, заботился о разработке письменных памятников, требовал составления церковных летописей.
Особенным попечением епископа Серафима пользовалось училище для девиц духовного звания. Он расширил здание училища, улучшил содержание воспитанниц.
Прекрасно знал древние языки (еврейский, греческий и латинский) и новые (немецкий и французский).
Вел строго аскетическую жизнь. Был духовным руководителем будущего епископа Омского и Семипалатинского Григория (Полетаева, † 1914).
В отношении к людям был очень добр, сердечен, справедлив и отзывчив на всякое доброе дело. Его обращение с другими может служить образцом благородства. Ум, энергия, полезный труд, серьезное отношение к делу всегда находили в нем соучастника и покровителя, а также просвещенного руководителя. Много внимания и энергии уделял развитию школьного образования.
Будучи инспектором Казанской духовной академии, отличался большой строгостью. Студенты звали его «пилой» за придирчивость и мелочные нападки, но уважали его за то, что он старался приготовить всегда отличный стол, белье и платье студентам. Тут действительно «пилил» он эконома Филарета без всякого милосердия, несмотря на то, что монах Филарет был под покровительством ректора Агафангела. Студенты благодарны были Серафиму и за его руководство в практической жизни – он нередко после вечерней молитвы преподавал им самые дельные правила житейского обращения, поведения в чужом доме и прочее.
В Самарской епархии его с любовью и уважением вспоминали не только священники, но и их жены, бывшие воспитанницы епархиального училища, которому преосвященный уделял много внимания. При нем был выстроен в Самаре новый Александро-Невский собор, где он нашел себе вечное упокоение.
Литература:
Санковский А. В. Краткое описание церквей Смоленской епархии. – Смоленск, 1898, вып. 1. – С. 16.
Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древних времен до настоящего времени. – Новгород, 1897.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1410, 1411, 1413.
Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872. № 386.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 42, 383, 453, 593.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М.,. 1888. – С. 20, 33, 77, 78.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896. № 386.
Самарские епархиальные ведомости. – 1869. № 11. – С. 245.
–»– 1878, № 4. – С. 74–76.
–»– 1879, № 11. – С. 193; № 20. – С. 386.
–»– 1886, № 7. – С. 161; № 13. – С. 261.
–»– 1887, № 7. – С. 163.
–»– 1891, № 1. – С. 32; № 2. – С. 33–41, 61–64; № 3. – С. 57–93; № 5. – С. 150–157; № 13. – С. 437.
–»– 1892, № 2. – С. 84.
–»– 1893, № 3. – С. 27–34.
Приложение к Самарским ведомостям. – 1886, № 3. – С. 57.
Христианское чтение. – СПб., 1869, июнь. – С. 978, 980.
–»– 1872, май. – С. 184; июнь. – С. 215.
–»– 1875, июль-декабрь. – С. 532.
Душеполезное чтение. – М., 1906, март. – С. 421.
Известия по Казанской епархии. – 1878, № 2. – С. 34.
–»– 1886, № 12. – С. 290.
Исторический вестник. – СПб., 1882, октябрь. – С. 19.
–»– 1889, октябрь. – С. 232–233.
Труды Киевской духовной академии. – 1888, сентябрь. – С. 219; октябрь. – С. 59.
Русская старина. – СПб., 1870–1918; 1907, октябрь. – С. 41.
Православный собеседник. – Казань. 1898, октябрь. – С. 374.
–»– 1900, ноябрь. – С. 480.
–»– 1902, ноябрь. – С. 742.
Церковный вестник. – СПб., 1891. № 3. – С. 4748 (некролог).
Журнал Московской Патриархии. – М., 1959, № 11. – С. 43.
Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1891, № 3. – С. 86–87.
–»– 1900, № 52. – С. 2180.
Русский архив. – М., 1910. – Кн. 1, № 1. – С. 100.
Православное обозрение. – М., 1886, январь. – С. 637–640.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 2. – С. 1954, 1993, 2082.
Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 18. – С. 347.