Источник

Серафим, архиепископ Воронежский и Задонский (Аретинский Александр)

Родился в 1812 году в Орловской губернии в семье священника.

Первоначально обучался в Орловской духовной семинарии.

В 1833 году поступил в Киевскую духовную академию.

26 мая 1837 года пострижен в монашество; 16 июня рукоположен во иеродиакона; 31 июля – во иеромонаха; 1 сентября того же года окончил духовную академию и оставлен в ней учителем.

15 декабря 1837 года удостоен степени магистра богословия и назначен бакалавром Киевской духовной академии.

1 июля 1842 года назначен инспектором Казанской духовной академии.

В том же году 16 июля возведен в сан архимандрита.

21 августа 1846 года переведен на должность ректора вновь открытой в городе Ставрополе Кавказской духовной семинарии.

20 октября 1848 года переведен в Могилев настоятелем Братского Богоявленского монастыря.

17 мая 1852 года перемещен ректором Херсонской духовной семинарии и настоятелем Одесского Успенского монастыря.

Со 2 декабря 1858 года – ректор Тамбовской духовной семинарии и настоятель Козловского Троицкого монастыря.

10 января 1860 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии, с правом управления Златоверхим Михайловским монастырем.

С 4 января 1865 года – епископ Воронежский и Задонский.

С 28 марта 1871 года – архиепископ.

Скончался 22 апреля 1886 года. Погребен в Благовещенском храме в Воронеже.

Архиепископ Серафим отличался благочестивой жизнью, гуманностью и нестяжательностью. «Про него говорили, – рассказывала игумения Евгения (Озерова), – что архиерей не века сего, смирение его дивное. Со слепым старичком поменялся одеждою, взяв старенькую себе. Пришла к нему женщина с просьбой и, конечно, кланялась ему в ноги, а он рассмеялся да и говорит: посмотрим, старица, умеют ли архиереи низко кланяться, – да и сам бух ей в ноги. Вот какой святитель преподобный и пресмиренный, ныне мало уже таковых».

Между тем имеются нелестные отзывы о владыке Серафиме в период его преподавательской деятельности. Вот отрывок из дневника писателя В. И. Аскоченского: «Другие части богословия несколько лет уже читает бакалавр Серафим, и несколько лет уже читает прескверно. Вот человек, который так ловко посмеялся над неудачным лафатерством Иннокентия! Мы думали, что из Аретинского, который в студенчестве бросал взгляды выше черемухи, что стоит возле академической столовой, мы, говорю, думали, что он будет одним из светил доморощенного музея – не тут-то было. Без всяких сведений, без ученого такта, с одной пустопорожней идеей, он уже пятый год путает, как говорится, бабушку, чем дальше, тем хуже – византизма гибель, а толку – ни крошки. Зато ж и студенты отделывают его. Из пяти десятков редко бывает один десяток, и тот зевает до ушей и разбегается кийждо по единому».

Труды:

Слова и речи. Два тома с приложением магистерской диссертации на тему: «Рассуждение о том, что истинная философия может быть почерпнута только из Божественного Откровения». – СПб., 1876.

Слова и речи. – Казань, 1848.

О христианской религии // Странник. – СПб., 1875.

Литература:

Захарченко М. М. Киев теперь и прежде [988–1888]. – Киев, 1888. – С. 287.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1398, 1403.

Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, № 361.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 11, 491, 499, 839, 895.

Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 361.

Православное обозрение. – М., 1864, май-август. – С. 111–112, 117–118, 212.

–»– 1873, январь. – С. 65.

Церковный вестник. – СПб., 1886, № 17.

Душеполезное чтение. – М., 1897, ч. 2. – С. 532.

Труды Киевской духовной академии. – 1873, февраль. – С. 119.

Известия по Казанской епархии. – 1878, № 16. – С. 492.

–»– 1876, № 16. – С. 502.

Самарские епархиальные ведомости. – 1868, № 10. – С. 214–215.

Исторический вестник. – СПб., 1882, февраль. – С.214–215.

Христианское чтение. – СПб., 1868, май. – С. 729.

–»– 1875, июль-декабрь. – С. 490.

Записки игумении Евгении Озеровой // Русский архив. – М., 1898. – Кн. 2. – С. 396.

Русский архив. – М., 1904. – Кн. 3, № 10. – С. 207.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911. – Т. 3. – С. 846; т. 10. – С. 620.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 1. – С. 552; т. 2. – С. 2040.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907. – Т. 29-а. – С. 590.

Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 18. – С. 346–347.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 17, 61.


Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах. / Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004. / Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7

Комментарии для сайта Cackle