Серапион, святитель, архиепископ Новгородский и Псковский († 1516; память 16/29 марта, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых, 6/19 июля в Соборе Радонежских святых)
Родом из подмосковного села Пехерке (или Пехорки).
Один год был священником. Овдовев, принял монашество в Дубенском Успенском монастыре Владимирской губернии и был в нем настоятелем. Затем переведен в Успенский Стромынский монастырь, где был игуменом.
С 1495 года – игумен Троице-Сергиева монастыря.
15 января 1506 года (против своего желания) хиротонисан во епископа Новгородского и Псковского с возведением в сан архиепископа.
Как и его предшественник по новгородской кафедре архиепископ Геннадий (Гонзов, † 1504; память 4/17 декабря), архиепископ Серапион отстаивал право монастырей на крупные земельные владения и спорил в связи с этим с Иваном III на Соборе 1503 года, обсуждавшем этот вопрос. Назначенный архиепископом на место сосланного архиепископа Геннадия, архиепископ Серапион продолжал его политику. С этим, очевидно, связано столкновение архиепископа Серапиона с Иосифом Волоцким († 1515; память 9/22 сентября), начавшим после расправы великого князя над еретиками в 1504 году сближаться с великокняжеской властью. Когда Иосиф Волоцкий, столкнувшись с удельным князем Волоколамским, покушавшимся на монастырские земли. отдал свой монастырь под власть великого князя Василия III, архиепископ Серапион не признал этого акта (совершённого без его ведома) и отлучил в 1509 году Иосифа от Церкви. В ответ на это церковный Собор во главе с митрополитом Московским и всея Руси Симоном († 1511) отлучил и лишил сана самого архиепископа Серапиона; он был сослан в Андроников, затем в Троице-Сергиев монастырь. В Послании митрополиту Симону, сохранившемуся до настоящего времени, архиепископ Серапион писал: «Что, господине, сказываете, что аз не назнаменал вины прехвальному нашему Иосифу? Ино ему первая вина, что из моего предела от святыя церкви Божия Премудрости изскочил... Вы же, господине, что усмотрели? Какову правду его обыскали?..» Архиепископ Серапион обвинил Иосифа Волоцкого в том, что «в его лжах злых мнози от государя в темницах заключены», имея в виду, очевидно, бесчисленные аресты лиц, заподозренных в сочувствии разгромленной в 1504 году новгородско-московской ереси жидовствующих. Опала святителя Серапиона вызвала горячие споры даже среди лиц, покровительствовавших Иосифу Волоцкому. В 1511 году Василий III повелел митрополиту Симону примириться с архиепископом Серапионом и снять с него отлучение от Церкви. Собором святителей архиепископ Серапион был освобожден из заточения и остаток дней провел в Троице-Сергиевом монастыре. Митрополит Симон перед своей смертью по воле великого князя пригласил архиепископа Серапиона, благословил его, принял от него прощение и отпустил его в Сергиеву лавру. Новый митрополит Варлаам не был связан с Иосифом Волоцким. Василий III выразил желание, чтобы Иосиф «бил челом» архиепископу Серапиону, но примирение между ними не состоялось: в 1515 году умер Иосиф Волоцкий, а вскоре и архиепископ Серапион.
Последние годы своей жизни святитель Серапион провел в непрестанном подвиге богомыслия и молитвы в обители преподобного Сергия, сподобившись от Господа дара прозорливости. В час кончины преподобного Иосифа Волоцкого, 9 сентября 1515 года, святитель Серапион встал и сказал бывшим при нем: «Брат наш Иосиф преставился. Да простит ему Бог: бывает подобное и с праведными».
Скончался архиепископ Серапион 16 марта 1516 года, примирившись со всеми и приняв схиму. Мощи святителя Серапиона были обретены 7 апреля 1517 года и почивают под спудом в так называемой Серапионовой палате, близ Троицкого собора, до настоящего времени.
В 1559 году архиепископу Серапиону было установлено местное празднование. Текст службы святителю Серапиону был составлен иноком Трифиллием, о котором упоминается в одном из списков его Жития.
В 1608 году во время осады Троице-Сергиева монастыря поляками «мнози черноризцы и миряне видеша вшедша в церковь Святыя Троицы Серапиона, архиепископа Новгородскаго, в святительской одежде, и во святем олтари пред образом Святыя Богородицы ставша».
Труды:
Послание митрополиту Симону // Послания Иосифа Волоцкого / Подгот. текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. – М.; Л., 1959. – С. 331–333 (ср.: Там же, с. 266–267).
Литература:
Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троице-Сергиева лавра. – М., 1909. – С. 146, 153.
Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древних времен до настоящего времени. – Новгород, 1897.
Кедров Н. И. Просветительная деятельность Троице-Сергиевой лавры в первые три века ее существования (краткий исторический очерк). – М., 1892. – С. 43–44.
Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 286, 287, пр. 19.
Толстой М. В. Несколько слов об Успенском Дубенском монастыре / Чтения в императорском обществе истории и древностей российских. – М., 1860. – Кн. 1. – С. 45–50.
Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых / Сост. Д. А. Эрнстов, М. Л. Яковлев. – 2-е изд. – СПб., 1862. – С. 210.
Димитрий (Самбикин), архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. – Каменец-Подольск, Тверь, 1892–1902, вып. 9, май. – С. 71; вып. 8, апрель. – С. 38.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1406.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 85, 138.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 419, 452.
Житие святителя Серапиона, архиепископа Новгородского. – Свято-Троице-Сергиева лавра, 1912.
Житие преподобного Иосифа Волоколамского, составленное неизвестным, с предисловием и примечанием К. Невоструева / Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – М.– Сергиев Посад, 1863–1894; 1865.
Историческое описание Московского Спасо-Андрониева монастыря. – М., 1865. – С. 27–29.
Полное собрание русских летописей: в 24 т. / Издано Археографическою комиссиею. – СПб., 1841–1921. – Т. 4 (Софийские летописи). – СПб., 1853. – С. 249–250.
Сергий (Спасский), архиепископ. Верный месяцеслов всех русских святых. – М., 1903. – С. 12.
Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. – СПб., 1891, № 550.
Московский некрополь: в 3 т. – СПб., 1907–1908. – Т. 3. – С. 92.
Троицкий Патерик. – Сергиев Посад, 1896. – С. 169–173.
Список погребенных в Троице-Сергиевой Лавре от основания оной до 1880 г. [893 имени]. – М., 1880, № 67.
Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний / Под ред. С. Н. Южакова: в 20 т. – СПб., 1900–1905. – Т. 17. – С. 290.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 2. – С. 2035.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907. – Т. 29-а. – С. 587.
Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 18. – С. 340.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 18.
Минея март. – М., 1984. – Ч. 2. – С. 31–32.
Лурье Я. С. Серапион // Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л., 1989. – Вып. 2, ч. 2. – С. 319–320.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 4, ч. 1. – С. 82–85.