Самуил, митрополит Киевский и Галицкий (Миславский Симеон Григорьевич)
Родился 24 мая 1731 года в селе Полошки Глуховского полка в семье священника.
В 1742 году поступил в Киевскую духовную академию.
12 апреля 1754 года пострижен в монашество; 25 ноября рукоположен во иеродиакона.
По окончании духовной академии оставлен преподавателем при ней.
6 января 1756 года рукоположен во иеромонаха.
7 ноября 1757 года назначен префектом Киевской духовной академии и преподавателем философии.
С 1 сентября 1759 года исполнял обязанности ректора Киевской духовной академии.
16 января 1761 года возведен в сан архимандрита Киево-Братского Богоявленского монастыря и назначен членом консистории.
12 августа 1768 года переведен в Киевский Николаевский Пустынный монастырь.
28 декабря 1768 года хиротонисан во епископа Белгородского и Обоянского.
В 1769 году он разработал новую инструкцию о порядке, методах и объеме преподавания в каждом учебном классе Харьковского коллегиума. Получили признание при епископе Самуиле и «прибавочные» классы коллегиума, к которым так неблагосклонно отнесся его предшественник епископ Порфирий (Крайский, † 1768). Особое значение преосвященный Самуил придавал изучению иностранных языков в этих классах. Не имея преподавателей иностранных языков, он послал на свой счет двух наиболее способных студентов в Германию для изучения немецкого языка и подготовил к преподаванию его в коллегиуме.
Французский язык преподавал в коллегиуме преподаватель-француз. С ним был заключен договор, и он готовил способных студентов в преподаватели французского языка.
Вместе с изучением иностранных языков было обращено внимание и на более тщательное изучение русского языка, т. к. до этого времени он изучался очень мало, уступая место господствующему тогда в школах латинскому языку. Епископ Самуил изменил существовавшее положение и введением новой инструкции возвысил русский язык над латинским.
С изменением и усовершенствованием учебного процесса епископ Самуил заботился и о хозяйственном благоустройстве коллегиума, а особенно находящегося при нем сиропитательного дома. Этот дом был предметом постоянных его забот. Он построил для него новое здание на средства паствы и свои личные.
Уделяя главное внимание коллегиуму, преосвященный Самуил не отказывался и от подготовительных братских школ, открытых епископом Петром (Смеличем, † 1744), но ко времени служения преосвященного Самуила прекративших свое существование. По просьбам духовенства епископ Самуил разрешил вновь открыть подготовительные школы, и не только в прежних, но и в других местах. Причем, разрешая открывать школы, он требовал, чтобы они имели направление славяно-российское.
Однако, несмотря на существование в епархии учебных заведений, образованного духовенства не хватало. Особенно печально было то, что и образованные священники нерадиво относились к своим обязанностям, почти не проповедовали в храмах слово Божие. Такое нерадение священства к исполнению важной обязанности их звания глубоко огорчало архипастыря, и он был вынужден строгими требованиями возбуждать их к просветительской деятельности. При епископе Самуиле была расширена архиерейская власть по отношению к приходскому духовенству, т. е. выборное начало в приходах стало терять свою силу.
Возвышая свою власть над духовенством, епископ Самуил в то же время всегда был близок к нему, особенно к бедным духовного звания.
Деятельность преосвященного Самуила коснулась и монашеской жизни. Во избежание нареканий на монашество, он своим указом от 24 апреля 1769 года запретил монахам занимать должности приказчиков и управителей в монастырских имениях и рекомендовал назначать на эти должности людей светских, достойных и способных к выполнению порученного дела. Вторым указом епископ Самуил запретил без излишней надобности выдавать отпуска монахам. Со строгостью преследовал архипастырь показное, лицемерное благочестие и самочиние в духовной жизни, ведущие к соблазнам среди простого народа. В то же время он благосклонно относился к благочестивым народным религиозным обычаям и оказывал при необходимости свое содействие. Так, когда из-за ссоры двух монастырей был запрещен крестный ход с иконой Знамения Божией Матери, в котором местные жители находили для себя духовное утешение, преосвященный Самуил обратился в 1770 году в Святейший Синод с прошением возобновить совершение крестного хода. Это прошение при нем удовлетворено не было, и крестный ход стал совершаться вновь только в 1790 году.
24 сентября 1771 года епископ Самуил переведен на Крутицкую кафедру и назначен присутствующим Синодальной конторы.
С 16 сентября 1771 года по 20 января 1775 года управлял Московской епархией.
С 17 февраля 1775 года – член Святейшего Синода, в том же году 17 июля награжден алмазной панагией.
С 17 марта 1776 года – епископ Ростовский и Ярославский.
22 сентября 1777 года возведен в сан архиепископа.
22 сентября 1783 года возведен в сан митрополита Киевского и Галицкого.
С 10 апреля 1786 года – священноархимандрит Киево-Печерской лавры.
Скончался 5 января 1796 года. Погребен в усыпальнице Святой Софии, устроенной в Успенском приделе Софийского собора.
Оценивая личность митрополита Самуила, можно сказать, что это всесторонне образованный богослов, искусный и тонкий диалектик, образцовый проповедник, замечательный лингвист, свободно изъяснявшийся на латинском, польском и французском языках и излагавший свои мысли на немецком и греческом языках; гуманный, правдивый, отзывчивый на все доброе, твердый, смелый и настойчиво проводивший намеченные им цели. Со знанием дела он нес свои архипастырские обязанности, стремился завести лучшие порядки в епархиях, которые занимал, возвысить их благоустройство. Заботился о просвещении духовенства и о повышении его нравственного уровня. Памятником его забот о духовенстве служили основанные им в 1776 году училища в Ростове и Угличе и заложенный дом для духовной семинарии. Он учредил должность благочинных, составил им инструкцию, поднял дело церковной проповеди, снабдил церкви богослужебными и другими полезными книгами, заботился и о материальном благосостоянии духовенства, освободив его от некоторых сборов.
Митрополит Самуил много потрудился и на миссионерском поприще. Им было обращено в Православие более двух миллионов жителей Волыни и Подолии.
Преосвященный Самуил вел праведную жизнь.
За ученые труды был избран членом Российской академии наук.
Труды:
Латинская грамматика. – Киев, 1765.
Догматы православной веры (на лат. и рус.). – Киев. 1760.
Увещательное поучение новому викарию епископу Виктору.
Историческое описание Киевской лавры. – Киев. 1799, 1801, 1804.
Права и преимущества малороссийского духовенства (рукопись лаврской библиотеки).
Начальные трактаты богословских лекций Феофана Прокоповича (изд. в Кенигсберге и Москве в 1773–1776 гг.).
Слово на день вступления на престол императрицы Екатерины. – М., 1768.
Слово на 21 декабря 1768 года. – СПб., 1769.
Слово о силе, правилах и выгодах, в Законе Божием содержащихся. – М., 1776.
Слово о великих предметах учреждений Екатерины. – СПб., 1777; М., 1778.
Слово при первом служении в Киеве 1784 г. – М., 1786.
Речи:
Императрице Екатерине в Москве. – М., 1775;
Императрице Екатерине при посещении Данилова монастыря. – М., 1775;
Императрице Екатерине в Киеве. – Киев, 1787.
Слово на Рождество Христово в 1757 году (в рукописи).
Слово на преподобного Феодосия в 1758 году (в рукописи).
Переписка с игуменом Иаковом // Киевские ведомости. – 1857.
Инструкция с расписанием, когда какие предметы преподавать в академии // История Киевской академии. – С. 129–130.
Литература:
Рождественский Ф. Самуил (Миславский), митрополит Киевский (с 70 письмами, напечатанными с рукописей Киево-Софийского собора и Киевской консистории). – Киев, 1877.
Поселянин Е. Русские подвижники XIX века. Историко-биографические очерки Е. Поселянина. – 3-е изд. – СПб., 1910. – С. 49.
Погожее Е. Н. Идеалы христианской жизни / Е. Поселянин. – СПб., 1913. – С. 202.
Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. – М., 1896. – С. 91.
Захарченко М. М. Киев теперь и прежде [988–1888]. – Киев. 1888. – С. 117, 196, 199.
Эдинг Б. Н. Ростов Великий, Углич. Памятники художественной старины. – М., изд. Кнебель, [1914]. – С. 128.
Евгений (Болховитинов), митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви: в 2 т. – СПб., 1827. – Т. 2. – С. 279–280.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1403, 1404, 1418.
Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, № 123.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 8, 19, 22, 334, 634, 1038.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 40.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 123.
Бекетов П. П. Портреты именитых мужей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. – М., 1843. – С. 45, 46.
Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX вв. – М., изд. Афонского Русского Пантелеймонова монастыря, 1913. – С. 208.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 375–377.
Труды Киевской духовной академии. – 1870, сентябрь. – С. 488.
–»– 1874, март. – С. 3; август. – С. 406.
–»– 1884, октябрь. – С. 286–300.
–»– 1885, май. – С. 122–140.
Православный собеседник. – Казань, 1909, июль-август. – С. 210; ноябрь. – С. 599. Исторический вестник. – СПб., 1885, октябрь. – С. 95.
–»– 1906, январь. – С. 304.
Известия по Казанской епархии. – 1879, № 20. – С. 590.
–»– 1883, № 23, 24. – С. 786.
Русская старина. – СПб., 1870–1918; 1871, апрель. – С. 653–655.
–»– 1876, февраль. – С. 458; май. – С. 49.
Духовный дневник. – Харьков, 1864–1866; 1865, № 2.
Письма Киевского митрополита Евгения Болховитинова к В. Г. Анастасевичу // Русский архив. – М., 1889. – Кн. 2. – С. 375.
Разговор с митрополитом Филаретом // Русский архив. – М., 1889. – Кн. 2. – С. 462.
Скворцов Н. Московский Кремль // Русский архив. – М., 1893. – Кн. 3. – С. 14.
Лебедев А. Архиепископ Иаков Вечерков // Русский архив. – М., 1916. – Кн. 1. – С. 182.
Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний / Под ред. С. Н. Южакова: в 20 т. – СПб., 1900–1905. – Т. 17. – С. 35.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911. – Т. 2. – С. 1243; т. 10. – С. 606–607.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 2. – С. 1329, 2403.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907. – Т. 28-а. – С. 247.
Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 18. – С. 178–179.