Платон, архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический (Любарский Петр)
Родился в Черниговской губернии в семье священника.
Первоначально обучался в Ярославской духовной семинарии. Заканчивал образование в коллегиуме и в Киевской духовной академии. По окончании курса поселился в Вятской епархии, где епископом был его родственник Варфоломей (Любарский, † 1776), и в этой епархии с 1762 года исправлял должность проповедника.
С 1763 по 1772 год – префект и преподаватель разных предметов Вятской духовной семинарии.
18 ноября 1770 года (по другим источникам, 5 августа 1771 года) пострижен в монашество.
В 1771 году возведен в сан игумена Верхочепецкого Крестовоздвиженского монастыря, который в 1769 году был соединен с Слободским Богоявленским монастырем.
5 августа 1772 года назначен ректором Казанской духовной семинарии, учителем и настоятелем Спасо-Преображенского Казанского монастыря.
В 1773 году возведен в сан архимандрита.
В 1779 году вызван на чреду священнослужения в Санкт-Петербург.
С 30 октября 1785 года – настоятель Свияжского Богородицкого Успенского монастыря.
21 июня 1788 года переведен в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь.
31 марта 1792 года переведен в Московский Донской монастырь.
30 мая того же года назначен вторым членом Московской Синодальной конторы.
26 февраля 1794 года хиротонисан во епископа Тамбовского и Пензенского.
11 марта того же года назначен епископом Астраханским и Ставропольским.
1 апреля 1796 года возведен в сан архиепископа.
С 16 октября 1799 года стал именоваться Астраханским и Моздокским.
С 4 декабря 1803 года стал называться Астраханским и Кавказским.
18 августа 1805 года назначен архиепископом Екатеринославским, Херсонским и Таврическим.
В 1809 году получил алмазный крест на клобук.
Скончался 20 октября 1811 года в Екатеринославе. Погребен в Самарском Пустынно-Николаевском монастыре (приписан в 1791 году к архиерейскому дому) в Николаевской церкви.
Об архиепископе Платоне известен анекдот, появившийся около 1810 года. Случилось однажды, что преосвященному Платону в один день предстали благочинный из Олешек с двенадцатилетним сыном и дьячок из села Романково с двумя сыновьями, девяти и восьми лет. Фамилия дьячка была Неумытый. Владыка сделал честь благочинному и стал экзаменовать сына его. Первое испытание состояло в гласном чтении церковнославянской Псалтири, но двенадцатилетний сын благочинного читал плохо, наподобие некоторых нынешних столичных дьячков. Архиерей взял из рук мальчика книгу и передал ее старшему сыну дьячка. Тот зачитал бойко и внятно, без единой ошибки. Платон заставил читать младшего, восьмилетнего, и тот прочел превосходно. Тогда преосвященный поднялся с места, схватил благочинного за бороду и за косы и оттаскал его жестоким обычаем при всех бывших здесь просителях и прислуге. А бил преосвященный Платон ужасно «могуче», потому что роста он был огромного и силы страшной. За свою лихую ухватку и скорость на руку преосвященный Платон получил от духовенства и мирян прозвище «запорожец». Дьячку, который хорошо учил своих детей, преосвященный дал хорошее место, а ребят его сам наблюдал в училище.
Труды:
Поучение к казанской пастве о сохранении верности императрице в октябре 1773 г.
Речь при освящении знамен полка князя Урусова. – М., 1799.
Надгробное слово Бибикову 24 апреля 1774 г.
Две речи на торжество открытия Казанского наместничества. – М., 1781.
Вятская иерархия // Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1846–1918; 1848, № 7.
Астраханская иерархия // Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1846–1918; 1848, № 7.
Известия о Казанском Преображенском монастыре с прибавлением надписей и грамот (рукопись).
Казанская иерархия (рукопись).
Краткое известие о Пугачеве: в 2 т. // Пушкин А. С. История Пугачева.
Письма к Б. Каменскому о пугачевщине (архивы старых дел).
Литература:
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 167.
Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, № 167.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1394, 1400, 1414.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 246, 232, 235, 393.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 147–148, 156, 292, 295, 311, 488, 804, 892.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 52, 62, 65.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 402.
Астраханские епархиальные ведомости. – 1883, № 18.
–»– 1886, № 8 и 9.
–»– 1895, № 21.
Вятские епархиальные ведомости. – 1866, № 1.
Русская старина. – СПб., 1870–1918; 1883, ноябрь. – С. 365.
Православный собеседник. – Казань, 1858, август. – С. 564, 575.
–»– 1898, декабрь. – С. 658.
–»– 1905, июль-август. – С. 484.
Известия по Казанской епархии. – 1870, № 5. – С. 146–158.
–»– 1873, № 6. – С. 175.
–»– 1886, № 10. – С. 211.
–»– 1907, № 10. – С. 298.
Исторический вестник. – СПб., 1881, май. – С. 54, 63–64.
–»– 1893, июнь. – С. 776.
Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 14. – С. 55.
Филарет, архиепископ Черниговский // Русский архив. – М., 1887. – Кн. 3. – С. 340.
Русский архив. – М., 1870, № 4 и 5. – С. 769, 845.
–»– 1871, № 1. – С. 237–240.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12т./ Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911. – Т. 2. – С. 106; т. 5. – С. 357.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 1. – С. 259, 851; т. 2. – С. 1814, 1815.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907. – Т. 23-а (кн. 46). – С. 852.