Пимен, святитель, архиепископ Новгородский и Псковский (Черный) († 1571; память в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых, 22 сентября/5 октября в Соборе Тульских святых)
До епископства был клириком Кирилло-Белозерского монастыря Новгородской епархии.
20 ноября 1552 года хиротонисан в архиепископа Новгородского и Псковского, а 6 декабря уже прибыл в Новгород и сразу же проявил себя как деятельный и рачительный иерарх: «Еще смертоносное поветрие не престало в Новегороде, он же нача служити во святей Софеи и поставляти по обителемь игумены, а по всем церквам священники, и оттоле нача милость Божия быти, помале и поветрие преста».
За семнадцать с лишним лет правления архиепископ Пимен много сделал для преуспеяния вверенной ему епархии. Энергичный иерарх закладывает и освящает новые церкви и устраивает монастыри. В 1554 году архиепископ Пимен, как почитатель памяти блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского († 1392; память 27 июля/9 августа), выстроил над гробом его храм во имя святого великомученика Пантелеймона, память которого празднуется в день кончины блаженного Николая, 27 июля. 30 апреля 1558 года им открыты мощи святителя Никиты, епископа Новгородского, затворника Печерского († 1108; память 31 января/13 февраля и 30 апреля/13 мая), по особому видению. Во сне явился ему муж с едва заметной бородой и сказал ему: «Мир тебе, возлюбленный брат! Не бойся, я предместник твой, шестый епископ Новгорода, Никита. Приспело время, и Господь повелевает открыть мощи мои народу». Проснувшись, Пимен услышал звон к утрени и поспешил в собор. На пути встретился ему благочестивый новгородец Исаакий, который в ту же ночь также видел во сне святителя Никиту, повелевшего ему передать владыке, чтобы не медлил с открытием мощей. Услышав от Исаакия о бывшем ему видении, архиепископ немедленно приступил к открытию святых мощей. Когда была поднята крышка гробницы, увидели священные сокровища благодати: не только тело угодника Божия, но и ризы его сохранились в нетлении. По распоряжению архиепископа Пимена игумен Московского Даниловского монастыря Иоасаф написал вторую редакцию Жития святителя Никиты. В 1560 году архиепископ Пимен основал Введенский Тихвинский женский монастырь. В 1566 году освятил новую церковь Рождества Богородицы на Волотовом погосте, а в 1568 году – новую церковь Николая Чудотворца. Заботился владыка Пимен и о старых храмах: в 1557 году «обложил» Никитинскую церковь, в 1558 году поновил придел Иоакима и Анны в Софийском соборе, а через два года устроил в соборе царское и святительское места, в 1560 году освятил придел Космы и Дамиана в Андреевской церкви на Щитной улице. В 1558 году архиепископ Пимен организовал доставку и торжественную встречу чудотворных икон, взятых царским войском в Нарве, в 1561 году провожал три образа, затребованных царем из Софийского собора. Для Софийского собора был отлит самый большой новгородский колокол-благовестник в 500 пудов, который в 1570 году царем Иваном Грозным был перевезен в Александровскую слободу.
Согласно Житию митрополита Филиппа, архиепископ Пимен первым внял клевете, порочившей митрополита Филиппа (Колычева, † 1569; память 9/22 января, 3/16 июля), и изрек вместе с другими: «Како царя утвержает, самому же неистовая творящу». В ответ гонимый митрополит будто бы пророчески заявил архиепископу Пимену: «И тщишися чужий престол восхитити, но и своего помале извержен будеши». Однако мучения, которые претерпел архиепископ Пимен во время новгородского похода Ивана Грозного, оправдали его в глазах современников. Резкий в своих оценках А. М. Курбский не решается безоговорочно осудить главу новгородской Церкви: с одной стороны, «глаголют его похлебовати мучителю, и гонитель был вкупе на Филиппа митрополита», но, с другой стороны, «был Пимин чистаго и зело жестокаго жительства». В течение длительного времени «царь мирволил к Новогородскому владыке». Будучи в Русской Церкви вторым лицом после митрополита, архиепископ Пимен должен был принимать участие в ответственных государственных делах. В начале 1565 года архиепископ Пимен, наряду с архимандритом Московского Чудова монастыря Левкием, возглавил делегацию в Александрову слободу, которая просила Ивана Грозного вернуться к власти.
По доносу архиепископ Пимен был обвинен в намерении «Новгород и Псков отдати литовскому королю». Царь прибыл в Новгород и в продолжение шести недель, со 2 января по 13 февраля 1570 года, совершал свои страшные казни, от которых погибло несколько тысяч новгородцев и окрестных поселян. Ограблены были не только жилища граждан, но и все монастыри, все церкви, начиная с Софийского собора; из них взяты были кроме казны священные сосуды, лучшие иконы, ризы, колокола и отправлены в Москву. До пятисот игуменов, иеромонахов, иеродиаконов и старцев собраны были из всех новгородских монастырей, всенародно поставлены на правеж и по повелению царя забиты палицами до смерти, а потом развезены по своим монастырям для погребения. При въезде в Новгород царь не только отказался принять благословение архиепископа, но и публично обвинил его в измене. Расправа Ивана Грозного с опальным владыкой произвела большое впечатление на современников, о чем свидетельствуют не только летописные известия, но и рассказы иностранцев. Если верить сообщению Альберта Шлихтинга, царь, надругавшись над саном Пимена, сказал, что ему не пристало быть архиепископом, но следует стать скоморохом и жениться. Воплощая в жизнь свою жестокую шутку, царь велел посадить архиепископа на кобылу, которую назвал его женой, вручил святителю бубны и волынку – атрибуты скомороха. Так владыку, как шута, возили по улицам города. В таком же виде отправили архиепископа в Александровскую слободу, а затем, лишив сана, сослали в Николаевский Веневский монастырь под Тулой, где он вскоре скончался. А. М. Курбский в своей «Истории» утверждал, будто царь еще в Новгороде повелел утопить архиепископа в реке.
Ссылку свою святитель провел в посте и молитве.
Скончался 25 сентября 1571 года.
Архиепископ Пимен почитаем народом за свою праведную, богоугодную жизнь.
Сохранилось два сочинения, подписанных именем архиепископа Пимена.
В посланиях архиепископ Пимен проявил себя начитанным книжником. В числе книг келейной библиотеки священника Кремлевского Благовещенского собора Сильвестра сохранился автограф архиепископа Пимена – переписанный им «Масленик соборной» (ГПБ, Кир.-Белоз. собр., № 519/776).
Труды:
Послание во Псков от 20 августа 1556 года // Субботин Н. И., профессор. Царские вопросы и соборные ответы о многоразличных церковных чинах (Стоглав). С предисловием. – М., 1890. – С. 416–424.
Послание царю Ивану Грозному, «еже побарати храбре противу безбожный Литвы и прескверных лютор» от 24 января 1563 г. и послано «под град Полтеск» // ПСРЛ. – СПб., 1906. – Т. 13, 2-я пол. – С. 351–353 (репринт: М., 1965); М., 1965. – Т. 29. – С. 306–308.
Литература:
Ковалевский И. Юродство о Христе и Христа ради юродивые Восточной и Русской Церкви. – 3-е изд. – М., 1902. – С. 197.
Толстой М. В. Святыни и древности Великого Новгорода. – М., 1862. – С. 25.
Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых православною Российской Церковью...: в 12 т. – М., 1884–1885, июль. – С. 499.
Зверинский В. В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем: в 3 т. – СПб., 1890–1897. – Т. 1. – С. 196, № 334.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1406.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 611.
Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. – СПб., 1882. – С. 457.
Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. – М., 1852. – С. 528.
Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1903. – С. 157, 343.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 36.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 18.
Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. – СПб., 1891, № 769.
Исторический вестник. – СПб., 1893, май. – С. 467.
–»– 1895, май. – С. 549.
Православный собеседник. – Казань, 1860, май. – С. 64; июнь. – С. 180.
–»– 1867, март. – С. 186.
Русский паломник. – 1893, № 9. – С. 135.
Журнал Московской Патриархии. – М., 1945, № 9. – С. 77.
Странник. – СПб., 1906. – Ч. 1. – С. 463–466.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 2. – С. 1808.
Шлихтинг А. Новое известие о России времени Ивана Грозного. «Сказание» Альберта Шлихтинга. – Л., 1934. – С. 29–30.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907. – Т. 23-а. – С. 609.
Курбский А. М. История о великом князе Московском: Отрывки / Подг. текста и примеч. Я. С. Лурье // Изборник. – М., 1972.
Буланин Д. М. Пимен // Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л., 1989. – Вып. 2, ч. 2. – С. 185–188.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 4, ч. 1. – С. 172.