Павел III, епископ Коломенский и Каширский
В 1651 году упоминается игуменом Пафнутиева Боровского монастыря.
17 октября 1652 года хиротонисан во епископа Коломенского и Каширского.
В 1654 году на Соборе выступил против патриарха Никона, как защитник старины. В том же году лишен патриархом Никоном сана и сослан в заточение в Палеостровский монастырь.
Пропал без вести в 1655 году.
Преосвященный Павел – единственный русский епископ, принявший сторону старообрядцев во времена образования раскола. Принадлежал с самого начала реформаторской деятельности Никона к числу лиц, враждебных ему (он был в близких отношениях к протопопу Иоанну Неронову, одному из главных вождей раскола); епископ Павел свою приверженность к старине открыто выразил на Московском Соборе 1654 года, настаивая, чтобы церковные книги были составлены в прежнем виде. Хотя он и подписался под определением Собора относительно необходимости исправления книг, но сделал оговорку, в которой отрицал возможность и надобность изменения правил о поклонах. Патриарх лишил его епископства и сослал в заточение.
Дальнейшая его судьба рассказывается в разных вариантах, из которых ясно одно – что достоверно о нем ничего не известно. В одних версиях говорится, что он сошел с ума и в таком состоянии ушел в лес, где его не то съели звери, не то он утонул в реке.
По раскольничьим рассказам, патриарх Никон сослал его в Новгородский Хутынский монастырь, где игумен его «мучил», а он сам «юродствовал» и потом был убит посланными от Никона. Семен Денисов в «Винограде Российском» говорит, что епископ Павел был сослан в Палеостровский монастырь, откуда был выслан в Новгород, где сожжен в срубе.
Вообще, неизвестность его судьбы создала возможность различных догадок, а может быть, и намеренных измышлений, рассчитанных на то, чтобы как можно больше повредить патриарху Никону и опорочить Православие.
Во время суда над патриархом Никоном ему ставилось в вину самовольное лишение им сана Павла Коломенского, но речь шла только о самоволии, о том, что патриарх присвоил себе права Собора. Самое же низложение, хотя по форме и не вполне законное, по сути дела было совершено справедливо.
Литература:
Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 3. – С. 203, 259, 266, 267.
Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 517, прим. 19. – С. 531, прим. 52. – С. 532, 534, 537.
Марков Н. Коломенская епархия // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – М.-Сергиев Посад, 1863–1894; 1886, август, отд. 3. – С. 223, 224.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 571, 1031.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 46.
Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России до настоящего времени: в 3 ч. – М., 1892–1898. – С. 24.
Деяние Московского Собора, бывшего в царских палатах в лето от создания мира (7162), от воплощения же Божия слова 1654. Изд. Братства святого Петра, митрополита. – М., 1873 (синод, библ., № 379).
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911. – Т. 12. – С. 358.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 2. – С. 1730, 1411.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907. – Т. 22-а (кн. 44). – С. 546.
Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 13. – С. 73.
Исторический вестник. – СПб., 1882, май. – С. 369–370.
–»– 1906, февраль. – С. 632; июнь. – С. 981.